Ирина Красикова
Опыт работы развития интонационной выразительности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и эмоционально - образной стороны языка. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста.
Публикация «Опыт работы развития интонационной выразительности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Неустойчивость внимания, плохая зрительная и слуховая память, трудности при ориентировке в пространстве, незрелость эмоциональной сферы, общее недоразвитие речи, все это свойственно нашим детям.
У детей с задержкой речевого развития скудный запас знаний о социальном и природном мире, представления о себе и окружающем мире у них недостаточно обобщены и содержательны. У детей отмечаются слабое эмоциональное отношение к природе, животным, сверстникам, взрослым. Детям трудно понять законы природы, взаимоотношения между животными, изложенные в художественном произведении. Дети не всегда понимают сказку, не всегда отвечают на вопросы по ее содержанию. Сопереживание героям литературного произведения не сформировано.
Основным приоритетом работы с нашими детьми является личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком, принятие и учет его индивидуальности, интересов и потребностей.
Наиболее эффективны в решении задач формирования интонационной выразительности речи : театрализованная деятельность; логоритмика; игровые упражнения для развития интонационной выразительности; использование фольклорного материала (заклички, потешки, скороговорки).
Упражнения на интонирование следует начинать со слушания сказок, стихов, других литературных текстов, прочитанных выразительно, с правильно поставленными акцентами, подчеркивающими смысл фразы. С этой целью детям читается дважды один и тот же рассказ, первый раз – без интонационного оформления текста, второй – выразительно, с интонационным оформлением.
В осуществлении коррекционной работы необходимо постепенное усложнение упражнений: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции, которая должна быть четко сформулирована. Необходимо также многократное повторение материала в разных ситуациях.
Таким образом, с детьми с задержкой речевого развития требуется длительная и систематическая работа по развитию интонационной выразительности речи. Значительное воздействие на интонационную выразительность речи детей оказывают речевые игры и упражнения, произведения фольклора. Важно осуществлять комплексное развитие интонационной выразительности речи у дошкольников.