Приложение МААМ

Совершенствование приёмов формирования грамматического строя речи

Елена Сергеева
Совершенствование приёмов формирования грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы

Наиболее актуальной проблемой обучения в настоящее время является несформированность произвольной регуляции учебной деятельности. Регулятивные действия – обеспечивают организацию обучения. Работа учителя-логопеда по формированию беспредложных конструкций существительных единственного числа имеет большой потенциал для развития навыков регуляции. При логопедической работе учитывается комплекс лингвистических факторов: винительный падеж единственного числа – фактор одушевлённости/неодушевлённости; фактор принадлежности к роду. Сначала происходит отработка правильного употребления неодушевлённых форм существителных мужского рода «вижу что? – дом, стол», а затем отработка правильного употребления одушевлённых форм существительных мужского рода «вижу кого? – слона, жирафа». Изменения в окончаниях зависят от того, является ли существительное одушевлённым или нет. Вышеуказанные особенности касаются только словоформ винительного падежа, мужского рода. Ещё одним лингвистическим признаком винительного падежа является вопрос «вижу

Публикация «Совершенствование приёмов формирования грамматического строя речи» размещена в разделах

кого? вижу что?». Ребёнок приучается слышать эти вопросы, потому- что в них содержится значение падежа. Данные авторы обращают моё внимание на дифференциацию значений одушевлённости и неодушевлённости, а также на то, что необходимо закрепить у детей чёткие представления о том, что одни слова могут называть живые предметы и отвечать на вопрос «кто?», а другие слова могут называть неживые предметы и отвечать на вопрос «кто?» Кроме того, указанные авторы подчёркивают, что главную роль играет правильное определение родовой принадлежности существительных. Именно от этого зависит безошибочное употребление падежных окончаний. В связи с этим, по моему мнению, усвоение окончаний винительного падежа единственного числа у детей с ОНР эффективнее происходит по наглядной символической схеме: 1. ВИЖУ ЧТО? – символ неодушевлённости (перечёркнутое сердечко) – картинка-символ мужского рода существительного (фигурка мальчика) –дом, стол (символ твёрдого согласного звука). 2. ВИЖУ КОГО? – символ одушевлённости (сердечко) – картинка-символ мужского рода существительного (фигурка мальчика) – слона, жирафа (символ звука «а»). По аналогичной схеме отрабатываются окончания существительных женского рода, среднего рода с использованием соответствующих символов. Основываясь на теоретических данных, я разработала эти схемы, чтобы мобилизовать внимание детей с ОНР сразу на всех лингвистических факторах. Убеждена, что именно от этой совокупности компонентов зависит верное употребление падежных окончаний существительных винительного падежа единственного числа. Анализируя далее источники литературы по данному вопросу, я отметила для себя особенности формирования окончаний существительных родительного падежа единственного числа без предлога. Главным принципом также является правильное определение рода («Про этот предмет можно сказать – он, она

или оно?» На данном этапе работы я вновь применяла наглядные символические схемы: 1. НЕТ КОГО? ЧЕГО? – фигурка мальчика – символ звука «а». 2. НЕТ КОГО? ЧЕГО? – фигурка девочки – символ звука «ы», «и». Дательный падеж: 1. ДАЮ КОМУ? – фигурка мальчика – символ звука «у». 2. ДАЮ КОМУ? – фигурка девочки – символ звука «э». Творительный падеж: Лалаева Р. И., Серебрякова Л. В. в своей книге предлагают взять за основу значение орудийности действия. На это значение указывает и вопрос «чем?». Как подчёркивают авторы, «наиболее продуктивным окончанием является окончание существительного мужского рода – «ом», которое появляется раньше, а окончание женского рода – «ой» появляется позже. В связи с этим рекомендуется следующая последовательность в работе: 1. ЧЕМ? – фигурка мальчика - … «ОМ», «ЕМ». 2. ЧЕМ? – фигурка девочки - … «ОЙ», «ЕЙ». Работа над одушевлёнными существительными идёт по аналогичной схеме, но с другим значением падежа. После подведения итогов вышесказанного передо мной сразу же встала проблема запоминания всех этих составных частей ребёнком с ОНР. В этот момент я ощутила острую небходимость в организации и произвольном регулировании процесса обучения самим ребёнком. Моя педагогическая идея заключается в формировании регулятивных навыков. Цель: сформировать навыки организации собственной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: научить детей ставить цель, задачу самостоятельно; научить детей планировать свои действия, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата;

научить детей контролировать свои действия способом сличения способа действия с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона; научить самостоятельно исправлять свои ошибки; научить ставить себе оценки, осознавать собственный уровень усвоения знаний и навыков. Регулятивная деятельность имеет следующие компоненты: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка. Исходя из этих компонентов мне хотелось бы представить механизмы реализации выдвинутой мною педагогической идеи. В первую очередь необходимо научить детей видеть конечную цель своей деятельности, стремиться к ней. Для того, чтобы этот процесс происходил успешно, нужно развивать умения понимать словесную инструкцию. Ребёнок с ОНР очень часто при наличии в представлении правильных образцов речи (окончаний) в самостоятельных ответах допускает ошибки. Это связано с низкой концентрацией внимания, недостаточным уровнем кратковременной слуховой памяти, так и с несформированностью приёмов регуляции деятельности. На данном этапе ребёнку можно следующий приём. «Объясни Незнайке» - логопед даёт задание. Чтобы проверить, как оно понято детьми, просит ребёнка повторить его для сказочного героя. Предлагается выполнить упражнение, направленное на формирование определения родовой принадлежности «Про какие предметы можно сказать «он» - «она»?». Следующим шагом является развитие умений планировать собственные действия по выполнению задания. Это достаточно важный шаг к переходу внешних действий в умственный план. Управление обучением должно быть гибким. Жёсткость управления (строгая последовательность должна убывать по мере роста ребёнка. Если в начале обучения дети действуют по алгоритму, предложенному мною, то на заключительном этапе логопедической работы дети сами планируют свои действия, составляют алгоритмы.

Предлагается задание «Расскажи, что ты должен сделать, чтобы правильно назвать картинку» (это алгоритм по формированию навыка правильного употребления падежной формы существительного). «Определи порядок действий» - ребёнок выполняет, помнив о том, что важно не забыть ни одно из них. Эффективным является задание «Составь план» - ребёнку предлагается составить алгоритм для выполнения промежуточных задач в процессе достижения главной цели. Таким образом проверяется «работает» этот алгоритм или нет. Можно ли безошибочно и быстро, используя его, выполнить задание. Следующим этапом на пути формирования регулятивных навыков является развитие умения осуществлять самоконтроль при выполнении заданий. Детей с ОНР необходимо обучать контролю планомерно, длительно, тщательно. Методика заключается в том, что ребёнок заполняет графы таблички – полного аналога схемы с символами по отработке падежных окончаний (чистый вариант). Упражнение называется «Проверь сам себя». В соответствии с усвоенной последовательностью знаний по данному вопросу он рисует знаки – символы. Затем раздаются правильные образцы и ребёнок смотрит, где у него ошибка и в будущем старается её исправить. Во время самоконтроля внимание ребёнка сосредоточено на поиске ошибок в таблице-схеме. На данном этапе предлагается задание «Найди только одну ошибку». Поиск единственной ошибки стимулирует внимание детей с ОНР. Далее проводятся упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Важным условием успешности обучения является умение ставить цель и добиваться её, видеть собственные успехи, радоваться им, а также замечать неудачи и находить их причины. Для самооценивания и фиксации результатов используются «линейки достижений» и «лестница успеха». «Линейки достижений» помогают ребёнку увидеть свои успехи.

В процессе выполнения данного задания формируется уверенность в своих силах, желание заниматься и работать над собой. «Линейки достижений» позволяют увидеть не столько улучшение показателей речевого развития, сколько те усилия, которые ребёнок приложил, а также те знания, умения и навыки, которые он приобрёл. «Ёжик – путешественник» - логопед предлагает линейку с делениями. В конце занятия «поставить» ёжика ближе или дальше к конечному результату. Ребё нку предлагаются инструкции для оценивания: «Я научился правильно отвечать на вопрос и в конце слова произносить звук «а»; «Я старался»; «Какой у нас ёжик грустный или весёлый?» Ребёнок ставит отметку (ёжика) на линейке. Это приучает его задуматься над тем, как он продвинулся в овладении знаниями и умениями, старался ли он? Упражнение «Альпинист» - после завершения задания дети рисуют высокую гору. Каждый ребёнок сам оценивает успешность выполнения задания, нарисовав на одной из точек горы человечка (т. е. себя).

Если ребёнок считает, что он был внимателен, то рисует себя на верхней ступеньке. Этот приём позволяет логопеду узнать, насколько объективно ребёнок оценивает свою работу, свои результаты.

Механизмом оценивания образовательных достижений является сравнение с предыдущими результатами деятельности. Сравниваются первые результаты выполнения заданий до внедрения приёмов по формированию произвольной регуляции и результаты выполнения заданий на отработку падежных окончаний косвенных падежей без предлога после внедрения приёмов развития регулятивных навыков.

Программа коррекционной работы с детьми, имеющими ОНР, должна быть направлена на развитие регулятивных действий.

Публикации по теме:

Совершенствование грамматического строя речи. Образование относительных прилагательных Совершенствование грамматического строя речи. Образование относительных прилагательных. Образование и правильное употребление новых слов.

Совершенствование лексико-грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи Тема: «Ранняя осень». ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 1. Активизировать и обогащать словарь по теме. 2. Учить детей образовывать существительные с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совершенствование приёмов формирования грамматического строя речи
Опубликовано: 22 мая 2015 в 19:13
+37Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совершенствование приёмов формирования грамматического строя речи» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сергеева (УИ 345110) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД