Ксения Смагленко
Формирование и воспитание нравственных качеств у дошкольников посредством художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение художественной литературы способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у детей, а также служит действенным средством нравственного и духовного воспитания.
К. Д. Ушинский, известный русский педагог и писатель, доказал, что система воспитания, построенная соответственно интересам самого народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшее — патриотизм, национальную гордость, любовь к народу. В соответствии с этим К. Д. Ушинский считал, что начинать обучение следует с рассказов о временах года, самом человеке, домашних и диких животных, птицах, растениях, деревьях.
Публикация «Формирование и воспитание нравственных качеств у дошкольников посредством художественной литературы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
«На каждое произведение, - писал К. Д. Ушинский, - мы должны смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни».
Сказки и рассказы Ушинского имеют огромный воспитательный потенциал. Они дают детям знания об окружающем мире, о сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, а также помогают накоплению социально-нравственного опыта ребенка.
Знакомить детей с произведениями К. Д. Ушинского можно начинать с младшего возраста. Сказки и рассказы не большие по объёму, их тематика разнообразна, а значит, они будут способствовать духовно-нравственному и социально-коммуникативному развитию ребёнка. Сюжеты произведений доступны для детского понимания, приближены к жизненным ситуациям детей.
Рассказ «Четыре желания» повествует о том, что каждое время года прекрасно. Прочитав и обсудив с ребятами рассказ «Четыре желания», можно предложить им составить интеллект-карту. С помощью этого уникального и простого метода легче запоминается информация, развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется мышление. Дети, в творческой форме, смогут отобразить свои знания об особенностях каждого времени года.
Прочитав сказку «Спор животных», можно обсудить с ребятами, какую пользу домашние животные приносят людям. Во время беседы, очень важно сделать акцент на том, что все живые существа важны, неважно, дикие они или домашние, объяснить ценность живого организма. Ребятам можно предложить рассказать про своих домашних питомцах, а также создать в группе собственную энциклопедию. С детьми подготовительной к школе группы можно составить азбуку из названий животных, и всего, что с ними связано. Такие же формы работы можно применить при прочтении сказки «Спор деревьев».
Сюжет таких рассказов, как «Хлеб», «Как рубашка в поле выросла» расскажет детям о ценности труда, а также может являться основой для наблюдения изменений в живой природе и детского экспериментирования. Можно предложить ребятам в течение определённого временного периода понаблюдать за каким-либо природным объектом (куст сирени, цветочная клумба, плодовое дерево и т. д., сделать зарисовки, происходящих изменений. В начале рассказа перед детьми ставится проблемный вопрос «как рубашка могла на поле вырасти?». Таким образом, ребенка легко заинтересовать и он будет с удовольствием слушать весь рассказ. При обсуждении, нужно обратить внимание на уважение чужого труда. Вопросы для обсуждения: «Если взять наше время, часто ли встречаются люди, которые не уважают чужой труд?», «Можете привести примеры неуважения к чужому труду?»
В цикл произведений К. Д. Ушинского о временах года входят рассказы «Лето», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето в лесу», «Проказы старухи зимы», «На поле летом».
В небольших, по содержанию текстах, очень ярко представлена красота русской природы. Во время обсуждения обратите внимание детей на красоту природы родного края, воспользуйтесь аудиозаписями со звуками природы, демонстрацией картин и слайдов с пейзажами. Предложите детям высказать свои чувства и настроение, дайте понять, что красота природы бесценна, что нужно охранять родную природу и бережно к ней относиться.
Во время обсуждения этих рассказов, обратите внимание детей на то, что во все времена люди пытались разными способами запечатлеть красоту. Порассуждайте, с помощью каких способов (живопись, музыка, литература, и для чего это нужно делать. Обсудите, а какими способами можно воспользоваться в настоящее время.
Образовательным событием после прочтения цикла, может стать создание фотоальбомов «Красота вокруг нас», «Природа детского сада», «Все краски весны» и т. д. Ребятам можно предложить выбрать и сфотографировать понравившийся объект природа. Основная цель чтения этого цикла – воспитание умения видеть и понимать красоту в окружающем, в произведениях искусства.
Небольшие сюжеты произведений К. Д. Ушинского можно использовать для решения различных педагогических ситуаций. Основная мысль доступна детям, рассказы заставляют размышлять о правильности тех или иных поступков. Мораль, выраженная в сказках и баснях, вполне ясна ребенку, в них прославляются: доброта и трудолюбие, взаимопомощь и наблюдательность, сочувствие и верность. Высмеиваются такие качества, как упрямство и ложь, глупость и злоба.
Картотека «Сказочная первая помощь»
1. «Ветер и Солнце». Прочитав эту сказку, обсудите с детьми, что лаской, терпением и дружелюбием в общении с людьми можно добиться лучших результатов, чем агрессивными действиями. Задайте детям вопросы: «А как бы вы хотели, чтобы к вам относились?», «Можно ли совершая злые поступки рассчитывать на хорошее к себе отношение?»
2. «Гадюка». Обсудите с детьми понятие «осторожность», поговорите о преданной дружбе, взаимопомощи. Вопросы для обсуждения: «Что такое дружба?», «Может ли возникнуть дружба между человеком и животным?», «Можно ли назвать поступок собаки подвигом?»
3. «Два козлика». При возникновении спорных и конфликтных ситуации между детьми, напомните им про двух упрямых козликов. Сюжет этой сказки учит дружелюбию, вежливому обращению, умению искать общее решение возникших задач. В сказке осуждается излишняя настойчивость и горделивость. Задайте детям вопросы: «А вы не поступаете иногда также?», «Какими способами можно разрешить спор или возникшую проблему?»
4. «Жалобы зайки». Прочтите и обсудите это произведение вместе с детьми. Оно научит их участию, вниманию к бедам других людей.
5. «Трусливый Ваня». Обсудите с юными читателями, ситуации, когда нужно не поддаваться страхам, искать во всем рациональное решение. Вопросы для обсуждения: «Хорошее ли качество трусость?»
6. «Вместе тесно, а врозь скучно». При возникновении ситуации, когда дети не могут поделить свои игрушки, можно напомнить им этот небольшой по объему рассказ. Задайте вопрос: «Отчего детям стало скучно?», «Как нужно было поступить ребятам?»