ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА КУРБАТОВА
Формирование информационной компетенции современного педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Потребность нашего общества на данном этапе развития характеризуется возросшим значением информационных и коммуникационных технологий, увеличением объемов информации, появлением высоких технологий, что является определяющим фактором развития экономики, политики, науки, образования. В настоящее время профессиональная компетентность педагога предполагает знание многих наук: педагогики, психологии, социальной педагогики и социальной психологии. Современная жизнь с неограниченным доступом к информации, требует от нас, педагогов, активно использовать в учебно-воспитательном процессе информационные технологии. В нормативных документах РФ в области образования задачам информатизации уделяется большое значение.
Темочки:
Освоение педагогами новой техники — это не только знакомство с новыми информационными технологиями (ИТ, но и умение грамотно их использовать в своей профессиональной деятельности. В настоящее время существуют различные трактовки термина “профессиональная компетентность”. Одна из них - «профессиональная компетентность" - способность педагога к эффективному осуществлению своей профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность – понятие многогранное. В частности, А. С. Белкин определяет порядка 70 компетентностей педагога. Одной из основных компетентностей на современном уровне развития образования является информационная компетентность (ИК).
Следует отметить, что в современном толковании термина «информационная компетентность» чаще всего подразумевает использование компьютерных информационных технологий, а более точное определение следует трактовать как «компьютерная информационная компетентность».
Основными элементами процесса формирования ИК являются :
• умение применять информационные технологии для демонстрации печатных и графических документов;
• умение использовать информационные технологии для демонстрации аудио- и видеоматериалов на уроке;
• умение создавать презентации;
• умение систематизировать и обрабатывать данные с помощью таблиц, технологических карт;
• умение строить сравнительные таблицы и выявлять закономерности с помощью компьютера;
• умение применять информационные технологии для моделирования процессов и объектов, выполнения чертежей и эскизов;
• умение использовать компьютерное тестирование;
• умение использовать сеть Интернет для решения педагогических вопросов, сбора информации, участия в телеконференциях, доступа к научным, педагогическим, методическим данным.
ИК - одна из основных компетентностей современного педагога, имеющая объективную и субъективную стороны. Объективная сторона выражается в требованиях, которые общество предъявляет к профессиональной деятельности педагога. Субъективная сторона ИК определяется индивидуальностью учителя, его профессиональной деятельностью, особенностями мотивации в совершенствовании и развитии педагогического мастерства.
Формирование ИК педагога предполагает :
- освоение ими знаний и умений из области информатики и информационно-коммуникационных технологий;
- развитие коммуникативных способностей учителя;
- умение ориентироваться в информационном пространстве, анализировать информацию, осуществлять рефлексию своей деятельности и ее результатов.
В составе ИК педагога можно выделить четыре составляющие:
• мотивационную - наличие мотива достижения цели, готовность и интерес к работе, постановка и осознание целей информационной деятельности;
• когнитивную - наличие знаний, умений и способности применять их в профессиональной деятельности, анализировать, классифицировать и систематизировать программные средства;
• операционно-деятельностную - демонстрирует эффективность и продуктивность информационной деятельности, применение информационных технологий на практике;
• рефлексивную - обеспечивает готовность к поиску решения возникающих проблем, их творческому преобразованию на основе анализа своей профессиональной деятельности.
Внедрение информационно-коммуникационных технологии в
профессиональную деятельность педагогов в системе современного
дошкольного образования неизбежно. Необходимость информационно-коммуникационной компетентности педагога закреплена во ФГОС ДО и
профессиональном стандарте (приказ Минтруда России от 18.10.2013г. №
544Н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог»
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Действительно, образовательная деятельность с детьми направлена на
выработку системы действий ребенка по освоению окружающего мира с
учетом индивидуальной доступности и постепенно нарастающей системы
сложности. Значительное место в этом процессе может занимать
использование информационно-коммуникационных технологий в различных
видах деятельности в детском саду. Педагог как организатор и координатор
детской деятельности должен владеть навыками работы на компьютере,
мультимедийной системе, уметь создавать свои образовательные ресурсы,
широкое использование которых в практической деятельности повышает
качество дошкольного образования.
Актуальность проблемы профессионального роста в направлении
формирования информационно-коммуникационной компетентности
педагогов связана с различной степень их подготовленности к
использованию в образовательном процессе информационно-
коммуникационных технологий и наличием соответствующих технических
ресурсов для этого.
Методическая работа с педагогами в детском саду в целях
формирования и повышения их информационно-коммуникационной
компетентности должна выстраивается, исходя из анализа технических
ресурсов, опыта педагогического коллектива в использовании
информационных ресурсов (программ) и уровня готовности педагогов –
владеет или не владеет навыками работы с компьютером, использует или не
использует различные компьютерные программы, использует и
самостоятельно разрабатывает электронные образовательные ресурсы или
это ему пока не доступно.
Методическая работа, как инструмент повышения профессиональных
компетенций педагогов, спланированная на основе принципа
дифференциации по подгруппам с использованием индивидуальных
образовательных маршрутов позволит обеспечить мотивацию к освоению и
внедрению в практику современных информационно-коммуникационных
технологий, позволит использовать сильные стороны педагогов высокой
степени готовности относительно внедрения информационнокоммуникативных технологий в образовательном процессе, а также
ненавязчиво скорректировать и устранить затруднения.
Актуальность проблемы подбора форм методической работы,
проводимой в конкретном коллективе и направленной на повышение
информационно-коммуникационной компетентности педагогов, связана с
уровнем готовности к обмену опытом использования информационно-коммуникационных технологий как внутри коллектива, так и в
профессиональной среде вовне своего детского сада. А так же с состоянием
развевающей предметно-пространственной среды и достаточностью
технологических ресурсов (персональные компьютеры, мультимедийное
оборудование, интерактивные доски мульт-студия и др.).
Положительные результаты методической работы в направлении
повышения информационно-коммуникативных компетентности педагогов,
как достижения педагогов в области овладения информационно-коммуникативными технологиями поэтапно: Microsoft Word, Power Point,
работа в Интернете, разработка макета сайта, разработка электронных
образовательных ресурсов, освоение компьютерных программ по выбору,
свободное использование информационно-коммуникационных технологий в
работе с детьми, несомненно повысят качество образовательного процесса в
детском саду и имидж образовательной организации в конкретной среде.
Формирование ИК педагога является важной составляющей его профессионализма. Системное, целостное представление об информационной компетентности, выделение ее структуры, обоснование критериев, функций и уровней ее сформированности, позволяет целенаправленно и эффективно организовать учебный процесс в рамках образовательной деятельности, повысить уровень предметно-специальных знаний, принимать эффективные решения в учебной работе, целенаправленно и системно развивать ребенка.