Галиуллина Анастасия Вячеславовна
Формирование лексико-грамматического строя речи у детей в норме
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие психических функций, а также грамматический и лексический строй речи играют важную роль в развитии словаря ребенка.
Лексика формируется тогда, когда ребенок видит и понимает все предметы и объекты, которые его окружают. Знакомство с предметами и объектами, а также с и их действиями, словарный запас ребенка наполняется и обогащается.
Публикация «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей в норме» размещена в разделах
Л. С. Выготский говорил о том, что самая первая и важнейшая функция речи ребенка – это взаимосвязь с окружающим миром. Любое действие ребенка, не важно, на ранних этапах или уже в дошкольном возрасте, должно реализовываться вместе со взрослым человеком.
До сих пор в психолингвистике и психологии, отмечается, что развитие речи формируется двумя процессами. Первый процесс – неречевая деятельность, она обусловлена чувственным восприятием самого ребенка. Второй процесс – это уже речевая деятельность ребенка, которая осуществляется вместе со взрослым. Общение взрослого человека и ребенка носит субъективный характер, у ребенка появляется стимул вступить в непосредственный контакт с людьми намного взрослее его и выразить свои чувства и эмоции. Далее ребенок начинает знакомиться со знаковой системой языка, эта система обусловлена символами звуков. В этот момент ребенок активно втягивается в контакт с людьми, обуславливающий речью. Это вступление с начало происходит с простых и понятных фраз, которые взаимосвязаны с конкретизирующей ситуацией. Таким образом, вся окружающая среда ребенка во многом влияет на формирование лексики.
Самый ранний этап формирования речи просматривается у таких авторов, как Д. Б. Эльконин, Г. Л Розенгарт-Пупко, Н. И. Жинкин и другие.
В начале второго года жизни ребенка появляется словесный раздражитель. По мнению М. М. Кольцовой, ребенок к каждой ситуации подбирает слова, которые характеризуют данное событие. На первой стадии развития ребенок поворачивает голову в разные стороны, фиксирует свой взгляд (ориентировочный рефлекс) на стоящего перед ним человека – это и есть реакция на словесный раздражитель. Далее за ориентировочным рефлексом возникает следующий рефлекс на словесный раздражитель. Ребенок становится подражательным, много раз повторяет одно и то же слово. В этот промежуток ребенок начинает произносить слова-лепеты, как правило, он слышит слово и воспроизводит фрагмент, который состоит из слогов, находящихся под ударением. Этот этап развития большинство специалистов называют «слово-предложение». Это «слово-предложение» не обладает грамматическим значением. Ребенок называет предметы (киса) и указывает на них (там, говорит о своём действии (бай, что-нибудь просит (дай).
В возрасте от полутора до двух лет ребенок расчленяет комплексы на части, которые между собой вступают в разные комбинации (Настя кукла). Словарь ребенка начинает расти, к двум годам он составляет около трехсот слов. Ребенок переходит от пассивного словаря к активному, он задаёт такие вопросы, как «что это?». Таким образом, ребенок первоначально получает знаки от людей, которые его окружают, а потом уже осознает их и переходит к открыванию функции знаков.
Сначала смысл слова непонятен, расплывчат, одно и то же слово может обозначать несколько значений. Например, слово «па» может иметь разный смысл: упало, папа. Чтобы уточнить смысл слова, имеющее несколько значений, нужно понимать с какой интонацией ребенок его произносит, какими жестами его сопровождает.
Вместе с уточнением значения слова образуется и развитие структуры значения слова. Слово сложно по своей структуре, оно является обозначением предмета, значением образа предмета. Слово обозначает конкретный образ предмет, так же оно обобщает взаимосвязь предметов с их действиями и признаками. Слово, в зависимости от смысла предложения, может иметь несколько значений. Также оно приобретает разные значения, в зависимости от интонации высказывания.
А. А. Леонтьев, Н. Я. Уфимцева выделили несколько элементов значения слова:
1) денотативный компонент, т. е. отражение в значении слова особенностей денотата (стол это конкретный предмет);
2) понятийный, или концептуальный, или лексико-семантический компонент, отражающий формирование понятий, отражение связей слов по семантике;
3) подразумеваемый компонент отражение всех эмоций говорящего к слову;
4) контекстуальный компонент значения слова (холодный зимний день, холодный летний день).
Первоначально, у ребенка появляются не все слова, все происходит постепенно. Л. С. Выготский писал: «Всякое значение слова…представляет собой обобщение. Но значения слов развиваются. В тот момент, когда ребенок впервые усвоил новое слово…развитие слова не закончилось, оно только началось; оно является вначале обобщением самого элементарного типа и только по мере своего развития переходит от обобщения элементарного типа к все высшим типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий».
С каждым годом жизни ребенка, его словарный запас значительно растет.
