Юлия Савина
Формирование математических представлений у старших дошкольников посредством использования развивающих игр В. Воскобовича
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность педагогической технологии
Аннотация. Работа по АПО включает специальным образом организованную учебно-познавательную, самостоятельную деятельность детей, индивидуальную и подгрупповую работу. Представленный АПО является целостной системой создания и реализации условий для развития математических представлений посредством развивающего занимательного материала и игр на основе методики В. В. Воскобовича.
Новизна опыта
Публикация «Формирование математических представлений у старших дошкольников посредством использования развивающих игр В, Воскобовича» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Практическая новизна АПО заключается в разработке и реализации программы развития математических представлений у дошкольников на основе развивающей методике В. В. Воскобовича.
Целью является создание и реализация системы формирования математических представлений посредством развивающих игр В. В. Воскобовича.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
1) обосновать педагогические направления математического развития дошкольников в процессе развивающей игровой деятельности на основе методики В. В. Воскобовича;
2) определить возможности системы игровых методов и приемов В. В. Воскобовича как средства активизации математического развития старших дошкольников.
Актуальность проблемы математического развития дошкольников в ДОУ обусловлена тем обстоятельством, что наши дети живут и развиваются в новую эпоху информационных технологий. Само время требует других подходов к образованию дошкольников и младших школьников – перехода от традиционного информационно-накопительного метода обучения, направленного на усвоение конкретных знаний, умений, навыков, к наиболее перспективному на современном этапе – развивающему обучению. Именно при развивающем обучении, считает В. В. Воскобович, «создаются условия для развития у ребенка активности, самостоятельности, творческого преобразующего мышления. А дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в себе, успешно учатся, лучше ориентируются в социуме» [9, с. 17]. Эффективное развитие интеллекта детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, а также формирования его познавательных и творческих способностей, от которого зависит успешность обучения его в начальной школе.
2. Теоретическая и практическая значимость технологии
Математическая подготовка детей к школе предполагает не столько накопление конкретной суммы знаний, умений и навыков по данному разделу программы, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развития у них личного опыта познания, желания узнавать новое, фантазировать, действовать. Как пишет В. В. Данилова, «приоритетным направлением в работе является не навязывание ребенку готовых знаний, а необходимость в указании путей их приобретения» [10, с. 28]. Необходимо сделать процесс познания математических понятий и закономерностей более гибким, а итог – результативным. При обучении математике основное усилие должно быть направлено на то, чтобы воспитать интерес к самому процессу познания этого предмета, преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели. Обучение детей должно быть увлекательным, проблемно-игровым, обеспечивать субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.
Решить все эти задачи помогают развивающие игры нового поколения, разработанные петербургским автором Вячеславом Вадимовичем Воскобовичем. Содержание этих игр, методика и организация их проведения заключает в себе потенциал для развития познавательных и творческих способностей.
Эффективное развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, речи – является основной задачей технологии. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». В каждой игре ребенок всегда получает какой-то предметный результат.
Таким образом, возникает противоречие: между необходимостью формирования математических представлений у старших дошкольников посредством развивающей игровой деятельности на основе методики В. В. Воскобовича и отсутствием связанных с этим условий реализации в педагогическом процессе.
3. Описание технологии
На начальном этапе работы была проведена диагностическая работа с детьми.
Для определения уровня сформированности математического развития детей старшего дошкольного возраста к обучению был использован следующий диагностический инструментарий:
Тестовая методика «Найди квадрат» на выявление уровня развития обобщенности восприятия формы (К. Л. Печора, 1978).
Логическое запоминание: тест «Лишний предмет» (Г. Айзенк, 1972).
Познавательный интерес: тест: «Узнай фигуру». (Р. С. Немов, 2001).
Были обследованы следующие показатели: восприятие формы, логическое запоминание, познавательный интерес. Данные на начало работы по критериям :
Данные по сформированности математического восприятия (2016 г.)
Высокий уровень – 0 человек – 0%;
Средний уровень – 8 человек – 40%;
Низкий уровень – 12 человек – 60%.
