Анна Ширкова
Формирование культурно-гигиенических навыков в условиях пребывания ребенка в детском санатории
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование культурно – гигиенических навыков в условиях пребывания ребенка в «Детском санатории - РЦ «Детские Дюны» посредством методики словесного алгоритма (стихотворения – подсказки)
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье окружающих.
Темочки:
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
Воспитание культурно – гигиенических навыков и привычек является одной из основных, значимых задач воспитательного процесса наряду с организацией режима дня, питания и закаливания. Все эти навыки в совокупности необходимы для укрепления здоровья ребенка и его разностороннего развития, особенно в условиях «Детского санатория - РЦ «Детские Дюны».
Культурно – гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения. Т. е. включает важную задачу – воспитание культуры поведения.
Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
Физиологической основой культурно – гигиенических навыков и привычек является образование условно – рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов.
Навык — автоматизированный способ выполнения какого-либо действия, которое в целом регулируется сознанием.
Привычка — постоянная непроизвольная форма поведения, которая проявляется в ответ на определенные повторяющиеся воздействия. Привычки образуются в процессе накопления индивидуального опыта с первых недель жизни; в дальнейшем число их постоянно увеличивается.
Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.
Условно культурно-гигиенические навыки делятся на 3 группы:
Выделяют три основные категории культурно-гигиенических навыков: гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук, пользование горшком и т. п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).
Пребывание ребенка в «Детском санатории - РЦ «Детские Дюны» обусловлено некоторыми особенностями: разновозрастность детей, разный уровень социальной и индивидуальной развитости, особенности здоровья, краткосрочное пребывание. Оторванность от матери (значимого взрослого) так же оказывает большое влияние на ребёнка дошкольного возраста. Для детей, находящихся на лечении в «Детском санатории - РЦ «Детские Дюны» с заболеванием кишечно-желудочной системы, формирование гигиенических навыков особенно актуально.
Учитывая выше сказанное, мной разработана методика формирования гигиенического навыка, в частности – мытья рук, посредством словесного алгоритма (стихотворения – подсказки). Через слово совершается самоконтроль действия. Впоследствии, слово уходит на второй план, а навык закрепляется, становится привычкой. Данная методика наиболее приемлема для детей дошкольного возраста 4-7 лет, так как к 4 годам у ребенка уже достаточно сформировано речевое развитие, взаимосвязи второй и первой сигнальной системы устойчивы.
Описание методики формирования гигиенического навыка посредством словесного алгоритма:
Мной придуман стишок – подсказка (вербальный алгоритм действия, который отображает последовательность действий, в частности мытьё рук.
1. Дети выучивают стишок-подсказку, выполняя мнемо–действия, которые соответствуют смысловой нагрузке стихотворения.
2. Дети моют руки, проговаривая стишок – подсказку. Важно учитывать, что бы ребёнок проговаривал стишок исключительно в удобном ему темпе, с удобной ему удобной интонацией. Чёткость проговаривания не так важна, дети по мере автоматизации навыка опускают слова, проговаривают себе только те слова, действия к которым вызывают ещё затруднения (повышенный самоконтроль).
Стихотворение – подсказка:
Руки я умею мыть и подсказки говорить.
Рукава я закатаю.
Воду тёплую включаю.
Мыло душистое беру,
И ладошки мылом тру.
Мыло много не бери,
Мыло в пену разотри.
Пена грязная у нас,
Смою я её сейчас.
Капельки стряхнули.
Насухо ладошки промокнули.
Сначала, следует разучить стихотворение с проговариванием и с мнемо - движениями. Стихотворение очень лёгкое и дети заучивают его быстро. На первую строчку, дети поднимают ладошки, руки согнуты в локтях, сжимают и разжимают кулачки – концентрация внимания детей на предстоящих действиях. Далее, дети показывают движения, которые соответствуют смысловой нагрузке строчки, имитируют действия:
закатать рукава, открыть кран, взять мыло, потереть мылом внутреннюю сторону ладоней, положить мыло, вспенить мыло круговыми движениями ладоней, смыть пену с рук с обеих сторон ладоней, стряхнуть капельки в раковину «ладошки лодочкой», прижимать полотенце к рукам с внешней и внутренней стороны.
Когда стишок – подсказка выучен, дети во время выполнения мытья рук проговаривают слова, стараются выполнять действия соответственно стихотворению. Проговаривание действий облегчает формирование навыка. Ребенок концентрирует внимание на действии, действие запускается вербально.
Практика показывает, что использование такого приёма (задание вербального алгоритма действия) во многом облегчает формирования навыка мытья рук, т. к. используется игровая форма обучения. Гигиенический навык формируется быстрее, т. к. механизм запоминания действия теперь имеет под собой вербальный алгоритм, волевая сфера переходит на уровень самоконтроля.
Принцип данной методики можно применять и для формирования других культурно-гигиенических навыков.