Хажиева Лилия
Формирование ФЭМП у детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы; закрепление навыков порядкового и количественного счета (в т. ч. предметов) в пределах числового ряда первого десятка.
Задачи
Обучающие:
-Закрепить навыки прямого, порядкового и обратного счета в пределах 10,
сравнение групп предметов, по количеству используя знаки >, <.
Публикация «Формирование ФЭМП у детей старшего возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
-Совершенствовать умения составлять числовой ряд и находить место числа в ряду
-Закреплять умения считать в пределах десяти, пользуясь различными приемами
-Закреплять умения анализировать объекты и вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку
-Совершенствовать навыки счета, умения самостоятельно составлять и решать простейшие математические задачи
-Закреплять умения правильно называть порядковые числительные.
-Закрепить представления детей о частях суток, днях недели, временах года
-Закрепить знания детей о названиях геометрических фигур.
Развивающие
-Развивать в дидактических играх умения сравнивать предметы
-Развивать познавательные процессы (речь, внимание, логическое мышление, воображение, тактильное восприятие)
-Развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки
-Способствовать развитию образного и логического мышления, умению делать простейшие умозаключения.
Воспитательные
Воспитывать интерес к математике
Воспитывать наблюдательность при сравнении групп предметов
Воспитывать чувство взаимопомощи через сотрудничество во время образовательной деятельности, радоваться достигнутым успехам.
Демонстрационный материал: сердцевинка и лепестки семи цветов,ножки мухоморов с цифрами.
Раздаточный материал: цветные карандаши, карточки с цифрами (для соединения по точкам,, шляпки мухоморов с точками и цифрами
1. Организационный момент.
Дети проходят в группу
Мы пойдем сейчас направо.
А теперь пойдем налево.
В центр дружно соберёмся.
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем.
Путешествовать начнем.
Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте подарим им хорошее настроение (сдуваем с ладошек свои улыбки).
И поздороваемся с ними на трех языках: башкирском, русском, татарском.
Дети здороваются и выстраиваются на коврике.
Воспитатель: Ребята. посмотрите что у меня в руках? (Письмо)
Да, правильно. А вам интересно от кого же пришло нам письмо?
Дети : Да!
Воспитатель: Сейчас я его открою и прочту. (Читает письмо)
«Здравствуйте, друзья!Пишет вам Королева страны Математики. В моей стране произошла большая беда, и я хочу пригласить Вас к себе, чтобы вы помогли мне навести порядок»
Воспитатель: Поможем ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, нас ждут большие трудности, но я думаю что вы с ними справитесь. А на чем же мы отправимся в страну Математики? Смотрите на столах лежат листы бумаги, а на них цифры. Соединив цифры по порядку, мы узнаем на чем же мы с вами отправимся в Страну Математики.
Воспитатель: Так на чем мы с вами полетим? Что у нас получилось? (Получилась ракета.)
Воспитатель: Ну вот, сели поудобнее, заняли свои места. Но чтобы поднялась наша ракета, нам надо правильно нажать нужные кнопки от 10 до 1. в обратном порядке : 10,9,8…1! Поехали!Ура! Мы летим!
А пока мы с вами летим, чтобы не было скучно ответьте на мои вопросы:
1. Когда вы приходите в детский сад? (Утром)
2. Что наступает после утра (День).
3. Сколько дней в неделе (семь)
4. Назовите дни недели. (Ответы)
5. Какой день недели идет после субботы? (Ответы)
6. Какое время года на дворе?.
Ну вот мы и прилетели в Волшебную страну Математики. Смотрите, здесь еще один конверт, давайте откроем его и узнаем что же там написано!
«Ребята, в нашей волшебной стране рос необыкновенный цветок, который может исполнить любое желание. Однажды в страну ворвался озорной ветер и разбросал лепестки цветка. Помогите Нам собрать все лепестки волшебного цветка»
Воспитатель: Как вы думаете, что это за цветок?