Данные по сформированности логического запоминания (2016 г.)
Высокий уровень – 0 человек – 0%;
Средний уровень – 13 человек – 65%;
Низкий уровень – 7 человек – 35%.
Таким образом, анализируя результаты диагностического этапа, мы пришли к выводу, что необходимо совершенствовать математическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе развивающей игровой деятельности на основе методики В. В. Воскобовича.
Цель формирующего этапа – апробировать систему развивающих игр по методике В. В. Воскобовича.
Работа строилась по трем блокам: работа с детьми, работа с педагогами и работа с родителями.
В общей системе работы по данной теме особая роль отведена планированию воспитательно-образовательного процесса. Игровая деятельность организовывалась как в регламентированных видах деятельности, так и быту.
Освоение игр детьми происходит в три этапа:
1) на начальном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится взрослому, который знакомит детей с персонажами сказок и образной терминологией, подбором игровых заданий в зависимости от возможностей и интересов ребенка;
2) на втором этапе дошкольники осваивают основные игровые приемы, приобретают навыки конструирования, иногда выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концепции внимания;
3) на третьем этапе больше внимания уделяется развитию творчества и самостоятельности. Дети без помощи взрослых изобретают игровые задания и упражнения, предлагают новые решения задач, придумывают и конструируют предметные формы, составляют к ним схемы. Все три этапа учтены в планировании воспитательно-образовательной работы.
Из всего многообразия развивающих игр В. В. Воскобовича остановилась на некоторых: «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Чудо-крестики», «Кораблик «Брызг-брызг», «Прозрачный квадрат».
Развивающие игры В. В. Воскобовича я подбираю, исходя из основной темы каждого занятия.
Так, при знакомстве детей с отрезком, ориентировкой на листе бумаги и т. д., ввожу игру «Геоконт» так как она помогает детям построению фигур на листе бумаге по координатам поля, что способствует подготовки детей к освоению простейшего программирования, находить отрезки, сравнивать их по длине. Используя игру «Геоконт», знакомлю детей с таким свойством как упругость (резинки растягиваются и возвращаются в исходное положение, применяю схемы, которые способствуют формированию символической функции сознания. С помощью координатной сетки дети учатся рисовать план игрового поля и схемы фигур по словесной формуле. Эта игра погружает детей в мир геометрии, где дети осваивают основные понятия: луч, отрезок, прямая.
Во время темы «Знакомство с геометрическими фигурами», «Цвет, форма, величина», применяю игру «Чудо-крестики», которые способствуют закреплению цвета, формы, величины предмета, освоению схем сложения предметов.
На занятиях я учу превращать квадратики в разные фигуры, осваивать приемы конструирования, дети учатся давать характеристику геометрическим фигурам.
Проводя графический диктант, штриховку на листе бумаги, использую игру «Игровизор», в которой дети сравнивают полученный результат с образцом, переносят изображение по клеточкам, закрепляют ориентировку в пространстве листа.
На занятии «Части и целое», использую игру «Прозрачный квадратик», где дети учатся конструированию целого квадрата. В ходе выполнения тематического плана я разработала конспекты применения развивающих игр, как части занятий по математике.
Таким образом, в ходе формирующего этапа работы с использованием игровых материалов и НОД наметилась положительная динамика в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Для этого элементы игр и игровой материал по методике В. В. Воскобовича включались в структуру НОД, распределялись в соответствии с тематическим планированием по отдельным направлениям математического и познавательного развития, а также подготовлены консультации для педагогов и родителей.
4. Результативность использования технологии
По окончанию работы был проведен контрольный срез в старшей группе по выявлению уровня сформированности математических представлений у старших дошкольников на основе использования развивающих игр В. В. Воскобовича.
Цель контрольного этапа – провести повторную диагностику по выявлению уровней сформированности математических представлений в развивающей игровой деятельности по методике В. В. Воскобовича.
Итак, по результатам работы наметилась положительная динамика. В результате сравнительного анализа данных следует вывод, что позитивная динамика изменений математического развития дошкольников возможна в условиях специально организованной работы, в частности, использование развивающего игрового материала В. В. Воскобовича в совместной деятельности взрослого и детей.
В целом, проведенная работа позволяет сделать вывод о том, что эффективность уровня сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста будет повышена, если будут соблюдены следующие педагогические условия:
1) создана эмоционально-благополучная атмосфера в группе;
2) будут учтены выводы по диагностикам в отношении проведения НОД с использованием развивающего игрового материала по методике В. В. Воскобовича.
На контрольном этапе были получены следующие результаты. Был выявлен показатель высокого уровня восприятия – 4 человека (20%, логического запоминания – 2 человека (10%, познавательного интереса – 4 человека (20%).
Таким образом, были выявлены уровни сформированности математических представлений на момент окончания работы.
Из количественных и качественных полученных данных можно сделать определенные выводы. После проведенной работы наметилась положительная динамика в формировании математических представлений в развивающей игровой деятельности у старших дошкольников на основе методики В. В. Воскобовича. Естественно, что формировать у старших дошкольников математические представления в игровой деятельности по методике В. В. Воскобовича только в условиях дошкольного образовательного учреждения невозможно. Необходимо привлекать к данному педагогическому процессу членов ближайшего социального окружения ребенка – семьи.
Сопоставляя данные начального и контрольного этапов, можно сделать вывод о том, что выдвинутое предположение о том, что эффективность использования возможностей развивающей игровой деятельности по методике В. В. Воскобовича и игрового материала в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста будет возрастать при создании следующих условий:
- структурировании программного содержания математического развития;
- создании развивающей РППС, способствующей формированию у детей математических представлений;
- привлечении возможностей различных видов игр по методике В. В. Воскобовича в образовательном процессе в математическом развитии;
- организация интегрированного взаимодействия детского сада и семьи.
Проанализировав уровни развития у детей математических представлений можно сделать вывод о том, что работа по формированию у детей математических представлений дала положительные результаты. Улучшение показателей обусловлено использованием программы «Детство» и игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Развивающие игры Воскобовича».
5. Библиографический список
1. Атемаскина, Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец: Учебно-методическое пособие. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011. – 190 с.
2. Бантикова, С. Геометрические игры / С. Бантикова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 1. – С. 60-66.
3. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А. В. Белошистая. – М. : Педагогика, 2003. – 400 с.
4. Веракса, Н. С. Формирование единых временно-пространственных представлений / Н. С. Веракса // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 5. – С. 25-27.
5. Волошина, М. И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе / Под ред. В. Г. Горецского. – М. : Белгород, 1995. – 152 с.
6. Воскобович, В. В. «Гео-Метри-Я» / В. В. Воскобович. – М. : Педагогика, 2007. – 194 с.
7. Воскобович, В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» / В. В. Воскобович, Т. Г. Харько. – М. : Педагогика, 2007. – 256 с.
8. Воскобович, В. В. Развивающие игры Воскобовича / В. В. Воскобович, Л. С. Вакуленко. – М. : «ТЦ Сфера», 2015. – 175 с.
9. Воскобович, В. В. Развивающие игры Воскобовича : вчера, сегодня, завтра / В. В. Воскобович // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2014. – № 7. – С. 17-20.
10. Данилова, В. В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / В. В. Данилова. – М. : Просвещение, 1987. – 157 с.
11. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : Детство-Пресс, 2014. – 528 с.
12. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников : Кн. для воспитателя дет. Сада / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. – М. : Просвещение, 1992. – 186 с.
13. Каразану, В. Н. Ориентирование в пространстве (старший дошкольный возраст) / В. Н. Каразану // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 5. – С. 11-15.
14. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. – М. : Просвещение, 1994. – 297 с.
15. Муниципальная программа «Развитие образования городского округа «город Белгород» на 2015-2020 гг.» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации : URL : https://docs.cntd.ru/document/428652746 ( дата обращения: 18.02.2019).