Наталья Перцевая
Проект по формированию представлений детей о флоре своей малой Родины «Родной свой край люби и знай»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание материала: проект направлен на формирование интереса у детей к изучению родного края, развитие экологической культуры. Пополнение знаний об истории, особенностях развития края происходит посредством знакомства с природой родных мест. Продукт проекта – гербарий из дикорастущих растений, типичных представителей флоры нашего региона.
Актуальность:
Публикация «Проект по формированию представлений детей о флоре своей малой Родины „Родной свой край люби и знай“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Детям дошкольного возраста всегда интересна тема природы. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения в природе, отношения к тому, что он видит, с чем ежедневно встречается. Мы живем в зоне степей, поэтому, на мой взгляд, старших дошкольников необходимо познакомить с характерными природными особенностями нашего региона Таким образом, мы не только способствуем расширению детского кругозора, развитию интеллекта, но и отвечаем на ежедневные вопросы, волнующие детей : «А кто это?» «А что это?». Знакомство с ближайшим природным окружением рождает и новые вопросы, связанные с историей родных мест. Это позволит детям сделать умозаключение, что все окружающее взаимосвязано. Успешность такой работы возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально - практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, - разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Огромное значение в работе по изучению родного края имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. Поэтому проект не может быть реализован без участия родителей. Чтобы сотрудничество было плодотворным, знания родителей необходимо пополнить информацией по данной теме, вовлечь членов семьи в работу над проектом.
Цель: Создать условия для формирования у детей дошкольного возраста интереса к природе родного края.
Задачи:
• Формировать представление детей о флоре своей малой Родины.
• Расширить представления детей о природных зонах : познакомить с природной зоной «степь»
• Развивать интерес к историческому прошлому предков.
• Воспитывать чувство гордости за свой родной край, чувство причастности к нему.
• Развивать и активизировать предметный, глагольный словарь; словарь признаков по лексическим темам: «Растения», «Деревья», «Цветы»
• Развивать общую и мелкую моторику.
Участники проекта : дети подготовительной к школе комбинированной группы, их родители,педагоги.
Тип проекта : краткосрочный.
Срок реализации: 2 недели
Предполагаемый результат :
Воспитанники:
• Имеют первоначальные навыки наблюдения за дикорастущими растениями;
• Знакомы с дикими растениями степной зоны, узнают некоторые из них на участке детского сада, дома;
• Знают, какое растение дало название родному селу;
• Имеют представление о дикой природе малой родины;
Родители :
• активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность;
• имеют представление о природе родного края и стремятся познакомить с ней своих детей;
• в совместной с детьми деятельности создают гербарий из дикорастущих растений, типичных представителей флоры нашего региона.
Этапы проекта :
1. Аналитический этап.
• Определение уровня знаний детей о дикой природе родного края;
• Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов;
• Сбор информации по данной теме;
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Основной этап. Реализация проекта.
• Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о флоре степного региона, её связи с историей села.
• Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению гербария диких растений.
2. Итоговый.
• Выставка работ по рисованию.
• Фото-отчет проекта.
• Анализ проведенной деятельности.
• Изготовление гербария.
Ресурсное обеспечение: научная и педагогическая литература, мультимедийное оборудование, предметные картинки, спортивный инвентарь, дидактические пособия, иллюстрации, фотографии, материал для художественного творчества
I. Формы и методы работы.
Познавательное развитие.
Наблюдение за дикими растениями на участке детского сада:
- рассматривание особенностей строения, выявление типичных особенностей растений степи;
-просмотр мультимедийных презентаций «Дикие растения нашего края», «Дерево – символ родного края»;
-рассматривание сюжетных картинок и иллюстраций с изображением степи;
-рассматривание альбома «Мой край родной».
ОД «Мой край степной»
Беседы:
1.«О чём рассказали старые фотографии»
Цель: познакомить детей с историей развития края.
2. «Что такое степь?»
Цель: познакомить детей с природной зоной «Степь».
3. «Почему нельзя рвать редкие растения?»
Цель: дать понятие о редких и исчезающих растениях, закрепить знания детей о том, как надо вести себя в природе.
4.«Откуда взялись лекарства?»
Цель: расширить представления детей о роли лекарственных трав в жизни человека и животных.
Социально-коммуникативное развитие.
-Составление описательных рассказов по опорным картинкам.
-- Разгадывание загадок о дикорастущих цветах
- Дидактические игры: «Четвертое лишнее», «Да и Нет», «С какого дерева лист»
- Разучивание пальчиковой гимнастики, малоподвижной игры
Речевое развитие.
Чтение художественной литературы.
Чтение стихотворений донских поэтов о родном крае.
Художественно-эстетическое развитие.
Нарисуй то, что тебе запомнилось
Физическое развитие
Малоподвижная игра «Замечательный букет»
Подвижная игра «1,2,3 – к названному дереву беги» .
Прогулки.
Цикл тематических прогулок с наблюдением за травами и деревьями на участке и на территории ДОУ.
II. Результаты проекта :
В результате проведенной работы дети получили много информации о природе нашего региона, запомнили названия многих известных им ранее трав. Дошкольники пришли к выводу, что дикий мак – это растение, которое подарило название селу. С помощью педагога определили время года, когда село получило название.
Проведенная работа оказалась эффективной, показала, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы дети способны овладеть знаниями о родном крае, родной природе, основами экологической культуры. Собранный гербарий позволит детям закреплять знания о природе своей малой родины.
III. Вывод:
Активизировалась работа с родителями. В продуктивной деятельности большинство воспитанников самостоятельно определили тему своей работы – значит, им было интересно. Во время прогулок на участке дели стали обращать внимание на малозаметные дикорастущие растения. В активный словарь введены слова «дикорастущие»,
Список литературы.
1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М. : Просвещение, 1992. -96 с.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М. : просвещение, 1991. – 160 с.
3. Р. М. Чумичева, Н. А. Платохина, О. Л. Ведмедь Я учусь познавать Донской край. Рабочая тетрадь для старших дошкольников и младших школьников, педагогов, родителей. – Ростов н/ Д: «ИздательствоБАРО-ПРЕСС»,2013. – 128с.
4. Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. – М. : Просвещение, 1982. -196 с.
5. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Лето». – Издательство «Скрипторий 2003»,2006,– 128с.
6. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы». – Издательство «Скрипторий 2003»,2006,– 128с.
7. Интернет-ресурсы