Елена Зинина
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
▼ Скачать
«Формирование культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года)»
Дошкольный возраст — время, когда закладываются знания, воспитывается характер, формируются привычки. Привитие и закрепление полезных навыков определяет личностные качества подрастающего человека.
Общеизвестно, что культурно - гигиенические навыки у детей формируются и развиваются в основном в дошкольном возрасте, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно.
Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» размещена в разделах
В детском саду у детей воспитываются навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также навыки общения детей друг с другом и с взрослыми. Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения.
Ранний дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья, при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша. Воспитание у детей навыков, личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Цель: Воспитание культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста через педагогическую технологию организации режимных моментов.
Задачи:
• учить самостоятельно, умываться; • пользоваться туалетом; • воспитывать желание быть аккуратным, замечать неполадки в своем виде; • активизировать речь детей, используя слова, обозначающие выполняемые действия, а так же используем художественное слово; • формировать умения и навыки опрятности; положительного отношения к сверстникам; культуры поведения в коллективе; скромности, вежливости, сдержанности
Актуальность воспитания культуры поведения в раннем дошкольном возрасте с предметами гигиены ребенок знакомится с рождения. Мыло, полотенце, салфеточки, платочки использует мама, ухаживая за ребенком. Чуть позже малышам начинают прививать навыки культурного поведения. В ДОУ основы культуры и гигиены осваиваются воспитанниками в ходе непрерывной образовательной деятельности.
Методы и приемы формирования КГН у детей 2-3 лет
Начальные представления о КГН малыш получает в семье. Развивая культурно-гигиенические навыки в ясельной группе, педагог формирует в представлении воспитанников основы здорового образа жизни. Формирование КГН в ДОУ реализуется в соответствии с ФГОС, имея как конечный результат охрану здоровья. Единство требований в ДОУ и в семье приводит к закреплению полезных привычек.
Самым главным приемом образования был и остается пример взрослого. В раннем возрасте дети часто копируют их поведение. Если ребенок видит, что мама с папой по утрам умываются, чистят зубы, то он тоже захочет это делать.
Можно использовать объяснение. В 2-3 года не все дети могут формулировать вопросы, поэтому взрослые сами могут разъяснять причины действий. «Ручки нужно мыть, чтобы быть здоровым. На грязных ручках живут микробы, они плохие».
Чтобы формировать навыки самообслуживания, используют игровые воспитывающие ситуации. Начав рассказывать ребенку сказку, по ходу совершают гигиенические процедуры. «Жили — были ножки, бегали они по дорожке, испачкались. Прибежали ножки к кроватке, хотели отдохнуть, а кроватка не разрешает грязным ножкам лежать на чистой простынке». Увлеченный рассказом ребенок с удовольствием пойдет купаться перед сном.
Стимулирование дошкольника на объяснение и закрепление знаний — хороший метод. Такое упражнение как «Научим Зайку вытирать ротик салфеткой», закрепит навыки поведения за столом. Если взрослые заметили, что малыш сам разделся, сложил одежду в нужное место, его нужно похвалить. Поощрение — мощный двигатель воспитательной деятельности. Ненавязчивый контроль на первых порах необходим. «Чья-то кофточка плачет. Наверное, она упала со стульчика». Дети еще ко всему относятся, как к сказке, и склонны поддерживать игру взрослого.
Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей ясельного возраста и 1-ой младшей группы
Люди во все времена заботились о своем здоровье, бережное отношение содержится в пословицах и поговорках: «Сон дороже лекаря», «Чистая вода для хвори беда».
Обратите внимание! Дети ясельного возраста лучше понимают, что такое болезнь, чем здоровье.
Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста начинается с соблюдения режима дня. Наблюдения показывают, что дети, соблюдающие режим дня, более жизнерадостные, работоспособные и развитые. Организм ребенка, привыкшего в одно время есть, спать, играть, через определенный период времени сам начинает готовиться к предстоящей деятельности.
В плане работы 1-ой младшей группы должно много времени уделяться формированию навыков гигиены и самообслуживания, это мало знакомые для них действия. Среди используемых методов и приемов наиболее применительными к этому возрасту являются показ, игровая ситуация, поощрение.
Особенности организации образовательной работы
Обучение дошкольников происходит в ходе специально организованной игровой деятельности. Образовательная работа строится с учетом особенностей развития.
Обратите внимание! Длительность занятия КГН для малышей не превышает 10 минут и зависит от эмоционального состояния детей.
