МААМ-картинки

Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальной школы средствами курса «Литературное чтение»

Екатерина Архипова
Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальной школы средствами курса «Литературное чтение»
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование КУУД средствами курса «Литературное чтение»

На протяжении младшего школьного возраста происходит становление такой ключевой компетентности, как коммуникативная. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.

Публикация «Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальной школы средствами курса „Литературное чтение“» размещена в разделах

О коммуникативных универсальных учебных действиях в ФГОС НОО написано следующее: «Выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника, сотрудничать с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия деятельности, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме»[17].

На уроках литературного чтения задачи развития речи и обучение навыку чтения имеют предметный и метапредметный уровни и решаются комплексно: работа над техникой и выразительностью чтения связана воедино со смысловым анализом текста, творческой речевой деятельностью ученика. Литературный анализ текста помогает углубить понимание его смысла, позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе. Подбор текстов разного вида, жанра, стиля позволяет применять разные словесные и несловесные средства чтения : модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты. Через авторскую речь в вопросах, заданиях, комментариях учебник пытается вовлечь ученика в стихию разговорного общения, живую игру слов [18].

Для того чтобы в результате обучения в начальной школе каждый выпускник стал грамотным читателем, необходимо так организовать процесс обучения, чтобы ученик научился работать с информацией разного уровня и свойства. При этом он должен уметь:

1. Читать текст и осознавать его, т. е. освоить смысловое чтение.

2. Находить информацию, рассматривая книгу; представлять, какую книгу нужно взять, чтобы найти определенную информацию.

3. Распознавать и воспринимать особую информацию, свойственную художественному произведению. Базовым умением, которое должно быть для этого сформировано, является чтение[18]. Причем, кроме освоения смыслового чтения, необходимо освоить действия интерпретации и анализа той особой информации художественного произведения, которая передается с помощью образов и несет в себе авторское отношение. Для того чтобы развитие смыслового чтения шло эффективно, вся работа ученика должна быть выстроена в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода. Чтение и перечитывание, многократное повторение не должно быть немотивированным, бессмысленным, не должно стать самоцелью. Это некое действие, которое требуется для того, чтобы доказать свое мнение, найти верный ответ.

Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения способствуют развитию основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Необходимость реализации собственных замыслов, их воплощения в слове и трансляции требует от детей интенсивного освоения средств языковой коммуникации. Развитие коммуникативных умений происходит на материале учебников всех предметных линий посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии, как важнейшего качества, определяющего социальную роль обучающегося. В ситуациях коллективного взаимодействия, которые сопутствуют решению проблемных и творческих задач, формируется способность оценивать правильность выбора вербальных и невербальных средств, соблюдать правила речевого этикета и устного общения. Дети учатся слышать партнера, реагировать на его реплики, учатся правилам общения с младшими, ровесниками, взрослыми. Этому способствуют и инсценировки, когда ученики представляют, переживают самые разные ситуации.

Совершенствованию коммуникативных действий способствует методика учебной дискуссии, которая формирует такие важные умения, как слушать собеседника, понимать возможность существования различных точек зрения на один текст. Учащиеся приобщаются к особой, характерной для искусства, форме коммуникации – они вступают в «диалог» с автором через текст.

Любая работа по формированию коммуникативных умений и навыков школьников начинается с установления и принятия всеми детьми правил, позволяющих сделать общение эффективным:

• любое мнение ценно,

• ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания,

• повернись так, чтобы видеть говорящего,

• дай другому возможность сказать, не перебивай,

• обращение начинай с имени [19].

На уроках литературного чтения для достижения поставленных целей могут быть успешно использованы следующие методические приемы:

1) Интерпретация: ролевые и ситуативные игры, инсценировки.

Обычно игры организуются от коллективных к групповым и только потом к индивидуальным. Такая организация работы снимает страх перед публичным выступлением;

2) «Обсуждение и дискуссия». Цель – раскрепостить детей, научить их не бояться говорить. На уроках литературного чтения предусматриваю такие задания, которые ставят ребенка в ситуацию, где необходимо высказать своё мнение;

3) Речевые упражнения: необычные вопросы, задания на различение (выбрать один правильный ответ из 3–4 предложенных и обосновать, задания на воспроизведение небольших текстов, задания на перечисление фактов.

4) «Небольшие выступления». Цель – научить детей составлять небольшие выступления, использовать язык в соответствии с ситуацией, не отклоняться от темы;

5) Рефлексивные упражнения: сталкивание мнений (Кто больше понравился из героев? Почему, попробуй предположить по названию, о чём будет рассказ? Дж. Родари «Сакала-пакала» Что обозначает это слово? ( высказывания детей: старинная игра, считалка, необычное животное, присказка);

6) Речевые упражнения: придумай продолжение текста; рассказ, где все слова на одну букву («Тавтограммы»);

7)Мыслительные упражнения : задания на анализ и синтез; задания на сравнения (сравнение характеристики героев, их внешнего вида, описания природы и. т. д.);

8)Для создания благоприятной ситуации на уроке могут быть использованы игровые приёмы, ИКТ, задания, направленные на развитие творческого воображения [19].

