Марина Андреевна Чаплыгина
Формирование и развитие читательской грамотности учащихся в начальном звене
▼ Скачать + Заказать документы
Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное, излагать свои мысли о прочитанном тексте. Формирование читательской грамотности у учащихся младших классов является одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах. Это подчёркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над формированием и развитием навыка чтения. В последние десятилетия роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят и не хотят читать.
Публикация «Формирование и развитие читательской грамотности учащихся в начальном звене» размещена в разделах
Проработав в школе 37 лет, мне отчетливо видна педагогическая проблема, которая наиболее ярко прослеживается на основе существующих сегодня противоречий в начальной школе :
- Снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;
- уменьшением количества часов на изучение литературы, начиная с начальной школы (3 часа) по литературному чтению и новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе;
- информационной насыщенностью школьных предметов и возможностью их замены на другие информационные ресурсы
Поэтому при работе над формированием и развитием читательской грамотности я для себя взяла такие цели и задачи:
- Развивать неподдельный интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность.
- Воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к прочитанному тексту.
- Научить воспринимать художественные и научно – познавательные тексты в их специфике, а также работать с учебной и детской книгой.
- Формировать положительную мотивацию младших школьников к читательской деятельности путём использования активных форм и методов обучения, стимулирующих их читательскую активность. Начиная с первого класса, учу детей не только грамотно отвечать на вопросы, но и составлять вопросы по данному тексту. Эта работа формирует умение выделять главное, как в общем, так и в конкретном случае составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы (да, нет). А уже с 3-го класса приучаю детей самостоятельно составлять по прочитанному произведению тест, где нужно выбрать из 3-х предложенных ответов один правильный. Вот некоторые упражнения, которые я использую в своей работе. Они формируют и развивают осознанность чтения, способствуют развитию полноценного навыка чтения. Упражнения для увеличения скорости чтения
1. Многократное чтение
За одинаковый промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в зависимости от объема текста) читать несколько раз, начиная каждый раз с начала. Количество прочитанных слов с каждым разом увеличивается. Это видит сам ученик, у которого поддерживается желание дальнейшего чтения.
2. «Серединка. Чтение текста, закрытого линейкой посередине.
3. «Жужжащие чтение». Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью.
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям
1. Читай плавно.
Наиболее трудные слова из произведения до начала чтения текста прочитываются в медленном темпе, а потом в темпе разговорной речи.
2. Анаграммы (очень любят дети составлять по буквам слова)
АЧТПО (почта)
АИДРО (радио)
ФАГРЕЛТЕ (телеграф) и т. д.
В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И. Г. Песталоцци).