Есина Елена Владимировна
Формирование лексико-грамматических категорий речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день перед современным педагогом стоит множество задач. Хотелось бы отметить что одной из приоритетных, весомых и значимых является раннее выявление детей с ОВЗ, а, следовательно, и оказание своевременной помощи в устранении имеющихся нарушений в речи. Причем работа по компенсации речевых расстройств у дошкольников включает целый комплекс мероприятий, в котором все участники образовательного процесса работают слаженной командой единомышленников. Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей [1]. Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики [3].
Темочки:
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Работая более 19 лет в детском саду, опыт работы и ежегодный мониторинг речевого развития детей дает право утверждать, что с каждым годом увеличивается численность детей с нарушениями речи. Надо отметить, что большую часть из них составляют дети с общим недоразвитием речи. В работах многих авторов (В. К. Воробьевой, Б. М. Грин-IIIпуна, В. А. Ковшикова, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас. Характерным признаком для этой группы детей являются значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом [2].
Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Данное речевое расстройство носит сложный характер, проявляющийся в разных формах дефекта и имеет неоднородные причины по природе его возникновения.
Основополагающим направлением коррекционной работы с детьми с ОНР является развитие лексико-грамматической стороны речи. Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объёма экспрессивного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, трудностях актуализации словаря. При организации логопедического воздействия необходимо учитывать современные лингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией.
С учётом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:
1. Словоизменение:
- категории числа : «Один - много» (стол – столы, красивый – красивые, едет – едут);
- категории рода : «Он, она, оно» (он – заяц, она – девочка, оно – солнце);
- категории падежа :
родительный падеж: «У кого тетрадь? Чего не стало?»;
дательный падеж: «Подарить кому?»;
винительный падеж: «Рисую что? Кормит кого?»;
творительный падеж: «Чем рисует мальчик? Кем гордится мама?»;
предложный падеж: «Говорю о ком? Читаю о чём?».
2. Словообразование:
- образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;
- образование существительных от существительных;
- образование прилагательных от существительных;
- образование приставочных глаголов;
- образование глаголов от существительных и звукоподражаний;
- образование сложных слов.
3. Согласование:
- существительных с местоимениями;
- существительных с прилагательными;
- существительных с числительными;
- глаголов прошедшего времени с местоимениями.
4. Формирование фразы :
- простые нераспространённые предложения;
- распространённые предложения (распространение предложения путём введения определений, наречий, однородных членов предложения);
-предложения с использованием предлогов (предложно-падежные конструкции);
- сложносочинённые предложения (с союзами «а», «и», «но, «да»);
-сложноподчинённые предложения (с союзами «потому», «потому что», «чтобы», «для того, чтобы», «затем, чтобы» и др.).
Работу по формированию грамматического строя речи необходимо проводить в системе. Лучше всего педагогическое воздействие проводить, используя предметные действия, игры, труд и другие виды детской деятельности, опосредованных словом в общении со взрослыми и детьми. Это позволяет создать эмоционально-положительный настрой у ребёнка, что в свою очередь приводит к большей эффективности в работе.
Так как ведущим видом деятельности ребёнка дошкольника является игра, поэтому её следует использовать как один из основных приёмов в данном разделе работы. Благодаря игре, её динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных грамматических категорий. Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:
• настольно-печатные;
• дидактические;
• подвижные игры;
• сюжетно – ролевые;
• компьютерные игры.
Существуют настольно-печатные игры, способствующих формированию грамматических категорий :
«Один - много» – закрепление формы множественного числа имён существительных;
«Что без чего?» – формирование навыка образования существительных родительного падежа;
«Скажи какой, какая, какое? – формирование навыка словообразования ( относительных прилагательных: сок из яблок - яблочный);
«Весёлый счёт» – закрепление умения согласования числительных с существительными;
«Назови ласково» – формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных существительных.
На одной настольно-печатной игре можно отработать несколько задач по формированию грамматического строя речи. Рассмотрим, всем известную настольно-печатную игру «Лото». На материале данной игры можно отрабатывать:
- согласование существительных с местоимениями, с прилагательными, с числительными: Чья белка? Чей крот? Какая белка?
- падежные формы имён существительных.
У кого пушистый хвост? У кого длинные уши? (Р. п.)
Кем была белка? Кем был медведь? (Т. п.)
Кому дадим орехи? Кому дадим мёд? (Д. п.)
О ком скажем: рыжая? О ком скажем колючий? (П. п.);
- образование уменьшительно- ласкательные существительные белка-белочка, заяц-зайчик.
- образование прилагательных от существительных: чьи у белки лапы? – беличьи, чей у медведя хвост? – медвежий, чьи у льва уши? - львиные.
Следующий вид игр – это словесные дидактические игры. Это самые известные и широко применяемые игры, например: «Жадина», «Кому что нужно», «Волшебные очки», «Один-много», «Хвастунишки», «Чего много?» и т. д. На самом деле почти каждую настольно-печатную игру можно использовать, как словесно-дидактическую.
Предлагаем еще один вид игр – подвижные игры. Подвижные игры освобождают детей от утомительной неестественной неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности, развивают общую и мелкую моторику, нормализуют эмоционально-волевую сферу. И, конечно, побуждают детей к общению. Этим можно воспользоваться, работая над формированием грамматического строя речи. Подвижные игры многообразны: игры с предметами, хороводные, игры на координацию движений и речи, игры с правилами, сюжетные, бессюжетные, игры соревновательного характера, игры-аттракционы.
Таким образам, использование в коррекционной работе с детьми разнообразных игровых приемов и методов по формированию лексико- грамматических категорий, способствует более глубокому и осознанному усвоению детьми грамматической стороны речи. В играх дети более осмысленно подходят к заданиям, с большим интересом относятся к игровым действиям, легче выявляют языковые закономерности и вводят их в свою речь.