Бакаева Елена
Формирование игрового коллектива с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование игрового коллектива с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
Игра, является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив-это социальный организм с отношениями сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. При непосредственном руководстве воспитателя в играх формируются навыки коллективной жизни : умение действовать сообща на основе взаимопонимания, оказывать помощь друг другу.
Публикация «Формирование игрового коллектива с учетом возрастных и индивидуальных особенностей» размещена в разделах
В игровом коллективе все дети имеют одинаковые права на активную роль, каждый может придумать и предложить что-то новое, ребята могут сами договариваться об организации игры, самостоятельно разрешать спорные вопросы. В таком коллективе возникают первые традиции, свое коллективное общественное мнение, которое направляет поступки детей, регулируют отношения между ними, служит как бы мерилом оценки собственного поведения и поведения товарищей. Потребность в общении детей появляется рано. Улыбкой, голосовыми реакциями, движениями рук ребенок выражает радость от общения со взрослыми, которые являются первыми партнерами его игр. Взрослые помогают малышу осваивать окружающий мир, различать его краски, звуки, запахи и т. д
В играх формируются навыки коллективной жизни : умение договариваться, стремление уважать замыслы других детей, доброжелательно относиться к играм товарищей, оказывать им посильную помощь. Игры детей должны быть наполнены разнообразным содержанием, воспитатель использует различные методические приемы: беседы с детьми о профессии родителей, экскурсии (например в кабинет врача, парикмахерскую, в магазин,подбор иллюстративного материала. Целесообразно использовать дидактические игры, игры драматизации, чтение стихотворений, рассказов. На развитие содержания детских игр большое влияние оказывает изготовление игрушек –самоделок. В ходе совместной игры воспитатель, выступая в определенной роли, готовит необходимые атрибуты. Задача воспитателя-помочь детям организовать игру: закрепить за каждым определенный участок работы. Вовлечение в совместные игры должны проходить постепенно и очень осторожно: легче всего усваивают навыки коллективной игры дети общительные, имеющие сравнительно устойчивый интерес к определенной теме; ребята замкнутые, стеснительные, робкие трудно привыкают к коллективу. Дети старшего дошкольного возраста способны уже понять сущность наблюдаемых событий, явлений, у них повышается интерес. Они умеют оценивать поступки литературных героев, у них имеются представления о дружбе, товариществе, что позволяет им быстрее понять нормы поведения в коллективных играх и выполнять их. Выполнение норм поведения зависит и от внутренних побуждений ребенка, т. е. от того, какие чувства испытывает он в данной роли, и от контроля со стороны играющих. В маленьком игровом коллективе, где основой объединения являются личные симпатии и привязанности, детям легче усвоить требуемые нормы поведения, т. е. установить реальные дружеские взаимоотношения. Одако и в игровых коллективах старших дошкольников возникают трудности.
При организации игры очень важно установить, из каких побуждений ребенок стремиться получить главную роль: либо из тщеславия «Я лучше вас всех, я всегда капитан, меня все слушаются»,либо ему действительно нравиться быть капитаном, так как он знает об этой работе много интересного, нового, чего другие дети не знают. Как следует поступить воспитателю? Можно предложить ребятам обратиться к капитанам с просьбой рассказать, куда они хотят плыть; тот, кто интереснее придумает маршрут, тот и будет капитаном. Такой прием возможен, однако, только если у детей равные возможности. Если же претенденты имеют различный уровень развития, следует раскрыть перед ними сущность выполняемой роли, показать необходимость проявления выдумки и вместе с ними определить, кто может выполнить ведущую роль. Важно воспитывать у детей интерес к так называемым второстепенным ролям, приучать их в любом деле проявлять находчивость, быть полезным для общества. В старшем дошкольном возрасте заметно развиваются познавательные наклонности детей. Особенно ярко проявляется это в игре. Ребенок, стремясь применить свои знания, рассуждает, спорит, сравнивает разные предметы, чтобы найти необходимый для данной игровой ситуации. Более высокий уровень познавательных интересов,творческий характер воображения ребенка способствует развития длительных игр, однако недостаточно развитие навыки коллективной деятельности и в этом возрасти могут привести к разрушению налаженных дружеских контактов. С помощью различных методических приемов воспитатель может стимулировать игровое творчество детей, прививать им навыки коллективной игры.
В игровом коллективе, длительное время увлеченном интересной деятельностью, устанавливались свои законы ( законы: «все делить поровну, а не хватает-сделать»; «Если товарищ не справляется с заданием, окажи помощь»; «в нашей группе-все дружные» : «будь внимательным к новичкам» и т. д
Дети на прогулке усваивали нормы коллективной жизни : уступать товарищу, делиться друг с другом материалами и игрушками, вовремя сдерживать себя, проявлять чуткость. У ребят появилось стремление своими силами,коллективно воздействовать на поведение своих товарищей, нарушающих дисциплину в группе. Если раньше можно было слышать: «А Витя не дает машину», «Сережа толкнул, обидел» и т. д, то теперь дети в большинстве случаев сами разрешали возникавшие конфликты. Они говорили нарушителю порядка: «Коля,ты не подчинился капитану не сделал бинокль, а еще полярник». «Люда, ты толкнула Марину, смотри, она даже упала. Подойди, помоги ей встать и попроси прощения».
Следует еще раз подчеркнуть, что при организации детского коллектива особенно важно учитывать индивидуальные особенности ребят. Систематическое наблюдение за играми детей позволяет определить степень общительности или замкнутости каждого ребенка, выявить его умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, степень инициативности или стереотипности, силу эгоистических или альтруистических проявлений и т. д и в соответствии с этим наметить приемы индивидуального подхода. Ребят, которые чаще других бывают инициаторами, организаторами игр, полезно натолкнуть на необходимость проявлять нетерпимое отношение к нарушителям дисциплины. Дети замкнутые, молчаливые, требуют особого внимания и заботы со стороны взрослых, так как они долгое время не могут вступить в контакт со сверстниками. Главное в работе с такими детьми-теплый, ласковый тон воспитателя, его заботливое внимательное отношение, крайне осторожное, постепенное сближение ребенка со сверстниками.
Встречаются и дети вспыльчивые, неуравновешенные, для них характерна быстрая возбудимость, недисциплинированность, постоянные конфликты с товарищами. Этот пример еще раз подчеркивает необходимость проектировать как говорил А. СМакаренко, те качества,какие ребенок еще не обладает, но какими он должен обладать. В индивидуальном подходе, в поощрении со стороны взрослых нуждаются не только те дети, которые по каким- либо причинам выделяются из общей массы. В каждом есть что- то свое, особенное, и это надо выявить и дать ему развиться опираясь на лучшие черты характера, интересы и способности ребенка.
Таким образом, выявление, развитие и совершенствование возможности каждого ребенка способствует организации дружеского коллектива, члены которого успешно овладевают нормами коллективных взаимоотношений : учатся поступаться своими желаниями, подчиняться требованию товарищей и в то же время отстаивать свою правоту, защищать свои справедливые интересы; учатся считаться с правилами других, согласовывать свои действия с действиями окружающих, радоваться общим успехам.