Валерия Сопотова
Формирование интереса к художественной литературе у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Основная форма обучения дошкольников – это обучение с помощью игры. Развивающие детские игры эффективно позволяют достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребёнка.
Поэтому в работе с детьми по формированию интереса к художественной литературе, нас заинтересовала технология В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», так как основными принципами данных игр являются интерес, познание, творчество На протяжении нескольких лет наш детский сад использовал в своей работе технологию Воскобовича. А с начала нового учебного года мы стали использовать развивающие игры для ознакомления дошкольников с художественной литературой.
Публикация «Формирование интереса к художественной литературе у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой технологии» размещена в разделах
Эти игры являются яркими, красочными и состоят из большого количества достаточно простых игровых заданий и упражнений. На данном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит детей с персонажами сказок и образной терминологией, подбирает игровые задания в зависимости от возможностей и интересов ребенка, играет и занимается вместе с детьми. Использование развивающих игр Воскобовича В. В. в педагогическом процессе позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личного развития. Его развивающие игры многофункциональны. С помощью этих игр можно решать большое количество образовательных задач.
Знакомство детей с технологией В. Воскобовича начали с раннего возраста. Основной задачей формирования интереса к художественной литературе детей младшего дошкольного возраста является развитие умения воспринимать художественный текст (сказки, стихотворения, потешки) эмоционально откликаться на него, помочь детям запомнить текст. А также в процессе совместной деятельности с детьми во время заучивания стихотворения или пересказа сказки одновременно решаются и другие задачи, а именно развитие фразовой и связной речи, сенсорных способностей и конструктивно-модульной деятельности. Использование развивающих игр В. Воскобовича подразумевает реализацию определённого сюжета с помощью сказок и их героев. Для этого предлагаем использовать развивающую среду «Фиолетовый лес», а также многочисленные развивающие игры В. Воскобовича такие, как «Фонарики», «Чудо-крестики», «Черепашки», «Двухцветный квадрат», «Логоформочки 3», а также силуэты различных животных и птиц.
Использование пособия «Фонарики» к сказке «Колобок».
Дети из данного пособия выкладывают героев сказки, например зайца: туловище – большой круг, голова – маленький круг, уши два овала, хвостик – маленький круг. Подобным образом, дети конструируют и других героев сказок: волка, медведя, лису и другие. Для усложнения можно предложить детям выложить к литературному произведению персонаж по предложенной схеме. При этом отвечая на вопросы, какие детали конструктора дети используют, закрепляют название геометрических фигур, цветовые ориентиры. Во время выполнения заданий с пособиями В. Воскобовича совместно со взрослыми дети дают описательные характеристики героям ( волк: серый, злой голодный, зубами щёлк и т. д., тем самым обогащая словарный запас, активизируя развивая речь и способствуя формированию интереса к художественной литературе дошкольников.
Малыши знают, что у героев каждой сказки есть свой домик. Домики мы тоже выкладываем из разнообразных развивающих игр В. Воскобовича. Например, для одной сказки предлагаем использовать «Двухцветный квадрат», а для к другой сказки можно сконструировать домики из «Логоформочек 3», «Чудо-крестиков», «Фонариков". Тем самым мы поддерживаем интерес детей к восприятию художественного произведения.
Ребенок погружается в сказку, которую читает взрослый и путешествует по ней, где сам создаёт сказочных героев, тем самым запоминая произведение. Например «чудо квадрат» в руках ребенка превращается то в домик, то в зверушку. Дети слушают сказку и по ходу события отвечает на вопросы, выполняет игровые задания.
В нашем детском саду на занятиях по ознакомлению с художественной литературой педагоги активно используют развивающие игры В. В. Воскобовича, в основе которых – активная деятельность детей.
В результате такого конструирования получаются предметные силуэты, что позволяет знакомить детей с новыми художественными произведениями или закреплять уже пройденный материал.
Это мир малыша, где он играет, конструирует, придумывает, собирает.
Развивающие игры Воскобовича закрепляют знания о художественной литературе, учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, сопереживать, развивают связную речь, нравственные качества, корректируют мышление, внимание, память, воображение.
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка в детском саду. Произведения художественной литературы также играют важную роль в процессе общего развития дошкольников – речевого, познавательного, личностного.
Развивающие игры Воскобовича помогают закреплять знания о художественной литературе, учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, сопереживать, развивать связную речь, нравственные качества, развивают мышление, память, внимание и воображение. Играя в игры Воскобовича, дети стимулируют мыслительную деятельность, которая помогает им восстановить в памяти услышанный ранее текст литературного произведения.
Благодаря играм, дети не устают слушать сказки и стихотврения много раз, легко их запоминают, учатся любить художественную литературу.
Технология В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» не только поддерживает активный интерес младших дошкольников км художественной литературе, но и имеет большое образовательное значение. Развивающие игры помогают в усвоении новых знаний, в закреплении пройденного материала, в развитии речевых навыков.