Групповая форма организации учебной деятельности используется при проведении творческих видов работы, например чтения по ролям и других видов драматизации, когда каждая группа готовится к выступлению, а завершающий показ представляется в виде фестиваля мини-спектаклей с комментированной оценкой постановок выбранным детьми жюри.

В рамках учебного сотрудничества проводятся конкурсы чтецов, готовим литературные викторины, составляем презентации.

Таким образом, мы рассмотрели формирование КУУД средствами курса «Литературное чтение» и выяснили, что чтение и перечитывание, многократное повторение не должно быть немотивированным, бессмысленным, не должно стать самоцелью. Поэтому в курсе представлено, что любая работа по формированию коммуникативных умений и навыков школьников начинается с установления и принятия всеми детьми правил. К этим правилам относятся: умения слышать и слушать, не перебивать, умение реагировать и др. Для соблюдения этих правил и формированию КУУД могут быть успешно использованы методические приемы: речевые упражнения в группе, мыслительные упражнения, интерпретация, дискуссии и обсуждения, рефлексивные упражнения и выступления.

Таким образом, в данной главе мы рассмотрели понятие универсальные учебные действия и выяснили, что выделяют несколько видов универсальных учебных действий, как: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Изучили определения психологов и педагогов и сделали вывод, что коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают продуктивное взаимодействие и сотрудничество между школьниками и взрослыми, передают информацию, социальную компетентность и учет позиции других людей. Выяснили, что одной из главных и эффективных работ по формированию коммуникативных УУД в начальной школе является организация групповой работы. Рассмотрели виды и приёмы организации групповой работы в обучении младших школьников и определили, что работа в парах; «Мозговой штурм»; игра «Продолжи»; охота за сокровищами; снежный ком; мозаичная группа; прием «Зигзаг» и др., направлены на многоплановые решения и поддержку, эмоциональное общение, групповую работу с выходом на общий результат, групповое решение задач, взаимодействие учащихся в ходе решения проблемы, взаимопомощь, успех группы. Мы выяснили, что похожие методические приёмы по формированию кууд, отражены в курсе «Литературное чтение». В процессе изучения курса, мы пришли к выводу, что формирование коммуникативных умений происходит на материале учебников всех предметных линий посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия в ходе работы над проблемой, поиска общего решения проблемы с выходом на единый результат, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии, как важнейшего качества, определяющего социальную роль обучающегося.

Именно при учёте этих основ и зависит положительный результат формирования коммуникативных универсальных учебных действий посредством групповой работы на уроках литературного чтения, но для этого нужно учитывать педагогические условия и провести педагогическую деятельность в начальной школе для формирования кууд, которые мы рассмотрим в следующей главе.

Публикации по теме:

Фотоотчёт об участии учащихся начальной школы в конкурсе «Пасхальный сувенир»Фотоотчёт об участии учащихся начальной школы в конкурсе «Пасхальный сувенир» .

Вязаные работы к Пасхе учащихся начальной школыВязаные работы к Пасхе учащихся начальной школы С середины октября мне предложили вести кружок вязания крючком в моей бывшей образовательной организации (13 лет ранее я отработала воспитателем.

Конспект праздника для учащихся начальной школы «Осенние посиделки»Конспект праздника для учащихся начальной школы «Осенние посиделки» Цель: познакомить детей с особенностями народных праздников на примере посиделок, расширить знания учащихся о разнообразии красоты природы.

Классный час для учащихся начальной школы «Не смейте забывать учителей» Беседа в мини-центре «Не смейте забывать учителей» Цель: сформировать у учащихся представление о профессии учителя. Повысить престиж профессии.

Новогодний утренник для учащихся начальной школы «Говорят, под Новый год» муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ивановская основная школа» Новогодний утренник «Говорят под Новый год…».

Фотоотчет об акции учащихся начальной школы «Посылка солдату»Фотоотчет об акции учащихся начальной школы «Посылка солдату» В преддверии мужского праздника - День Защитника Отечества, который традиционно празднуется 23 февраля - в образовательных учреждениях.

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы «Берегите первоцветы!»Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы «Берегите первоцветы!» Сценарий внеклассного мероприятия «Берегите первоцветы!» Цель: создание условий для воспитания нравственных основ экологической культуры,.

Виртуальная экскурсия в дом-музей М. М. Пришвина для учащихся начальной школы Экскурсия в дом-музей детского писателя 1. Мотивационный этап Учитель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие, путешествие необычное.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы по теме «День добра»Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы по теме «День добра» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад № 24 «Солнышко» Внеклассное мероприятие по теме: «День.

Выставка творческих работ учащихся начальной школы «Бисерные фантазии»Выставка творческих работ учащихся начальной школы «Бисерные фантазии» Бисероплетение – старинный вид рукоделия, при помощи которого можно создавать украшения, игрушки, различные сувениры, брелоки и многое другое,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальной школы средствами курса «Литературное чтение»
Опубликовано: 17 мая 2022 в 22:43
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование коммуникативных УУД у учащихся начальной школы средствами курса «Литературное чтение»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Архипова (УИ 2596861) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД