МААМ-картинки

Формирование личного профессионального плана у подростков

Яна Власова
Формирование личного профессионального плана у подростков
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Дать опыт анализа личного профессионального плана

Задачи: 1. Расширить представления о личном профессиональном плане и алгоритме его анализа.

2. Анализ примеров личных профессиональных планов

3. Рефлексивные способности

Оборудование: Флипчарт, маркер, раздаточный материал (15 шт,

Схема организации пространства

Ход занятия

Этап занятия Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников

Организационный

Основной

Публикация «Формирование личного профессионального плана у подростков» размещена в разделах

Заключительный Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идём вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни.

Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идём уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Ваш подъём зависит во многом от того, как вы будете вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с вами по лестнице: будете толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперёд, идти рядом.

Вы сейчас находитесь в такой ситуации, когда вам необходимо спланировать своё движение по лестнице жизни, найти свой жизненный путь. Однако не всем удается достичь желаемых успехов. Одна из причин заключается в том, что план не всегда хорошо продуман, составлен без учета своих способностей и возможных препятствий.

На этом занятии мы научимся строить свою лестницу, а точнее поговорим о личном профессиональном плане и проанализируем несколько примеров.

Личный профессиональный план - это представление человека о своём профессиональном будущем, поэтому его построение зависит от него самого, его опыта.

Планирование обычно бывает : долгосрочное (на несколько десятилетий вперёд); на средний срок (несколько месяцев или лет) и краткосрочное (несколько дней, недель).

При составлении профессионального плана надо обдумать свою главную цель, полезно продумать реальные пути и средства достижения поставленной цели. Необходимо помнить, что в профессиональном плане всегда должен присутствовать и запасной вариант, ведь наша жизнь изменчива, и на пути к поставленной цели могут возникнуть неожиданные препятствия.

Для планирования своего профессионального пути часто используется схема профессионального планирования, разработанная Е. А. Климовым. Схема включает в себя восемь факторов, влияющих на выбор профессии.

Как вы думаете, какие факторы оказывают влияние на выбор профессии? (Записывает все, что говорят дети. После вписывает в восьмиугольник факторы)

Личный профессиональный план – то, на что выбирающий должен ориентироваться в первую очередь. План определяет наличие главной цели, цепочки ближайших действий – так называемой «жизненной перспективы;

- Мнение семьи. Зачастую, мнение родителей является определяющим при выборе профессии – к примеру, семья, состоящая из нескольких поколений врачей, наверняка захочет направить по этому пути и своих детей;

- Уровень притязаний. Это цель, к которой человек стремится, и в достижении которой человек считает себя способным.

- Мнение сверстников. Разумеется, мнение сверстников крайне важно, однако в то же время на него, как и на мнение родителей, не следует ориентироваться, как на непреложную истину. Важно помнить о том, что выбор профессии – это личный выбор каждого;

- Интересы/ склонности. При определении будущей работы необходимо учитывать и личные склонности учащегося – ведь человек наиболее успешен в той сфере деятельности, которая ему интересна;

- Способности. Однако одних лишь интересов недостаточно – для достижения успеха в выбранной области человек должен обладать соответствующими способностями и усиленно их развивать;

- Информированность. Немаловажны также знания о профессии, условиях работы, требованиях, которые предъявляет к профессионалам работодатель, условия поступления в учебные заведения. Обзаводиться ими следует уже на этапе появления склонностей и предпочтений – при помощи Интернета, печатных изданий, а также профессиограмм.

- Потребности рынка. Наконец, при выборе профессии следует ориентироваться на требования общества. Познания о них следует обновлять как можно чаще – потребностям общества присуща динамика, также обусловленная большим количеством факторов, ситуация на рынке труда чаще всего нестабильна, а потому нуждается в постоянном контроле.

Давайте рассмотрим пример, как можно анализировать ситуации самоопределения.

Зачитывает учащимся первую задачу-ситуацию (Задача-ситуация 1) : «Девятиклассник Вова Б. собирается стать юристом. Его дедушка, заслуженный юрист на пенсии, намерение внука одобряет. Сам Вова увлекается спортом. Ходит в секцию футбола, собирается пойти в группу восточного единоборства, дома иногда паяет, увлекается радиотехникой. В школе он учится в основном на тройки, но оправдывает себя тем, что в выпускном классе ему наймут репетитора и он станет отличником, и тогда после школы он спокойно поступит на юрфак МГУ. На вопрос, чем его привлекает профессия «юрист», отвечает, что это «очень денежная и уважаемая профессия». Вова иногда любит рассказывать своим приятелям о юридических подвигах своего дедушки-юриста, но товарищи слушают его как-то молча.

Как вы считаете, Вова обдуманно выбирает свою профессию?

Давайте посмотрим все ли факторы учитываются Вовой при построении своего ЛПП Если ЛПП строится с учетом какого-то фактора, то между ними проводится линия, если фактор не учитывается, то остается пустое место. Иногда возникает неоднозначная оценка относительно учета (или неучета) данного фактора, в этом случае ЛПП и фактор соединяются пунктирной линией.

