Нина Краева
Формирование культуры безопасного поведения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Культура безопасности – это составная часть внутренней культуры личности, от которой зависит поведение человека в современном меняющемся мире. К понятию культуры безопасности можно отнести способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения своей безопасности, а также степень развитости общества в этой области. Современные реалии, представляющие все возрастающие угрозы жизни и здоровью людей, в том числе на дорогах, заставляют обратить особое внимание формированию культуры безопасности.
Темочки:
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для педагогов
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Темочки
Возрастающая плотность движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в школе может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Наша задача - воспитывать культуру поведения на дорогах с детства.
Культура безопасного поведения на дорогах включает в себя:
- постоянное изучение и совершенствование знаний Правил дорожного движения с учё том личных потребностей: пешеход, пассажир, водитель;
- воспитание в себе внутренней потребности и дисциплины в соблюдении Правил дорожного движения;
- умение оценивать обстановку, складывающуюся на дорогах, предвидеть развитие событий и возможности возникновения опасной ситуации;
- владение умениями и способами на основе оценки обстановки на дороге избегать опасных ситуаций;
- умение действовать адекватно в дорожно-транспортной ситуации для снижения фактора риска для себя и окружающих.
Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской безопасности на дорогах и профилактики травматизма.
Такой подход включает в себя учебную и внеурочную деятельность, работу с родителями, информационное и материально-техническое обеспечение и контроль со стороны администрации.
Рассмотрим, как происходит формирование культуры безопасного поведения обучающихся на дороге в лицее?
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование среди учащихся навыков безопасного поведения на дорогах проводится согласно планам работы лицея.
1. Учебный процесс:
- проведение занятий и бесед с обучающимися в рамках программы по ОБЖ;
- изучение Правил дорожного движения по другим программам, согласованным и утвержденным педагогическими советом;
- проведение учебных экскурсий;
- ежедневные пятиминутки в конце последнего урока;
- показ учебных видеофильмов, кинофрагментов, использование учебных компьютерных программ;
2. Внеурочная деятельность
- проведение тематических классных часов и викторин; задачами которых: углублять знания учащихся о правилах дорожного движения, формировать представления лицеистов о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам, воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
- беседы инспекторов ГИБДД с обучающимися, которые проводят инструктаж по ПДД. На территории нашего лицея есть переносная тренировочная вело-площадка, на которой мы изучаем правила дорожного движения не в теории, а на практике.
- участие в мероприятиях по Правилам дорожного движения, проводимых на федеральном, региональном и муниципальном уровне;
- участие в мероприятиях по безопасности дорожного движения, проводимых в рамках Всероссийской операции "Внимание - дети!", всероссийской акции «Засветись!», всероссийском форуме юидовцев.
- обсуждение с учащимися конкретных примеров дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних произошедших на территории города;
- проведение бесед с учащимися-нарушителями о соблюдении Правил дорожного движения;
- создание и работа отряда юных инспекторов движения.
- огромное значение для формирования культуры безопасного поведения на дорогах имеют творческие мероприятия, что позволяет не только закрепить полученные знания и выработать правильные действия в дорожных условиях, но и воспитать у учащихся высокий уровень духовного самосознания, внимательность, ответственность, дисциплинированность, доброжелательность при этом реализовав их творческий потенциал.
Информационное и материально-техническое обеспечение
- программы, справочная и методическая литература: библиотека у каждого учителя, преподавателя ОБЖ, а также у ответственного за организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении;
- оформление и размещение стенда по безопасности дорожного движения, план-схемы безопасного подхода к образовательному учреждению, уголков по безопасности дорожного движения в начальной школе;
- наличие индивидуальных схем у учащихся начальной школы;
- инструктаж воспитателей, педагогов, классных руководителей на методических объединениях, совещаниях классных руководителей (воспитателей, педагогических советах;
4. Работа с родителями
- обсуждение вопросов безопасности дорожного движения на родительских собраниях;
- обсуждение вопросов по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на заседаниях родительского комитета;
- проведение бесед с родителями по сообщениям о дорожно-транспортных происшествиях с участием их детей и подростков и нарушениях правил дорожного движения несовершеннолетними.
В работе лицея выделяются следующие виды деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма:
• организационная работа;
• инструктивно-методическая работа;
• массовая работа.
На базе лицея также есть отряд ЮИД, целью которого является: вовлечение в целенаправленную и систематическую работу учащихся, учителей, родителей, общественности.
Задачи кружка:
• широкое привлечение школьников к пропаганде правил безопасного поведения на дорогах;
• углубленное изучение и закрепление знаний ПДД;
• овладение навыками работы по пропаганде ПДД;
• овладение практическими навыками предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;
• овладение практическими навыками оказания первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП.
Основные направления деятельности:
1. Учебно-методическое: (обучение ЮИД, обучение по ПДД, практическая отработка навыков, методическая копилка материалов)
2. Информационное : (выпуск газет, видеороликов, оформление уголка безопасности, работа с родителями).
3. Агитационно-пропагандистское: выступление агитбригад, работа ЮИД, конкурсы рисунков и плакатов, акция «Внимание, дети!», участие в конкурсе «Безопасное колесо», городские рейды совместно с ГИБДД.
В работе отряда ЮИД практикуются инновационные методы обучения:
• Ролевые игры, городские рейды, семейные турниры, агитбригады
• Интерактивные уроки, игровые тренинги
• Проектная деятельность, соревнования
• Обучение сверстников, мозговой штурм
• Метод коридорных провокаций (QR-код)
• Работа в пресс-центре, создание видеороликов, буклетов, листовок
Две недели назад команда юидовцев Лицея вернулась из Москвы, где 276 юных инспекторов движения из 68 регионов России приняли участие в форуме «Я выбираю ЮИД». Мероприятие было организовано Министерством Просвещения России при поддержке Госавтоинспекции МВД России. Ребята и педагоги-наставники приняли участие в разработке стратегии развития общественной организации ЮИД, в обмене опытом с другими субъектами по инновационной деятельности в деле пропаганды ПДД, обсудили социальную кампанию, приуроченную к 50-летию движения. Лицеисты познакомились с достопримечательностями Москвы на обзорной экскурсии, побывали в музее ГИБДД, на выставке ретро-автомобилей, в технопарке при Российском институте транспорта и на интерактивной площадке по правилам дорожного движения.
Выводы:
Систематическая работа с детьми по формированию навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, использование эффективных современных методов и приемов, учет возрастных особенностей детей дают положительные результаты. В прошлом учебном году выявлен только один случай нарушения ПДД лицеистом.
Таким образом, формирование культуры безопасного поведения на дорогах является важнейшей задачей нашего общеобразовательного учреждения, и актуальность этой задачи в ближайшее время будет только усиливаться. Формирование культуры безопасного поведения на дорогах детей школьного возраста является педагогическим условием включения их в жизнь, становление и развитие у них готовности эффективно действовать в непредсказуемых, опасных, критических условиях.
Нужно сделать всё, чтобы наши дети росли здоровыми и счастливыми и шагали вместе с нами по безопасной дороге в безопасный мир!