Надежда Нечаева
Формирование монологической речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование монологической речи старших дошкольников
Наиболее эффективным методом развития и стимулирования самостоятельной речевой деятельности детей считается метод моделирования и мнемотехники. Данный метод рекомендован программой «Детство». Разнообразные модели помогают детям самостоятельно выбрать необходимую сказку, увидеть сюжет, составить ролевой диалог. Художественно-речевая деятельность предполагает пересказ сказок, потешек, рисование после чтения литературного произведения, подбор определений, эпитетов, сравнений, синонимов, антонимов к данному слову, подбор рифмы к ритмическим строкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности.
Публикация «Формирование монологической речи старших дошкольников» размещена в разделах
Приемы формирования самостоятельной речевой деятельности старших дошкольников :
-Обращение к хорошо усвоенному материалу. С этой целью в книжный уголок вносятся прочитанные детям произведения. Внесение в книжный уголок новых книг, например, с яркими иллюстрациями Ю. Васнецова. ,В. Лебедева и др. Они привлекают внимание детей. Ребята обмениваются впечатлениями об увиденном, вспоминают эпизоты из известных, знакомых им произведений, пытаются придумать содержание к той или иной иллюстрации.
-Слушание в грамзаписи музыкально-литературной инсценировки по знакомой сказке. Здесь закрепляются с детьми сказочный обороты, выражения, сравнения, запоминаются песни, интонации персонажей, которые ребята стараются затем воспроизвести при пересказе, драматизации.
-Создание воспитателем ситуаций, способствующих развитию самостоятельной речевой деятельности детей. На прогулке, при наблюдении за явлениями природы, воспитывать обращать внимание на березу, читая строки из стихов С. Есенина «Береза»
Дети подключаются, получается коллективное.
Рассказы по памяти, творческие рассказы.
В основе рассказов лежит работа памяти и воссоздающего воображения, рассказы детей живы, эмоциональны, но непоследовательны. Имеют большое значение для развития мышления, речи, проявления индивидуальности. Основой для рассказов служит интересная, содержательная жизнь детей дома и в детском саду. Рассказы бывают из коллективного и личного опыта.
Старшая группа – наши животные, огород, как мы делали игрушки малышам, наши зимние забавы, мой лучший друг, как я помогаю маме, как я отдыхаю летом, моя любимая игрушка.
Старшая группа самостоятельное рассказывание по образцу, затем образец дается по мере необходимости. Дети привлекаются к оценке. Темы чаще морально- этического плана. Используется коллективное рассказывание, когда каждый получает микро тему, совместное обсуждение плана.
Виды творческого рассказа.
1. Рассказы реалистического характера:
-Как Миша варежку потерял;
-Подарок маме;
2. Придумывание сказок:
-Что случилось в лесу с мышонком;
-Волк и медведь;
3. рассказы – описания:
-Случай во время дождя;
-На полянке;
-Зимой в саду;
4. Рассказы небылицы:
-Придумай небылицу;
-А если бы. ;
-Если бы я был Дед морозом;
5. Рассказы-сочинения по аналогии с литературным образом.
6. Рассказы-рассуждения;
-Почему улетают птицы;
7. По опорным словам-картинкам.
8. По рисункам, схемам.
9. Рассказы – фантазии:
-Путешествие в страну…
10. Придумывание сказок наоборот, «винегрета» из сказок.
Начинать обучение с придумывания конца рассказа, начатого воспитателем, авторскому тексту, с рассказ о реалистического характера. Четко определить композицию, дать варианты начала рассказа 2-3 образца на одну и ту же тему, 2-3 варианта развития сюжета с последующим разбором.