Мы знаем, что Вовой Б. ЛПП строится с учетом мнения родителей и уровня притязаний, потребности рынка в юристах и информированность Вовы Б. о выбираемой профессии вызывает некоторые сомнения, а что касается склонностей, способностей и одобрения такого выбора товарищами, то в данной ситуации это как-то не прозвучало.

Теперь попробуйте самостоятельно проанализировать задачу ( Выдает раздаточный материал с задачей: «Лариса Т., ученица девятого класса, хочет стать врачом-терапевтом. Учится она на 4 и 5. Любимые предметы — литература и история. Дома любит шить и читать иностранную литературу. Лариса считает, что профессия врача очень интересная и благородная. Лариса — тихая и спокойная девочка, с претензиями на утонченность и изысканность. В классе ее уважают, но к намерению стать врачом относятся безразлично. Ее родители (инженеры) не одобряют намерений дочери, считая, что ей лучше поступать в технический вуз. Сама Лариса надеется после 11-го класса сразу поступить в медицинский институт, а если не поступит — год поработать санитаркой и поступать снова, уже имея стаж работы и даже небольшой опыт.»).

Кто хочет сказать, что у него получилось?

(Если отвечают неправильно, воспитатель помогает решить задачу: «Например, в данной ситуации очевидно, что Лариса не учитывает мнений своих родителей и одноклассников, не учитывает свои истинные склонности, есть некоторые сомнения по поводу ее знаний профессии и готовности пройти сложный конкурс в престижный мединститут, хотя с точки зрения уровня притязаний и потребностей общества выбор довольно обоснованный»)

Поскольку профессиональный план – представление, то зависит от личных качеств человека, обдумывающего свой план, от его характера, опыта, склада ума. Планы у разных людей могут быть смутными, отрывочными или полными, ясными, реалистическими или фантастическими. Пока это только планы, следует проанализировать их всесторонне, обдумать также различные приемлемые и возможные варианты.

Профессиональные планы с различными вариантами решения жизненных проблем являются хорошей возможностью избежать стрессов от каких-либо неудач. Важно научиться быть исследователем своей жизненной и профессиональной перспективы, изучать себя в различных жизненных ситуациях, строить свою жизненную лестницу.

В завершении урока, проверим как вы поняли материал. Ответьте, пожалуйста, письменно на вопросы. ( Раздает листы с заданием: «Продолжите предложения: На этом занятии я узнал… На занятии я научился… Для меня была новой следующая информация… Я воспользуюсь полученной информацией для…»

Собирает листы.)

Спасибо за работу.

Слушают.

Отвечают на вопрос.

Слушают.

Отвечают. Высказывают свое мнение

Читают текст. Самостоятельно выполняют задание

Обсуждают задачу, говорят свои ответы.

Отвечают письменно на вопросы. Сдают листы.

Публикации по теме:

Адаптация. Записки из личного опытаАдаптация. Записки из личного опыта Адаптация. Мифы и реальность. Заметки воспитателя из личного опыта. Ребенок впервые идет в детский сад. Начинается новый этап в жизни.

Доклад на МО «Трудовое воспитание подростков с ОВЗ» Существенная роль в решении коррекционных, воспитательных и образовательных задач специальной (коррекционной) школы принадлежит трудовому.

Факторы и механизмы социального развития подростков Эволюция содержания и методов социализации неразрывно связана с изменением социально-экономической структуры и форм общественной деятельности.

Гендерные особенности эмоциональных отклонений у подростков Гендерные особенности эмоциональных отклонений у старших подростков Подростковый возраст является важным этапом в общем процессе становления.

Консультация для воспитателей «Рассказ детей из личного опыта» Рассказы из личного опыта имеет большое значение для развития речи детей. Дети учатся использовать свой жизненный опыт, передавать его в.

Квест для детей и подростков «Запасной планеты у нас нет» Квест «Запасной планеты у нас нет» Цель: воспитывать у детей и подростков гуманное отношение к природе. Действующие лица: Ведущий 1 Ведущий.

Отклонение в поведении «трудных» подростков В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному.

Конспект тренинга для подростков «Все в твоих руках» Тема: «Все в твоих руках» Цель: научить участников лучше разбираться в себе, контролировать свое поведение. Отработать навыки самоэффективности.

Эмоциональные отклонения у подростков ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ ЗАРУБЕЖНЫМИ И ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ ПСИХОЛОГАМИ В работе произведено теоретическое исследование.

Занятие для подростков «Развиваем свои способности» Цель: помочь воспитанникам определиться в своих интересах, желаниях, стремлениях, профессиональных предпочтениях, убедить их в том, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование личного профессионального плана у подростков
Опубликовано: 5 февраля 2017 в 10:45
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование личного профессионального плана у подростков» (включая файлы) размещена пользователем Яна Власова (УИ 805630) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД