Людмила Евдокимова
Формирование культурно-гигиенических навыков как задача воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование культурно-гигиенических навыков является одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду, которое позволяет решить задачу развития физически крепкого ребенка.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования культурно-гигиенических навыков, так как нервная система ребенка пластична, а бытовые процессы, обеспечивающие жизнедеятельность детей, повторяются ежедневно, систематически и неоднократно. Привитые в детстве навыки в течение всей последующей жизни приносят человеку огромную пользу.
Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков как задача воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Темочки
Формирование у детей навыков по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке обеспечивает воспитание культуры поведения дошкольника, формирование здорового образа жизни, воспитание уважения к окружающим.
Большая работа по формированию культурно-гигиенических навыков ведется на протяжении всего дошкольного возраста.
Необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Этому во многом могут способствовать условия детского сада: единство требований со стороны взрослых, высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения, рационально организованная обстановка, чёткий режим дня и систематическое, последовательное обучение с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей детей.
Формирование культурно–гигиенических навыков – процесс длительный, включающий широкий круг задач, для успешного решения которых необходимо с учетом возраста детей использовать комплекс педагогических приемов.
В дошкольном возрасте расширяется круг культурно-гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий, и изменяется их структура. Во всех возрастных группах возможно прямое обучение, показ, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним, использование игр и игровых приемов, бесед, а также поощрения и педагогической оценки. Добиться решения поставленной задачи помогают вариативные задания, необычные ситуации во время игры, занятия, прогулки и т. п.
В старшем дошкольном возрасте сообщение элементарных знаний о рациональных правилах личной гигиены, ее значении для каждого и для окружающих, воспитание соответствующего отношения к гигиеническим процедурам способствуют осознанию детьми значения культурно-гигиенических навыков.
Переход от прямых указаний к косвенным, привлечение к обсуждению и выбору рационального способа организации бытовых процессов, оказание помощи во время умывания, одевания малышам подводят старших дошкольников к необходимости самостоятельно пользоваться культурно-гигиеническими навыками.
Продуманный подбор способов работы позволяет педагогу обеспечить сформированность у детей опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды как неотъемлемой части культуры поведения.
Итак, формирование культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач воспитания дошкольников. Данная работа имеет значение не только для здоровья детей, но и для их успешной социализации.