В ДОУ наблюдение за уровнем формирования навыков отдельных воспитанников и группы в целом осуществляется педагогами, медсестрой и заведующим. Воспитатели ведут индивидуальные карты, позволяющие обнаружить отклонения и скорректировать педагогические действия.
Культурно-гигиенические навыки в 1 младшей группе отрабатываются путем многократного повторения одной темы. Научили куклу Дашу, что нужно вытирать нос платочком, потом пусть научат Мишку, потом Чебурашку. Можно пробовать парные формы обучения. Дети рассказывают и показывают друг другу, как мыть руки.
Составляем карточки по КГН для младшего возраста
Освоение окружающего мира, социализация ребенка реализуется в ходе НОД и режимных моментов. Формирование КГН в группе раннего возраста отражает картотека режимных моментов, что облегчает задачу педагога при составлении плана. Тематические карточки по КГН содержат название мероприятия, задачи, содержание работы.
Как научить ребенка мыть руки
Формулировка целей для НОД в младшей группе должна включать формирование целостного процесса
Результат: формирование навыка личной гигиены, мытье рук.
Оборудование: игрушка — резиновый заяц.
Содержание работы: взрослый говорит: «Мы гуляли, мы играли, наши ручки замарали. Нужно ручки нам помыть, Зайку мыться научить. Давайте покажем Зайчику, как мыть ручки». Игрушку ставят рядом с умывальником. Взрослый показывает, как правильно мыть руки. Потом дети моют руки. В завершение Зайчик хвалит и благодарит детей.
Взрослым следует поощрять случаи, когда ребенок проявляет самостоятельность. Но как быть, если малыш увлекся? Многим детям нравится процесс намыливания рук, они готовы делать это каждые пять минут. Родителям и педагогам потребуется терпение и смекалка, чтобы отвлечь малыша от этого занятия.
Как научить ребенка аккуратно есть
Прием пищи малышу в ясельной группе тоже нужно осваивать, а в младшей требуется приучать воспитанников к аккуратности. Одна из задач режимных моментов в ДОУ — сформировать навыки самообслуживания в процессе приема пищи у детей 2-3 лет.
Некоторые упражнения используют и во время еды, и в ходе НОД: «Послушная ложка», «Каша — сила наша», «Чистый ротик». Задачи при этом могут меняться:
Формировать умение правильно держать ложку;
• научиться аккуратно набирать кашу, пюре;
• формировать навык пользоваться салфеткой.
Важно! Взрослый показывает на игрушках, как Мишка вытер ротик после еды. Дома мама показывает малышу, как она набирает кашу в ложку. Наглядность в процессе обучения дошкольников играет важную роль.
Как привить малышу навыки самообслуживания
Чтобы сформировать навыки самообслуживания у детей 2-3 лет, используют игровые методы, чтение художественной литературы. Потешки оказывают большую помощь: «Лейся, водица, мы пришли умыться! Капнем мыла на ладошку мы совсем-совсем немножко!»
Зима приносит такие неприятности, как насморк. Малыш должен уметь пользоваться носовым платком. Попробуйте заранее отработать на игрушках гигиенические навыки.
Дидактическое упражнение «Кукла Маша заболела»
Результат: формирование КГН по использованию носового платка.
Оборудование: кукла Маша, носовой платок.
Содержание: взрослый, показывая куклу, рассказывает историю: «Варя гуляла, промочила ножки и заболела. У нее насморк, носик не дышит, его нужно прочистить. Как это сделать?».
«Правильно, нужно достать носовой платок. Вот он у Вари в кармашке», — достав платок, взрослый демонстрирует на кукле, как им пользоваться. Затем интересуется у детей, есть ли у них платочки, и предлагает им повторить действия.
Заключение
Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых – родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы. Также могут быть использованы дидактические игры и потешки. Постепенно повышая требования к ребенку, педагогу необходимо общаться и с семьей. Приглашать родителей в группу, показывать условия жизни их детей и приемы обучения. В индивидуальных беседах рассказать, чему уже научился их ребенок, что и как нужно продолжать закреплять дома. К первоочередным задачам воспитания маленького ребенка следует отнести воспитание культурно-гигиенических навыков. Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Этому во многом могут способствовать условия детского сада: благоустроенное помещение, мебель, соответствующая возрасту детей. Но мало вызвать желание, надо научить ребенка действовать соответствующим образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании. Показ, сопровождаемый объяснением, позволяет быстро перейти к словесным указаниям или требованиям.