Мироненко Ольга
Формирование и развитие навыков самообслуживания у детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Расстройство аутистического спектра (РАС) в настоящее время все чаще рассматривается как психолого-педагогическая проблема. Это особый тип нарушения психического развития, возникающего на основе биологической дефицитарности нервной системы ребенка.
Комплексная медико-психолого-педагогическая помощь детям с аутизмом способствует более полной социализации ребенка.
Одной из важнейших развивающих задач является формирование конкретных средств коммуникации и социально-бытовой адаптации, в том числе культурно-гигиенических навыков, позволяющих ребенку вписаться в его социальное окружение.
Воспитание культурно-гигиенических навыков является существенным звеном воспитания человеческой личности. Овладение этими навыками делает ребенка более самостоятельным, менее зависимым от взрослого.
В этом случае важна социальная адаптация личности, способной к самообслуживанию. Необходимо научить детей ориентироваться в социуме, прививать им навыки самообслуживания и социально адаптировать. Формировать элементарные знания гигиены.
Трудности социально-бытовой адаптации, развития культурно-гигиенических навыков характерны для всех детей с РАС и всем требуется специальная помощь в их преодолении. Она может позволить сохранить детей в условиях семьи, повысить качество жизни ребенка и его близких, развить формы их осмысленного взаимодействия. Сформировать средства социально-бытовой адаптации необходимые для овладения навыками самостоятельной жизни. Работа по развитию культурно-гигиенических навыков чрезвычайно важна также для психологической помощи семье, воспитывающей аутичного ребенка. Огромная эмоциональная нагрузка, лежащая на его близких, усугубляется многолетним физическим напряжением. Близким часто легче осуществлять уход за ребенком, чем брать на себя тяжелый труд по выработке у него самостоятельных культурно-гигиенических навыков. В этом случае складывающиеся стереотипы гиперопеки начинают препятствовать социальному развитию ребенка.
Развитие навыков самообслуживания представляет для ребенка с РАС большую проблему. Сложность его обучения социально-бытовым навыкам в большей степени связана с нарушениями контакта, трудностью произвольного сосредоточения и страхами.
Таким деткам необходимо научиться жить и обслуживать себя самостоятельно. У этой категории детей данная область навыков не формируется по подражанию или прошедшему опыту, поэтому у общества возникает масса противоречий, так как ожидания семей, в которых есть дети с РАС, совершенно, не соответствуют действительности.
Особенности психического развития у детей с аутизмом обуславливают трудности в организации их поведения и особенно формировании навыков самообслуживания.
Поэтому, вступая с ним в контакт, нужно адекватно оценивать его реальный «эмоциональный» возраст. Необходимо помнить о том, что такому ребёнку быстро надоедают даже приятные впечатления; что он часто действительно не может подождать обещанного; что ему нельзя предлагать ситуацию выбора, в которой он самостоятельно беспомощен.
Привить ребенку навыки самообслуживания – значит, научить его есть, умываться, одеваться и раздеваться, по возможности пользоваться расческой, мылом, зубной щеткой, туалетной бумагой.
Обучая ребенка пользоваться ложкой, первоначально необходимо управлять его рукой. По мере взросления дети приучатся есть самостоятельно, но многие делают это торопливо и неаккуратно. В таких случаях рекомендуют поступить следующим образом: не давать всю порцию еды сразу, а класть ее на тарелку частями, по мере надобности. Ребенок, быстро справившись с первой порцией, вынужден некоторое время ждать, пока добавят вторую, третью и т. д. Тем самым он невольно привыкнет есть медленнее. Дети с аутизмом очень избирательны в еде. Иногда причина кроется в нежелании или страхе попробовать новый продукт, или в неприятном впечатлении, связанном со вкусом, запахом, упаковкой и т. д. Нередко дети испытывают трудности во время еды из-за своей повышенной брезгливости. Даже капелька супа на щеке или одежде могут стать источником неприятных ощущений. Для решения данной проблемы, терпеливо учить детей: пользоваться салфеткой. Для таких детей очень важно постоянно обговаривать с ребенком все действия. Поэтому мы максимально ограничиваем свою речь во время действий, которые должны в дальнейшем стать самостоятельными. В то же время, перед началом мы обязательно напоминаем ребенку, что он будет сейчас делать, а в конце подчеркиваем его достижения (Миша, молодец, сам кушаешь суп ложкой….). Мы тщательно продумываем фразы, сопровождающие действия, которые будут повторяться раз за разом. Стереотипность аутичного ребенка можно хорошо использовать для формирования бытовых стереотипов.
