МААМ-картинки

Формирование и воспитание нравственных качеств у дошкольников посредством художественной литературы

Ксения Смагленко
Формирование и воспитание нравственных качеств у дошкольников посредством художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

Чтение художественной литературы способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у детей, а также служит действенным средством нравственного и духовного воспитания.

К. Д. Ушинский, известный русский педагог и писатель, доказал, что система воспитания, построенная соответственно интересам самого народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшее — патриотизм, национальную гордость, любовь к народу. В соответствии с этим К. Д. Ушинский считал, что начинать обучение следует с рассказов о временах года, самом человеке, домашних и диких животных, птицах, растениях, деревьях.

Публикация «Формирование и воспитание нравственных качеств у дошкольников посредством художественной литературы» размещена в разделах

«На каждое произведение, - писал К. Д. Ушинский, - мы должны смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни».

Сказки и рассказы Ушинского имеют огромный воспитательный потенциал. Они дают детям знания об окружающем мире, о сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, а также помогают накоплению социально-нравственного опыта ребенка.

Знакомить детей с произведениями К. Д. Ушинского можно начинать с младшего возраста. Сказки и рассказы не большие по объёму, их тематика разнообразна, а значит, они будут способствовать духовно-нравственному и социально-коммуникативному развитию ребёнка. Сюжеты произведений доступны для детского понимания, приближены к жизненным ситуациям детей.

Рассказ «Четыре желания» повествует о том, что каждое время года прекрасно. Прочитав и обсудив с ребятами рассказ «Четыре желания», можно предложить им составить интеллект-карту. С помощью этого уникального и простого метода легче запоминается информация, развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется мышление. Дети, в творческой форме, смогут отобразить свои знания об особенностях каждого времени года.

Прочитав сказку «Спор животных», можно обсудить с ребятами, какую пользу домашние животные приносят людям. Во время беседы, очень важно сделать акцент на том, что все живые существа важны, неважно, дикие они или домашние, объяснить ценность живого организма. Ребятам можно предложить рассказать про своих домашних питомцах, а также создать в группе собственную энциклопедию. С детьми подготовительной к школе группы можно составить азбуку из названий животных, и всего, что с ними связано. Такие же формы работы можно применить при прочтении сказки «Спор деревьев».

Сюжет таких рассказов, как «Хлеб», «Как рубашка в поле выросла» расскажет детям о ценности труда, а также может являться основой для наблюдения изменений в живой природе и детского экспериментирования. Можно предложить ребятам в течение определённого временного периода понаблюдать за каким-либо природным объектом (куст сирени, цветочная клумба, плодовое дерево и т. д., сделать зарисовки, происходящих изменений. В начале рассказа перед детьми ставится проблемный вопрос «как рубашка могла на поле вырасти?». Таким образом, ребенка легко заинтересовать и он будет с удовольствием слушать весь рассказ. При обсуждении, нужно обратить внимание на уважение чужого труда. Вопросы для обсуждения: «Если взять наше время, часто ли встречаются люди, которые не уважают чужой труд?», «Можете привести примеры неуважения к чужому труду?»

В цикл произведений К. Д. Ушинского о временах года входят рассказы «Лето», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето в лесу», «Проказы старухи зимы», «На поле летом».

В небольших, по содержанию текстах, очень ярко представлена красота русской природы. Во время обсуждения обратите внимание детей на красоту природы родного края, воспользуйтесь аудиозаписями со звуками природы, демонстрацией картин и слайдов с пейзажами. Предложите детям высказать свои чувства и настроение, дайте понять, что красота природы бесценна, что нужно охранять родную природу и бережно к ней относиться.

Во время обсуждения этих рассказов, обратите внимание детей на то, что во все времена люди пытались разными способами запечатлеть красоту. Порассуждайте, с помощью каких способов (живопись, музыка, литература, и для чего это нужно делать. Обсудите, а какими способами можно воспользоваться в настоящее время.

Образовательным событием после прочтения цикла, может стать создание фотоальбомов «Красота вокруг нас», «Природа детского сада», «Все краски весны» и т. д. Ребятам можно предложить выбрать и сфотографировать понравившийся объект природа. Основная цель чтения этого цикла – воспитание умения видеть и понимать красоту в окружающем, в произведениях искусства.

Небольшие сюжеты произведений К. Д. Ушинского можно использовать для решения различных педагогических ситуаций. Основная мысль доступна детям, рассказы заставляют размышлять о правильности тех или иных поступков. Мораль, выраженная в сказках и баснях, вполне ясна ребенку, в них прославляются: доброта и трудолюбие, взаимопомощь и наблюдательность, сочувствие и верность. Высмеиваются такие качества, как упрямство и ложь, глупость и злоба.

Картотека «Сказочная первая помощь»

1. «Ветер и Солнце». Прочитав эту сказку, обсудите с детьми, что лаской, терпением и дружелюбием в общении с людьми можно добиться лучших результатов, чем агрессивными действиями. Задайте детям вопросы: «А как бы вы хотели, чтобы к вам относились?», «Можно ли совершая злые поступки рассчитывать на хорошее к себе отношение?»

2. «Гадюка». Обсудите с детьми понятие «осторожность», поговорите о преданной дружбе, взаимопомощи. Вопросы для обсуждения: «Что такое дружба?», «Может ли возникнуть дружба между человеком и животным?», «Можно ли назвать поступок собаки подвигом?»

3. «Два козлика». При возникновении спорных и конфликтных ситуации между детьми, напомните им про двух упрямых козликов. Сюжет этой сказки учит дружелюбию, вежливому обращению, умению искать общее решение возникших задач. В сказке осуждается излишняя настойчивость и горделивость. Задайте детям вопросы: «А вы не поступаете иногда также?», «Какими способами можно разрешить спор или возникшую проблему?»

4. «Жалобы зайки». Прочтите и обсудите это произведение вместе с детьми. Оно научит их участию, вниманию к бедам других людей.

5. «Трусливый Ваня». Обсудите с юными читателями, ситуации, когда нужно не поддаваться страхам, искать во всем рациональное решение. Вопросы для обсуждения: «Хорошее ли качество трусость

6. «Вместе тесно, а врозь скучно». При возникновении ситуации, когда дети не могут поделить свои игрушки, можно напомнить им этот небольшой по объему рассказ. Задайте вопрос: «Отчего детям стало скучно?», «Как нужно было поступить ребятам?»

Публикации по теме:

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников Рассказы: 1. «За обедом» С. Баруздин 2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский 3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун»,.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 1 РисованиеТема 1: «Моя любимая семья». Задачи: Обучающие: 1. Познакомить детей с историей возникновения семьи. 2. Учить детей воспринимать.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование и воспитание нравственных качеств у дошкольников посредством художественной литературы
Опубликовано: 10 апреля 2023 в 16:15
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование и воспитание нравственных качеств у дошкольников посредством художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Смагленко (УИ 24432) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД