Ерина Екатерина
Формирование гуманного отношения дошкольников к животному миру
▼ Скачать + Заказать документы
Е. В. Ерина
воспитатель
МБДОУ Детский сад «Колобок» комбинированного вида рп. Тургенево
«Добрый ребенок не сваливается с неба.
Его надо воспитывать»
В. А. Сухомлинский
Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Первые представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей [1].
Публикация «Формирование гуманного отношения дошкольников к животному миру» размещена в разделах
С самого раннего возраста внимание ребенка привлекают бездомные кошки и собаки, любой жучок или паучок. Всех их хочется потрогать или взять в руки, чтобы рассмотреть поближе или принести домой, но чаще всего взрослые без всяких объяснений бездушно отвергают желание ребенка, а зачастую одобряют, когда ребенок пинает или давит представителя животного мира.
Будучи ребенком и воспитываясь по большей мере дедушкой-лесником и бабушкой, содержащих большое количество домашних животных, которые с малых лет воспитывали во мне бережное отношение к природе, и стало основным побудителем направления моей работы в детском саду.
В современной науке проблема формирования гуманного отношения к животному миру у дошкольников, считаю на сегодня наиболее актуальной, так как наши дети растут и развиваются, к сожалению, в обстановке, где не является приоритетным помочь кому-то, а лишь только выжить, и, неважно какими путями. Взаимодействие природы и человека становится огромной проблемой из-за безграничного потребления природных ресурсов. Поэтому, вырастить и воспитать гармонично развитого человека, способного чувствовать, сопереживать, понимать — желание и стремление многих родителей. На достижение этой цели работаю на протяжении нескольких лет.
Виноградова Н. Ф., Герцова В. Т., Николаева С. Н., Фокина В. Г. и др. доказали, что формирование гуманного отношения к живой природой у детей дошкольного возраста будет возможно только в том случае, если оно строится на основе учета жизненно важных потребностей живого организма, понимания самоценности и хрупкости жизни [3].
Работая над данной проблемой, мною был создан проект «Братья наши меньшие», целью которого является уточнение знаний детей о том, как жизнь зверей зависит от окружающей среды, и как они к ней приспосабливаются.
Исходя из опыта работы, я сделала вывод, что в отличие от взрослых, для ребёнка контакты с животными гораздо более важны, так как поведение тех или иных животных носит также черты сходства; кроме того, ребёнок живо познаёт мир, и для него представляют интерес даже самые простейшие представители животного мира.
Ребёнок легче эпатирует, т. е. смотрит на мир глазами другого существа, и ему гораздо легче, поэтому сопереживать с другим существом [1]. Когда дети в детском саду рассказывают о своих домашних любимцах, я понимаю, что дети более отзывчивы в отношении к животным, более обострённо переживают то, что происходит с животными. Считаю, что отношение детей к животным – это та область деятельности ребёнка, где можно наиболее успешно осуществлять нравственное воспитание.
Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных. Приобретённое в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов [2].
В своей работе мне, как воспитателю, необходимо показать красоту и разнообразие животного мира, провести параллели между миром животных и миром людей.
На своих занятиях использую различные формы работы : виртуальные экскурсии с помощью просмотра видеороликов, презентаций, чтение художественных произведений, рассматривание картин, где дети узнают новые подробности о различных представителях животного мира, тем самым уточняются, закрепляются, обобщаются и систематизируются имеющиеся знания.
Взаимодействуя с родителями, предлагая семейные экскурсии с целью знакомства детей с представителями животного мира в естественных условиях в парке, лесу, саду, на лугу и т. д. После совместных прогулок с родителями дети с удовольствием делятся впечатлениями. Родители в свою очередь делятся фотографиями, после чего мы с детьми устраиваем фотовыставку. Считаю, что эти экскурсии также укрепляют семейные отношения.
Ежедневные прогулки на участке детского сада становятся местом не только для игр, но территорией наблюдения за растениями и животными в течение всего года. Интересно наблюдать за восторженными эмоциями детей при знакомстве с новым насекомым или птицами. Я с удовольствием рассказываю о пользе этих насекомых и птиц, а более подробно мы вместе с ребятами изучаем их благодаря информационным источникам (обучающие видеоролики, презентации). Знания о птицах дети получают также на прогулке, во время систематических наблюдений за птицами у кормушки. К слову, все кормушки на участке сделаны детьми с родителями. С большим восторгом дети приветствуют новых жителей птичьих домиков. Вместе с детьми мы отмечаем самые характерные, немногие признаки внешнего вида и повадки птиц, узнаем их названия. Со старшими детьми систематически подкармливаем птиц, тем самым заботясь о них (особенно в зимнее время, когда для птиц мало корма, это укрепляет положительное отношение детей к живым существам и вызывает желание самим заботиться о них, а так же создает представление о необходимости оказания помощи животным в трудное для них время.
Только систематические занятия способствуют развитию наблюдательности и эмоциональности у детей.
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру, я считаю, заложены в играх, прежде всего дидактических. В своей работе я использую такие игры, как «Кто что ест?», «Чьи следы?», «Распредели животных по категориям», «Чья мама?», «Перелетные птицы», «Гуси-лебеди»» и другие.
Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Также считаю, что развить положительные эмоции по отношению к животным помогают игры-превращения. Как раз они и направлены на возникновение у ребенка эмпатии к животным.
Вся моя работа связана с взаимодействием с семьей, ведь только в семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животными.
Список используемой литературы:
1. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. «Прогулки в детском саду» Творческий центр Москва 2010
2. Молодова Л. П. «Методика работы с детьми по экологическому воспитанию», Минск, «Асар» 2004 г.
3. Николаева С. Н. «Юный эколог» Программа экологического воспитания в детском саду. Мозаика - Синтез 2010 г.
Список используемых источников информации :
1. https://www.art-talant.org/publikacii/13423-referatvospitanie-gumannogo-otnosheniya-k-ghivotnomu-miru-v-usloviyah-doo
2. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekty-nod-po-formirovaniyu-otvetstvenogo-i-gumanogo-otnoshenija-k-zhivotnym.html