Запащикова Олеся
Формирование гражданско-патриотических ценностей
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование гражданско-патриотических ценностей у воспитанников Нововаршавской гимназии
Запащикова Олеся Сергеевна,
воспитатель МБОУ «Нововаршавская гимназия»
К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является важной задачей воспитания и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Публикация «Формирование гражданско-патриотических ценностей» размещена в разделах
Патриотизм – это любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. Привязанность к месту рождения, уважительное отношение к языку своего народа, забота об интересах Родины, проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине, гордость за социальные и культурные достижения своей страны.
Гражданско - патриотическое воспитание является важнейшей частью моей педагогической деятельности. Для меня патриотизм – это прежде всего любовь не только к своим родителям, к своей Родине, но и уважение к старшему поколению, к своим друзьям. Уважение и любовь к тому месту, где ты родился и вырос.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы привить у ребёнка чувства любви к родному дому и к семье, к родной природе, к истории и культуре страны, развитие интереса к русским традициям и промыслам.
Задачи патриотического воспитания дошкольников многообразны, они усложняются с возрастом детей.
Начиная с первой младшей группы ставится задача по «воспитанию у детей патриотических чувств – любви к Родине, ее природе и людям».
Во второй младшей группе – ставятся задачи: «дать первые представления о родной стране (название родного города, поселка, знакомить с родной культурой, с изделиями (игрушками) народных мастеров, «воспитывать любовь к Родине и знакомить с «военными» профессиями».
В средней группе задачи патриотического воспитания расширяются. Воспитатели «продолжают воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного села (города, его достопримечательностях; дают детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках, о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничниках, моряках, летчиках)»
В старшей группе ставятся задачи по «расширению представлений детей о Российской армии, о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность, о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы; по ознакомлению детей с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска, боевой техникой».
В подготовительной к школе группе выделяют 3 задачи патриотического воспитания старших дошкольников:
- обогащать представления о родном городе и стране, развивать гражданско-патриотические чувства;
- формировать представления о многообразии стран и народов мира, некоторых национальных особенностях людей.
- развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны, формировать начала гражданственности.
Я провожу следующие формы работы с родителями :
- консультации «Древо семьи». «Воспитание любви к Родине в раннем возрасте». «Семья и гражданское воспитание».
- просвещение (памятки в уголках для родителей) : «Азбука нравственности». «Граждане и патриоты». «Нравственное воспитание дошкольников». «Учите детей беречь природу». «Трудовое воспитание в семье». Памятки: «Правила для родителей». «10 правил хорошего настроения». «Знаете ли вы своего ребенка?»;
- совместные физкультурные досуги, праздники с участием родителей «День защитника отечества». «Весёлые старты». «Папа, мама, я – спортивная семья».;
- музыкальные развлечения и праздники совместно с родителями и музыкальным руководителем. «». «Клуб весёлых и находчивых». «Моя Россия»;
- детские работы, выполненные вместе с родителями: мини-музей участников ВОВ города Омска - «Подвиг наш бессмертен»;
- составление семейного фотоальбома «Загляните в семейный альбом»;
- фотовыставка: «Они защищали нашу Родину». «Маму я люблю за то…». «Наши защитники»;
- тематические выставки: «Рисуем всей семьей». «Мой любимый город». «Праздник Победы». «Мы не хотим, чтоб пушки грохотали…»;
совместные с родителями проекты «Моя семья». «Здравствуйте – это я!».
Гражданско-патриотическое воспитание детей осуществляется через следующие формы работы : досуги, театрализованные представления, выставки детских работ, спортивные праздники, детские проекты, участия в конкурсах, занятия, экскурсии, подготовка и проведение патриотических праздников.
В группе создан патриотический уголок, с символикой нашей страны, (герб, гимн, флаг) и портретом президента России. И нашего края – Омской области и нашего района Нововаршавка.
В течение всего года организую работу ребят по изучению истории своей семьи, составлению родового древа семьи. Описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи. Создан социальный альбом: «Я и моя семья», «Что означает моё имя», «История создания фамилии». «Моё село – Нововаршавочка». Выставки рисунков и фотографий: «Я и семья», «Мой дом» и т. д.
Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогает такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю. Постоянно пополняем наши уголки картотеками: «Народные промыслы России», «Русские пословицы и поговорки», лэпбук «Календарь русских праздников».
Игры так же способствуют решению задач патриотического воспитания. Полезно включать дидактические игры и упражнения. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влиянием понравившегося им художественного произведения, может перерасти в длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт. Мы играем в игры такие как: «Русские матрёшки», «Дом в котором я живу», «Страна одна – разные национальности», «Путешествие по городу».
Хорошей традицией в детском саду стало проведение: «Библиотечных и музейных уроков», «Встреч с интересными людьми», «Месячники по патриотизму», «Декабриада и Апрелиада».
Я думаю, что если детский сад и семья будут идти в одном направлении, то это обеспечит ребёнку условия для полноценного развития нравственных ценностей, духовных сил, наполнить детскую жизнь полезными делами и хорошими поступками.
Список литературы:
1. Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура») - 2-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2018. - 168 с.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
3. Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ/ под ред. Л. А. Кондрыкинской — М. : ТЦ Сфера, 2017. - 160 с.