Людмила Миничева
Упражнения для формирования интонационной выразительности речи
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнение 1
Цель: учить детей передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение).
Воспитатель называет предложение: «Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией – так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т. п. То же задание выполняется с другими предложениями (Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел. Змея ползает).
Упражнение 2
Цель: учить детей придумывать предложения и произносить их с различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, огорчение и др.
Публикация «Упражнения для формирования интонационной выразительности речи» размещена в разделах
Воспитатель предлагает детям сказать что-то о весне или зиме, чтобы было понятно, что это радует, что увидено что-то красивое, интересное. (Весна пришла! Трава зеленеет) Но весной что-то может и огорчить. Надо придумать предложение и сказать его так, чтобы было ясно, что ты огорчен, недоволен (Дождь некстати. Дует холодный ветер).
Упражнение 3
Цель:учить детей правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации.
Для правильного использования вопросительной и утвердительной интонации детям предлагают прочитать стихотворение «Каша».
Говорила наша Маша:
- Не хочу я кушать кашу.
Каша Машу услыхала
- Зашипела, убежала.
Первую строчку можно предложить проговорить с выразительной интонацией одной подгруппе («Говорила наша Маша?»). Другая подгруппа должна ответить с утвердительной интонацией («Говорила наша Маша»).
Упражнение 4
Контрольным может быть упражнение на использование и различение интонаций.
Сначала дети должны произнести предложение так, чтобы было понятно, что они удивлены (3 – 4 высказывания); ответы оцениваются.
Далее предлагается сказать какое-нибудь предложение или радостно, или вопросительно, или выразить сочувствие, или просто о чем-то сообщить. «Все внимательно слушайте интонацию. Будете узнавать, что выражено в предложении», – говорит педагог.
Дети определяют характер интонации, если нужно, воспитатель помогает.
Одним из эффективных приемов является чтение детьми в лицах стихов, потешек, считалок:
- Заяц белый,
Куда бегал?
- В лес зеленый!
- Что там делал?
- Лыки драл!
– Кисонька-мурысонька,
Где была?
– На мельнице.
– Кисонька-мурысонька,
– Что там делала?
– Муку молола.
И т. д.
Для более эффективного формирования у детей фонетической стороны речи необходима тесная взаимосвязь обучения на занятиях и воспитания звукопроизношения в повседневной жизни.
Используемые источники:
Типовые методические рекомендации к программе подготовительной к школе группы детского сада. (Развитие речи). – М., 1980