Сложность формированию навыков ещё и состоит в том, что у детей с РАС нет мотивации к овладению социальными навыками, они не понимают, зачем одеваться, если ему и раздетому не плохо и даже лучше чем в одежде, зачем нужно мыться, зачем есть ложкой, он наестся и руками, в результате всё равно сыт будет. И, как правило, отсутствие мотивации делает обучение трудным и медленным.
Чтобы освоить один конкретный навык – требуется сотня повторений.
Серьезная проблема для ребенка – научиться самостоятельно одеваться. Конечно, родителям гораздо проще сделать это самим, чем многократно показывать одни и те же действия, не видя при этом никакого результата. Тем не менее, необходимо быть терпеливыми, систематически проводите эту работу, не менять порядок ее выполнения. Вначале, поощряя малейшее самостоятельное движение ребенка, помогая ему правильно держать ногу, чтобы надеть колготки, поднять руки, когда с него снимают кофточку, вместе с ним снимать заранее расшнурованные ботинки. Таким образом, действие формируется совместное. Это важнейший этап первоначального обучения. Позднее, по мере овладения элементарными умениями, ребенок будет выполнять многие действия самостоятельно.
Дети с аутизмом легче воспринимают новое, если заранее обговаривать возможные варианты действий, которые ему предстоит выполнить. Для занятий с ребёнком с РАС очень важно соблюдение ритма самого занятия. Такой ребёнок не может долго выдерживать ситуацию активного взаимодействия. Обучение, совместная деятельность могут занимать вначале очень короткое время-1-2минуты, но необходимо, чтобы действие было завершено и, ребенок сразу испытал успех.
Таких деток невозможно научить всему и сразу, поэтому нужно сначала сосредоточиться на одном, наиболее доступном ребенку навыке, очень постепенно подключая его к наиболее простым операциям в других, часто повторяющихся бытовых ситуациях.
Научить ребенка самостоятельно умываться – непросто, это длительный процесс, состоящий из многих этапов. Прежде всего, пусть малыш привыкнет к воде, сначала теплой, а затем холодной. Чтобы подобная привычка возникла и закрепилась, само действие желательно обратить в игру: вместе с ребенком искупать куклу, пускать лодочки, доставать со дна ёмкости затонувшие предметы и т. п. Настанет очередь следующего этапа. Поиграйть с ним в как бы умывание: потрите сухие руки одна об другую, сложить ладони так, как это делается при умывании. Держа руки ребенка в своих, потирать его ладошки друг о друга, провести ими по лица малыша. Теплая вода, спокойный темп водной процедуры, поощрение каждого самостоятельного движения непременно сделают умывание приятной для него процедурой. Во время умывания (как, впрочем, и в других случаях) обязательно разговаривать с ним. Показывать, называя части тела, предметы туалета и просить ребенка повторить.
С ребенком необходимо ежедневно проговаривать все моменты его жизни. Говорить с ним теплым, ровным тоном, “воркуя”, голосом, интонациями регулируя поведение ребенка (говорить быстрее, когда нужно поторопить, медленнее, как бы распевая, при медленных, неловких действиях ребенка, когда важно не обострять ситуацию).
Нужно помнить, что мы-взрослые должны научить ребенка элементарным санитарно-гигиеническим и бытовым навыкам. Для этого потребуется немало времени и сил. И правильный подход к ребенку – не безграничная опека, а постоянная доброжелательная требовательность – поможет достичь определенных результатов в воспитании сына или дочери. Малыш может быть опрятен, хорошо воспитан, в определенной мере самостоятелен в быту.
Таким образом, формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС очень важно как для ребёнка, так и для его родителей, которые в будущем будут затрачивать меньше сил и энергии при уходе за таким ребёнком. Поэтому длительное, поэтапное, и целенаправленное обучение социально-бытовым навыкам ребёнка с РАС способствует их полному или частичному освоению, а тесное сотрудничество педагога и родителей даст наиболее положительный результат.