Вера Лаухина
Формирование интеллектуальной готовности у детей дошкольного возраста. Работа с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование интеллектуальной готовности у детей дошкольного возраста.
Добрый вечер, уважаемые родители. Я хотела бы обратить Ваше внимание на интеллектуальный компонент психологической готовности детей к школе.
СЛАЙД 1
Среди родителей будущих первоклассников часто можно услышать такой разговор:
-Ну, что, вы готовы к школе? Умеете уже читать, писать, считать? Да? Ну, тогда конечно, готовы.
Публикация «Формирование интеллектуальной готовности у детей дошкольного возраста, Работа с родителями» размещена в разделах
Родители считают, что ребёнок подготовлен к школе, если умеет читать, писать и считать. Но такое мнение часто бывает ошибочным. Иногда, даже овладев этими умениями, ребёнок необязательно будет хорошо учиться в школе. Прежде всего надо понять, что развивать необходимо предпосылки к обучению, а не обучать тому, чему будут учить в школе. Тогда позже, в процессе получения знаний, ребёнок будет способен их усваивать.
СЛАЙД 2
Я бы хотела процитировать высказывание известного психолога Александра Леонидовича Венгера:
«Быть готовым к школе – не значит
уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит
быть готовым всему этому научиться.»
А для того, чтобы быть готовым всему этому научиться, ребёнку необходимо обладать определённым уровнем знаний и определённой широтой представлений о мире (в том числе образных и пространственных, а так же соответствующим уровнем речевого развития.
А всё вышеперечисленное и входит в понятие интеллектуальной готовности.
Интеллектуальная готовность связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости и делать выводы.
СЛАЙД 3
Итак, можно сказать, что интеллектуальная готовность – это определённый уровень развития речи, памяти, мышления, воображения.
Ведь овладение навыками счёта, письма, чтения невозможно без базового уровня сформированности этих основных процессов.
Память В первую очередь хотелось бы обратить ваше внимание на такой очень важный процесс как память. От её объёма зависит многое.
Ребёнок дошкольного возраста запоминает всё яркое, интересное.
А к 7 годам завершается процесс формирования произвольного запоминания, то есть ребёнок способен запоминать не только то, что интересно, но и то, что требуется.
А как проверить память у своего ребёнка?
Можно предложить ему запомнить 10 слов, не связанных по смыслу.
Предлагаю всем вам сейчас попробовать выполнить такое задание.
Слушайте и запоминайте: лес, хлеб, окно, стул, конь, брат, вода, гриб, игла, мёд.
А теперь вспоминайте и считайте сколько слов вы запомнили. (Пауза)
Проверить себя вы можете, посмотрев на слайд.
СЛАЙД 4
Ребёнок в первый раз может повторить от 2 до 5 слов. А кто-то, возможно, и все 10 повторит. Всё очень индивидуально. Продолжайте называть слова ещё несколько раз и после 3-4 повторений ребёнок обычно запоминает белее половины слов.
Память можно и нужно тренировать. Для этого поиграйте со словами. А для лучшего запоминания объединяйте слова по смыслу, составляйте с ними рассказы.
Мышление. СЛАЙД 5
Ещё один из важнейших психических процессов – это мышление. Если в дошкольном детстве мышление наглядно-действенное (это манипулирование предметами, то к концу дошкольного периода формируется наглядно-образное мышление (это способность оперировать уже сложившимися образами и представлениями).
Для развития наглядно-образного мышления хорошо использовать игру
«Разрезные картинки» когда ребёнку даются части рисунка, которые нужно сложить так, чтобы получилось целостное изображение.
СЛАЙД 6
В 7 лет активно формируется логическое мышление. Дети способны уже находить причину и следствие какого-либо события (например, сезонных изменений в природе, на основе наблюдений делать простейшие выводы, устанавливать связи между предметами, анализировать, обобщать.
В этом возрасте дети уже могут понять что такое план комнаты. Полезны игры : «Найди клад» - когда с помощью схематичного изображения комнаты ребёнок ищет спрятанную игрушку, «Лабиринты».
Способность обобщать, классифицировать и сравнивать помогает развивать игра «Четвёртый лишний». Играйте со всем, что есть под рукой. Например, на столе лежат яблоко, помидор, кабачок и капуста. Что лишнее в этом ряду зависит от признака, на основе которого вы будете обобщать. Если это форма, то лишний кабачок, ведь он продолговатый, а всё остальное - круглое. Яблоко лишнее, потому, что оно фрукт, а все остальные - овощи. Помидор лишний потому, что он красный, а остальное всё – зелёное.
