ЕЛЕНА Брежнева
Формирование познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством художественно-эстетического восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
(из опыта работы)
Брежнева Елена Ивановна, воспитатель
В настоящее время существуют различные современные формы по сотрудничеству с родителями с целью их вовлеченности как в образовательную деятельность, так и в жизнь дошкольного учреждения.
Для того, чтобы установить контакт с родителями, сформировать свой способ общения, узнать об их образовательных потребностях, было решено начать работу с анкетирования родителей «Сотрудничество детского сада и семьи». В ее содержание входило: краткая информация о родителях, ребенке, о воспитании, совместном времяпрепровождении, образовательных требованиях и возможного участия родителей в жизни детского сада. По результатам анкетирования было выделено три категории семей: активные участники, которым небезразличен успех и достижения своих детей; заинтересованные, но готовые решить проблему, прибегая к посторонней помощи (специалистам); пассивные, которые считают, что этим должны заниматься только педагоги. С целью выявления запросов и интересов родителей использовались информационно-аналитические формы работы : анкетирование, опросы, что позволило выполнить запрос родителей - сформировать информационную среду группы, определять тематику и форму проведения совместных мероприятий, повышать эффективность образовательной деятельности с детьми и строить грамотное общение с родителями.
Публикация «Формирование познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством художественно-эстетического восприятия» размещена в разделах
По результатам проведенных аналитических мероприятий формируются наглядно-информационные материалы для родителей: папки-передвижки, консультации, буклеты, памятки, совместное создание развивающей предметно-пространственной среды; участие родителей в организации и проведении праздников, досугов; беседы с детьми и родителями; оформление фотомонтажей; семинары, родительские собрания, мастер-классы родителей, имеющих большой опыт семейного воспитания, дни открытых дверей. Такие мероприятия дают возможность родителям увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим включиться в общение и деятельность детей и педагогов, возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, что способствует пересмотру родителям своих методов и приемов воспитания.
Часто используются видеозаписи деятельности детей; эпизоды, фрагменты занятий, участия в различных мероприятиях, выступлениях; выставляются стенды с детскими работами, снимками (из жизни группы); вручаются грамоты и благодарности за активное участие и содействие в развитии и воспитании детей.
Были проведены следующие мероприятия: участие в Муниципальном конкурсе «Дядя Степа», в региональном конкурсе «Пасхальное яичко», в муниципальном конкурсе «Портфолио», «Парад колясок», творческий конкурс «Наставник мастер, друг», оказана помощь в изготовление атрибутов к конкурсу «Оскольская Снегурочка». Были изготовлены поделки к различным тематическим мероприятиям согласно годового плана по взаимодействию с родителями («Что нам осень принесла», «Зимняя фантазия», «Игрушка своими руками для детей из детского дома», «Вместе с папой мы рисуем маму», создание фотовыставки, фотогазет). Такие мероприятия способствуют тому, что родители становятся более открытыми для общения, вовлекаются в совместные мероприятия.
Также была использована досуговая форма - она является самой желательной, увлекательной. Был проведен мастер –класс «Волшебный комочек» для многодетных родителей, где дети совместно с родителями делали мышку из соленого теста. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. В группе были реализованы следующие проекты: «Золотая осень» (мастер-класс - родители вместе с детьми изготавливали букеты из осенних листьев, «В здоровом теле здоровый дух», «Наш любимый питомец» - изготовление фотогазеты, где родители принимали активное участие, была проведена викторина «Азбука безопасности».
Благодаря методу проектов удалось достичь положительных результатов по включению родителей в образовательную деятельность.
Таким образом, выявлена реальная польза от включения семей в образовательную деятельность с детьми в детском саду: эмоциональная вовлеченность позволяет родителям чувствовать себя продуктивными, энергичными, причастными к образованию своего ребенка, помогающими другим; физическая вовлеченность позволяет им сформировать новые умения, забыть о беспокойствах, познакомиться с другими людьми; непосредственное присутствие в группе помогает родителям лучше разобраться в вопросах развития детей, научиться некоторым «премудростям» работы с детьми и дома применять полученные навыки; наблюдения за своими детьми на фоне других детей позволяют им понять, что все дети разные, что не нужно сравнивать одних детей с другими, а надо видеть и оценивать развитие одного ребенка раньше и теперь; в процессе вовлеченности в дело группы родители убеждаются, насколько многому дети учатся через игру, решая проблемы, замышляя и осуществляя вместе с другими детьми свои идеи, как учатся самооценке; родители оценивают важность предоставления ребенку права на выбор своих занятий для развития альтернативного мышления, они смогут наблюдать, как преуспевают в социальном развитии дети - находят друзей, учатся работать вместе с другими детьми, как они учатся друг у друга.