Раева Яна Игоревна
Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Речь как средство общения возникает и развивается в процессе общения. Нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитие процесса коммуникации у ребенка. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, содействуют возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения, приводит к снижению коммуникативной активности. Имеется и обратная зависимость – при недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется.
Публикация «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В связи с этим, развитие коммуникативных способностей становится эффективнее при эмоционально-личностном взаимодействии с дошкольниками с нарушением речи. Важно создать эмоционально-комфортный климат в группе и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, уметь поддерживать инициативу детей.
Коммуникативные навыки, являясь важнейшей характеристикой в развитии личности дошкольника с нарушением речи, требуют для своего формирования целенаправленной коррекционно-педагогической работы. Определение закономерностей развития коммуникативных навыков и умений в норме, изучение особенностей их проявления у детей с нарушением речи и исследование опыта педагогической работы в данном направлении послужили основанием для разработки методики и методического обеспечения коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативных навыков дошкольников с нарушением речи в условиях интегрированного обучения и воспитания.
Так, у детей с нарушениями речи отмечается стойкое нарушение деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьёзные проблемы на пути их развития и обучения.
Комплексное, поэтапное обучение навыкам общения с использованием моделирования речевых ситуаций, ролевых игр и других приемов оказывает положительное влияние на развитие коммуникативной способности детей со стойкой речевой патологией и повышает эффективность коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на преодоление общего недоразвития речи.
Для формирования навыков коммуникации со сверстниками детей дошкольного возраста с нарушением речи рекомендуется использовать игры, направленные на решение таких задач, как:
- создание положительных эмоций;
- достижение позитивного пребывания в группе, развитие навыков взаимодействия;
- снятие напряжения;
- помощь в проявлении положительных чувств друг к другу и создание атмосферы сотрудничества.
Таким образом, решающими факторами становления общения ребенка с нарушением речи является взаимодействие со взрослыми и сверстниками, отношение взрослых к ребенку как к личности, учет ими уровня сформированности коммуникативной потребности, который достигнут ребенком на данном этапе развития.
Ребенок дошкольного возраста подражает взрослому, им движет желание быть как взрослый. Отсутствие же необходимых коммуникативных навыков у ребенка приводит к трудностям в общении, ребенок может не приниматься сверстниками, если он мало общается с ними, пассивен, не способен организовать совместную деятельность и общение.
Проблема коммуникативного развития детей с нарушениями речи является одной из центральных проблем теории и практики логопедии. Низкий уровень становления социальных и конкретно-личностных отношений детей с нарушениями речи, несформированность основных форм коммуникации затрудняет процесс их взаимодействия с нормально развивающимися сверстниками в условиях интегрированного обучения и воспитания.
Большое влияние на формирование коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением речи оказывает эмоционально-личностное взаимодействие. Успешному формированию коммуникативных навыков способствует обеспечение следующих психолого-педагогических условий: организация среды, организация коммуникации со сверстниками на специально организованной деятельности на занятиях, организация общения со сверстниками при осуществлении режимных процессов, организация эмоционально-практического общения, реализация коррекционно-развивающей программы и взаимодействие с родителями.