Поможет научиться обобщать игра «Назови одними словом», когда Вы называете группу предметов и просите ребёнка назвать их одним словом. Например - чашка, блюдце, тарелка- это… посуда, стол, кресло, шкаф- это…. мебель.
Воображение СЛАЙД 7
В психическом развитии велико значение такого процесса как воображение.
Творческое воображение позволяет ребёнку создать новый образ. Воображение активно соединяется с мышлением и включается в процесс планирования действий, что очень важно в процессе обучения в школе.
Воображение выполняет познавательную функцию – позволяет ребёнку лучше узнать окружающий мир, легче решать поставленные перед ним задачи. А также оно выполняет ещё одну важную функцию– защитную -предохраняет легко ранимую душу ребёнка от чрезмерно тяжёлых переживаний, связанных в том числе и со школой.
Развивать воображение можно, придумывая необычный конец к известным сказкам, сочиняя свои сказки.
Речь СЛАЙД 8 У будущего первоклассника должна быть хорошо развита разговорная речь. Это и способность выражать свои мысли, связно передавать то, что слышал, и умение выделить главное в рассказе, пересказать рассказ по определённому плану.
Если ребёнок неправильно произносит звуки, то у него могут возникать ошибки при написании слов, пропуски букв.
Такая игра как «Прохлопай слово» поможет ребёнку научиться разделять слово на слоги по количеству гласных звуков при помощи хлопков.
Например «Шко-ла» или (рукой к подбородку «Шко-ла»)
Чтобы объяснить функцию какого-либо предмета, раскрыть смысл слова ребёнку нужно иметь достаточный словарный запас.
Можно использовать игру «Что за предмет?» - не называя предмет, нужно рассказать ребёнку с какой целью он может быть использован, как он выглядит. Когда ребёнок отгадает предмет, меняйтесь ролями. Теперь он загадывает, а вы долго не можете отгадать. В такой провокации с вашей стороны активизируются мыслительные процессы. Ребёнок подбирает новые слова, эпитеты, определения, глаголы.
Внимание СЛАЙД 9
Ещё хотелось бы отдельно упомянуть такое важное свойство нашей психики как внимание. Внимание – избирательная направленность сознания на какой –либо объект. Родители часто говорят «Да мой ребёнок много знает, но совсем невнимателен, торопится…». Ребёнок может внимательно или невнимательно запоминать, слушать, думать.
Если семилетний ребёнок не в состоянии сосредоточиться на неинтересной, но необходимой деятельности хотя бы 5- 10 минут, то это должно насторожить родителей.
Для развития внимания очень полезно предлагать ребёнку замечать перемены, произошедшие в природе, на улице, дома, возле детского сада. Поиграть в игры «Что нового появилось?», «Что изменилось?».
СЛАЙД 10
Также можно использовать такие игры как :
- выкладывание из палочек, спичек, пуговиц фигур или узоров по образцу;
- рисование узоров по клеткам по образцу;
- «Найди отличия» - сравнение двух картинок и нахождение отличий;
- «Наблюдательность» – предлагается вспомнить и подробно описать путь из детского сада домой, площадку во дворе – то, что дети часто видели;
- «Услышь слово и хлопни» - взрослый называет различные слова, а ребёнок должен хлопнуть, когда услышит, например, животное.
СЛАЙД 11
И, подводя итог, можно сказать что интеллектуальная готовность сформирована, если Ваш ребё нок:
называет своё имя, фамилию, отчество, свой возраст и дату рождения;
знает страну, город в котором живёт, домашний адрес;
знает имена, отчества родителей, их профессию;
знает времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года, части суток, дни недели;
ознакомлен с миром домашних и диких животных, их повадками, названиями их детёнышей;
называет овощи, фрукты, ягоды, виды транспорта, одежду, обувь, головные уборы, посуду;
различает и правильно называет геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, ромб, овал, многоугольник);
СЛАЙД 12
свободно ориентируется в пространстве и на листе бумаги (умеет находить верхний правый угол, нижний левый, середину и т. д.);
умеет внимательно, не отвлекаясь слушать;
запоминает и называет 6-10 предметов, картинок, слов;
свободно считает от 1 до 10 и обратно;
различает гласные и согласные звуки;
разделяет слово на слоги с помощью хлопков, по количеству гласных звуков;
знает и умеет рассказывать сказки;
умеет полно и последовательно пересказывать прослушанный рассказ, составлять (придумывать) рассказ по картинке;
Умеет высказывать собственные суждения, делать выводы.
СЛАЙД 13 А в завершении хочется пожелать Вам и Вашим детям новых открытий и успехов в обучении в школе!