МААМ-картинки

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ

Татьяна Петровна Иванова
Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие детей с расстройствами аутистического спектра представляет наиболее трудный вопрос в современной психолого–педагогической практике. Всепроникающие нарушения, характерные для этой нозологической группы препятствуют гармоничному развитию ребенка, приводят к выраженным асинхрониям, затрудняют выбор методов коррекционной помощи. Наиболее трудной для развивающего вмешательства оказывается коммуникативная сфера, где нарушения речевого развития зачастую осложняются трудностями сенсорного и эмоционального развития. Коммуникации ребенка с аутистическими нарушениями на протяжении всей жизни носят характерные черты: отстраненность, трудность в выражении мысли, сложности в понимании намерений и поведения другого человека. Развитие детей с расстройствами аутистического спектра требует комплексного подхода, позволяющего воздействовать на развитие всех сторон коммуникации. Перед специалистами встает задача предоставлять ребенку с РАС возможность реализовать навыки общения в среде сверстников, в свойственной для дошкольника игровой деятельности. Таким образом, программа развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра является весьма актуальной.

Публикация «Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ» размещена в разделах

Коммуникация — процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Коммуникация — это не только слова и речь. У большинства детей с РАС есть задержка речи, либо они избегают пользоваться речью для общения. Поэтому очень важно использовать другие методы коммуникации еще до появления речи, а использование языка последует за ними. Дополнительные знаки, жесты, символы, письменные слова облегчают коммуникацию, делая её многоканальной.

Существует две основные причины для коммуникации :

-Непреднамеренная коммуникация : когда ребенок говорит или делает что то, не предполагая, что это как то повлияет на других людей. Этот вид коммуникации может служить самоуспокоению ребенка, способствовать концентрации внимания или быть реакцией на грустный/веселый опыт.

-Преднамеренная коммуникация : когда ребенок говорит или делает что то с целью сообщить послание другому человеку. Этот вид коммуникации может выражать протест против чужих требований или просьбу. Преднамеренная коммуникация проще дается ребенку, как только он понимает, что его действия влияют на других людей.

Стадия коммуникации, которой достиг ребенок, зависит от трех вещей:

— Его способности взаимодействовать с другим человеком.

— Как и когда он прибегает к коммуникации.

— Его понимание коммуникации.

• Первая стадия — стадия самодостаточности

На этой стадии коммуникации кажется, что ребенку вообще не интересны люди вокруг него, он старается играть один. Его коммуникация может быть преимущественно непреднамеренной. Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев РАС диагностируется у детей именно на этой стадии.

• Вторая стадия — стадия просьб

На этой стадии ребенок начинает осознавать, что его действия оказывают влияние на других людей. С большой вероятностью он будет прибегать к коммуникации, чтобы сообщить взрослому, что он хочет и что ему нравится.

Для этого он может подталкивать или подводить взрослого к желанным предметам, местам или играм.

• Третья стадия — стадия ранней коммуникации

На этой стадии взаимодействие ребенка с окружающими продолжается дольше и становится преднамеренным. У ребенка появляется эхо чужих слов, которым он пользуется для сообщения о своих потребностях. Постепенно ребенок начинает указывать на предметы, чтоб показать взрослому, что он хочет, а также начинает переводить взгляд. Это показывает, что ребенок начинает вовлекаться в двухстороннюю коммуникацию.

• Четвертая стадия — партнерская стадия

Когда ребенок переходит на эту стадию, его коммуникация становится более эффективной. Ребенок начинает пользоваться речью и становится способен поддержать простейший разговор. Хотя ребенок может казаться уверенным и компетентным, прибегая к коммуникации в знакомой обстановке (например, дома, у него могут возникнуть коммуникационные проблемы на незнакомой территории (например, в новом детском саду или школе). Именно в подобных ситуациях ребенок может прибегать к заученным чужим фразам и может показаться, что он игнорирует своего партнера по коммуникации, перебивая его и нарушая правила очереди в разговоре.

Как взрослые могут повлиять на коммуникацию ребенка с РАС?

В первую очередь, необходимо наблюдать за коммуникацией ребенка, чтобы определить его сильные и слабые коммуникативные стороны. Например, если ребенок вообще не использует речь или какие либо звуки для общения, то рекомендуется начать использовать в общении с ребенком жесты.

Забота о ребенке с РАС — это тяжелая работа, которая требует много времени. Часто у взрослого возникает желание поторопить ребенка, который выполняет повседневные задачи, например, ест завтрак или одевается. Однако ребенку с РАС полезно предоставлять несколько лишних минут на выполнение таких задач — ему нужно дополнительное время, чтобы осознать, что происходит вокруг него, и подумать о том, что он может сказать во время подобных занятий.

Предоставляйте ребенку положительную обратную связь. Очень важно награждать ребенка за любые попытки понять и вступить в коммуникацию. Если вы будете это делать, то вы повысите вероятность, что ребенок попробует это снова. Вы можете использовать простые описательные фразы, которые комментируют достижения ребенка. Простые, краткие и четкие инструкции могут постепенно усложняться и облекаться в более естественную разговорную форму речи по мере того, как он начинает их выполнять. Если Вы обращаетесь к ребенку, не собираясь особенно настаивать на своих словах, лучше сформулировать их как пожелание : «Давай уберем игрушки». В этом случае ребенку предоставляется выбор согласиться или отказаться, и таким образом возможный отказ не будет невыполнением просьбы. Очень важно, чтобы похвала была специфической, т. е. чтобы ребенку было понятно, за что его хвалят, например: «молодчина, здорово собрал игрушки», вместо просто «молодец». При этом особенно поначалу, когда неизвестно насколько значимо для него словесное одобрение, лучше сопровождать его более ощутимой наградой (кусочком печенья, любимой игрушкой, привлекательной для ребенка возней, поглаживанием или похлопыванием по плечу и т. п.).

Наша ресурсная группа предполагает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально – личностную сторону развития ребенка. В качестве методической основы коррекционно- развивающего обучения и воспитания ставится личностно – центрированный подход к организации деятельности ребенка со взрослым и сверстниками.

Литература:

1. Алявина Е. А., Морозова С. С., Морозова Т. И. Аутизм : практические рекомендации для родителей. — М., 2002.

2. Альтернативная коммуникация : методический сборник / Штягинова Е. А. Новосибирск, 2012.

3. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок : пути помощи. М. : Теревинф, 1997.

4. Практические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом : учебно-методическое пособие / под редакцией Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. М., 2007.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ Работая в детском доме-интернате для умственно отсталых детей понимаешь, что овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ «Транспорт. Предлоги У — В» смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Конспект.

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных картРазвитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных карт В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Следовательно, такая проблема, как проблема.

Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) 8:3–8:4 Дата проведения:.

Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ
Опубликовано: 10 января 2024 в 18:21
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Петровна Иванова (УИ 676205) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД