Надежда Грачёва
Формирование коммуникативных навыков у дошкольников посредством развития мелкой моторики рук
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование коммуникативных навыков у дошкольников посредством развития мелкой моторики рук.
Формирование коммуникативных навыков – это одна из составляющих психического развития ребенка, а также одна из задач подготовки к дальнейшей жизни. Ребенок с самого рождения вступает во взаимодействия с окружающими людьми, которые с течением времени все более усложняются и преобразуются. Неумение ребенка организовать свое общение способствует появлению личностных и поведенческих нарушений, замкнутости и чувства отверженности.
Публикация «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников посредством развития мелкой моторики рук» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Очень важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Одним из показателей готовности к школьному обучению ребенка является сформированность его речевых навыков.
В психолого-педагогических источниках, начиная от античных времен и заканчивая современностью, отражены различные способы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом., тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Они утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Развитие мелкой моторики мы найдем в народной педагогике, что нашло отражение в потешках: «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» и др. Известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки «видимой частью полушарий головного мозга». Ручные умения использовала в работе итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики М. Монтессори. Она считала, что «каждое движение ребенка - это ещё одна складочка в коре больших полушарий»
Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов.
Изучением проблемы влияния развития мелкой моторики на уровне коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста издавна занимались психологи, педагоги и методисты разных времен: Л. С. Выготский, Г. А. Кислинская, М. И. Лисина, А. Р. Луриа и др.
В настоящее время эта проблема остаётся актуальной и одной из значимых проблем развития детей дошкольного возраста.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить развитие речи, четкость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше.
По определению А. Н. Леонтьева, основной деятельностью ребёнка является игра, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие ребенка к новой, высшей ступени его развития.
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т. д. Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т. д.
Большое значение в развитии ребёнка имеет нетрадиционное рисование. Благодаря изодеятельности развивается зрительно - двигательная координация, происходит развитие функции руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук. Когда дети рисуют пальчиками, они не только становятся более ловкими, но и получают новые тактильные ощущения. Очень полезно рисовать не только указательным пальчиком, но и фалангами, костяшками, кулачками, боковой стороной кистей рук.
Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей. Через прикосновение, речевое и эмоциональное воздействие в форме пальчиковой игры Вы можете помочь ребенку активно развивать речь, интеллектуальные способности, а так же наладить более тесный контакт с окружающим миром.