По проведению специалистами исследований, было доказано, что у ребенка сначала происходит установление связи с конкретным предметом.
Понятийный, концептуальный компонент значения слова усваивается ребенком позднее по мере развития операций сравнения, обобщения, анализа, синтеза. Сначала ребенку объясняют значение слова стол, раннее ребенок говорит: «На нем едят». Позднее он по-другому объясняет слово стол: «Это вид мебели», то есть соотношение слова с более общим понятием.
Постепенно ребенок овладевает и контекстуальным значением слова. Так, ребенок дошкольного возраста с большим трудом овладевает переносным значением слова, афоризмами.
Сами понятия начинают образовываться еще в раннем детстве, когда ребенок только-только знакомится со словом. Но психические предпосылки начинают появляться в подростковом возрасте, которые и дают основу понимания образования понятий. На ранних этапах развития речи оказывает влияние жесты, мимика, интонация, ситуация, слово имеет расширенное значение, не усваивает слово в его «взрослом» значении. От 1 и до 2,5 года переносят значение слова на ряд других слов, которые связаны с исходным предметом. Ребенок использует одно и то же слово для называния целого ряда предметов, которые имеют сходные значения (размер, движение, вкусовые качества и др., он называет одним словом все те признаки, которые психологически значимы для него в период его психического развития.
Л. П. Федоренко выдвинул несколько степеней обобщения слов по смыслу:
1) нулевая степень. Это существительные в единственном падеже. Называния предметов являются для них такими же именами собственными, как и сами имена людей. (от 1 года до 2 лет);
2) усвоение слов, которые относятся к первой степени обобщения. К концу второго года жизни у ребенка происходит понимание обобщенного значения предметов, их качеств и действий;
3) начало усвоения слов, которые относятся ко второй степени обобщения. К трем годам у ребенка усваиваются слова, обозначающие родовые понятия (одежда, посуда);
4) усваиваются слова, которые относятся к третьей степени обобщения. К пяти годам происходит усвоение слов, обозначающие родовые понятия (разные цвета, растения и т. д.);
5) усвоение и осмысление слов, которые относятся к четвертой степени обобщения. Ребенок понимает состояние и признаки предмета и т. д. (подростковый возраст).
Количество слов ребенка возрастает благодаря тому, что он усложняет свою деятельность, общается с людьми, обогащает свой жизненный опыт, получает новые и приятные эмоции и ощущения.
Словарный рост ребенка по данным Е. А. Аркина:
1) один год – это около 9 слов;
2) один год и шесть месяцев – 39 слов;
3) два года – 300 слов;
4) три года и шесть месяцев – 1110 слов;
5) четыре года – 1926 слов.
Н. А. Гвоздев говорит о том, что ребенок в четырех летнем возрасте говорит около 50,2% существительных, глаголов 27,4%, прилагательных 11,8%, наречий 5,8%, числительных 1,9%, союзов 1,2% и т. д.
Ребенок 6 7 лет на каждые 100 употребляемых слов говорит только 8,65% прилагательных. Он говорит прилагательные, которые наиболее употребляемые и распространенные (маленький, большой, плохой, хороший, папин и т. д.). Использует более 40 прилагательных для обозначения цвета. Самыми распространенными прилагательными являются синий, белый, красный, черный, так как это базовые цвета, которым учат еще с 1,5 года.
Лексическая системность у маленьких детей и у взрослых отличается. Маленькие дети объединяют слова преимущественно по тематическому принципу (помидор – грядка, а взрослые относят слова к одному понятию (собака – кошка, помидор – овощ).
А. В. Захарова говорила о том, что для детей так же важны местоименные прилагательные. В основном они знают такие местоименные прилагательные, как «кто такой», «который», «этот», «наш», «мой» и т. д.
В разговоре детей в возрасте 6 – 7 лет проявляется регулярное повторение прилагательных, обозначающих размер (огромный, большой, маленький).
Развития мышления и речи способствует обогащению и систематизированию лексики. У детей слова распределяются по группам на основе тематического принципа (помидор – грядка). По мнению Т. Н. Наумовой, у дошкольников в возрасте от 4 до 6 лет происходит увеличение банальных реакций на слова-стимулы, но в основном более обширно и эффективно происходит у детей шестилетнего возраста.
Семантическое поле – это языковые единицы, которые соединены друг с другом семантическим признаком.
Н. В. Серебрякова выделяет три этапа организации семантических полей:
1) не сформировались семантические поля. У ребенка идет опора на чувственное восприятие ситуации, которая его окружает. Вместо слов, обозначающие реакцию, он говорит о предметах, которые в его окружают (Собака мяч). Так же лексическая системность недоразвита;
2) ребенок знакомится со смысловыми связями слов, отличающиеся друг от друга по семантике, но все же имеющие образную связь (дом – крыша). Семантическое поле еще не сформировано;
3) формирование понятий. Вместо образных связей появляются связи между словами (дерево – береза). Происходит разделение структуры семантического поля.
В семь лет у детей происходит значительно достойный скачок в формировании лексики, семантические поля. Происходят изменения объединения единиц языка в группы и в их одновременной последовательности в ассоциативном поле.
К 8 годам у ребенка образовывается само ядро семантического поля.
Лексика тесно взаимосвязана со словообразованием. Лексические средства достаточно ограничены и из-за этого ребенок не может понять всю окружающую действительность, поэтому он приходит к словообразовательным средствам. Если ребенок еще не владеет готовым слово, то он прибегает к «словотворчеству», начинает его изменять уже по известным ему правилам. Если это слово имя существительное, то взрослые не видят «словотворчество» ребенка.
Для ребенка сложно освоить всю языковую систему, она усовершенствуется со временем, поэтому становление лексики происходит поэтапно. Чтобы у ребенка в дальнейшем не возникло проблем с разговорной и письменной речью, нужно знать этапы становления лексики и, конечно же, обогащать словарный запас.
Развитием грамматического строя речи занимались такие специалисты, как Т. Н. Ушакова, А. Н. Гвоздева и др.
Определенный уровень всех мыслительных процессов ребенка формирует грамматический строй речи. Для освоения словоизменения, ребенок должен уметь правильно различать грамматические значения, так как для овладения языковой формы, нужно понять её значение. Сначала ребенок слышит разговор людей, далее начинает закреплять грамматические правила и восполняет их в своем разговоре.
Этапы формирования разговорной речи по А. Н. Гвоздеву:
Первый период. 1года 3 месяцев 1 года 10 месяцев. Этот период включает в себя два этапа:
первый этап (1 года 3 месяцев 1 года 8 месяцев). Ребенок овладевает однословными предложениями. Его слова простые и могут означать несколько значений, но для понимания его потребностей, нужно знать с какой интонацией он просит и какими жестами сопровождает свою мысль. Его речь сопровождается существительными, которые обозначают звукоподражание, называние лиц и слова-лепеты.
второй этап (1 года 8 месяцев 1 года 10 месяцев). Слова уже перетекают во фразу. Ребенок, в речевом контакте взрослых, улавливает только общее содержание всего сказанного. Все услышанное ребенком, в дальнейшем воспроизводится с потерей грамматической связи. Все слова он произносит в именительном падеже единственного числа или в форме, которая искажается.
Второй период. 1 года 10 месяцев 3 года. Период включает в себя три этапа:
первый этап (1 год 10 месяцев – 2 года 1 месяц). Появляются первые формы слов. Ребенок использует применение разных формы к одному слову. Он использует существительные именительного падежа единственного и множественного числа (окончание «ы», «и», винительного падежа (окончание «у») и редко встречается родительный падеж (окончание «ы»). К двум годам появляются имена прилагательные. В речи ребенка начинают появляться грамматические отношения между словами.
второй этап (2 года 1 месяц – 2 года 6 месяцев). Использование флексий для связи слов. Ребенок овладевает более общими и упрощенными правилами формообразования. Происходит замена одних флексий на другие, но происходит это в рамках одного грамматического значения. Он усваивает изменение по лицам, но кроме второго лица множественного числа, также понимает разграничение форм прошедшего и настоящего времени. Прилагательные во множественном числе использует только в именительном падеже. Появляются сложные предложения (5 – 8 слов, сначала бессоюзные, а потом уже сложносочиненные предложения с предлогами.
третий этап (2 года 6 месяцев – 3 года). Уяснение предлогов происходит только после понимания флексий. На начальном этапе ребенок не употребляет предлоги, но этот процесс не так длителен. После усвоения и применения флексий, ребенок переходит к предлогам. Предлоги и союзы просты, но при переходе к более сложным предлогам наблюдаются трудности в построении и восприятии предложений.
Третий период. 3 года – 7 лет. У дошкольника происходит уяснение грамматических форм по типам склонения и спряжения, а также единичные формы и исключения. «Словотворчество» исчезает, так как ребенок пользуется общими и частыми правилами грамматики. В возрасте до четырех лет у ребенка иногда встречаются неподвижные ударения при словоизменении. После четырех лет ударение подвижно, но нарушение чередования в основах глагола остаются.
Таким образом, развивая у ребенка лексический и грамматический строй речи, обогащается его словарный запас слов. При видении и понимании действий и предметов, дошкольник формирует и развивает лексический строй речи, а в дальнейшем изучает грамматическую основу слова В дошкольном возрасте ребенок закрепляет всю основу практической части сложной грамматики, что и позволяет ему в школьном возрасте овладевать всеми грамматическими закономерностями при изучении русского языка.