Дети: Это Цветик-семицветик.
Воспитатель: Правильно.
На макушке у цветочка
Семь волшебных лепесточков,
Исполняющих мечты.
Не спеши сорвать их ты –
Много в мире роз, ромашек,
Незабудок, маков, кашек,
Но один на свете
Цветик-семицветик.
Ребята, а как звали девочку, у которой был такой цветок?
Дети: Девочку звали Женя.
Воспитатель: А где Женя взяла этот цветок?
Дети: Ей его подарила волшебница.
Воспитатель: Ребята, а сколько лепестков у «Цветика-семицветика»?
Дети: У цветика-семицветика семь лепестков.
Основной этап
Посмотрите, для нас приготовлены странные задачки. Задачки - то заколдованные и написаны на тарелках. Задание такое: нужно поставить знаки больше, меньше или равно. т. е Сравним числа.
3…5 6…4 5….5 4….2 3….6 3….3 < > =
Решим примеры:
3+1= 3-1=
4+2= 2+2=
Воспитатель: Молодцы, дети! Вы справились с заданием. Ой, посмотрите, а вот и первый лепесток. Какого он цвета?
Дети: Лепесток красного цвета. (Попросить ребёнка прикрепить лепесток к серединке).
Физминутка. В ладошки мы похлопаем
И чуть-чуть потопаем.
Раз – присели, два – привстали,
Три – нагнулись и достали
Правой ручкой башмачок,
Левой ручкой – потолок.
И еще разок присядем!
А теперь на место сядем.
Воспитатель читает следующее задание: Ребята, геометрические фигуры забыли свои имена, напомним фигурам, как их зовут? — Да.
2. Дидактическая игра «Отгадай фигуру»
Воспитатель загадывает загадку, а дети показывают геометрическую фигуру, о которой говорится в загадке.
1. Три вершины,
Три угла,
Три сторонки
Кто же я? (треугольник)
2. Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его… (квадрат).
3. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня! (Круг)
4. Эти фигуры по городу мчат,
в садики, школы развозят ребят.
Едут автобус, троллейбус, трамвай.
Ты на дороге, смотри, не зевай
На эту фигуру похожи дома.
О чем говорю я? Ответьте, друзья! (прямоугольник)
5. Он похожий на яйцо
Или на мое лицо.
Вот такая есть окружность
Очень странная наружность.
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг… (овал)
Воспитатель: Молодцы! Задание выполнили и за это в награду вам второй лепесток! (Дети крепят к доске оранжевый лепесток)
Воспитатель: Сколько лепестков нам с вами уже удалось отыскать?
Дети: Два лепестка.
Воспитатель: Правильно, а сколько ещё нужно найти?
Дети: Пять лепестков.
Воспитатель: Отправляемся на поиски дальше.
Воспитатель:А вы знаете, что в сказках живут цифры? Отгадайте, в каких сказках живет число 3?
Дети: В сказке «Три медведя», «Три поросенка».
Правильно. А в каких сказках живет цифра 7?
Дети: В сказке «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и 7 гномов».
Воспитатель: Мы справились с заданием и можем прикрепить к нашему цветку ещё один волшебный лепесток! На этот раз он желтого цвета.
Воспитатель: Ребята! Озорной ветер перемешал карточки, и в каждый ряд попало по одному лишнему изображению, давайте все вместе отыщем их? (дидактическая игра «Что лишнее?» призвана исследовать процессы образного и логического мышления; воспитатель по очереди показывает карточки, дети отвечают с места). Что лишнее в этом ряду? Почему? (Воспитатель по очереди показывает детям ряды, дети должны найти лишний объект и объяснить почему)
Молодцы и с этим заданием мы справились и вот вам награда лепесток зеленого цвета.
— Ребята, цифры забыли свои места, давайте поможем им найти своё место.
Дидактическая игра «Построй цифры»
Под музыку дети берут цифры и выстраиваются с ними по порядку, затем воспитатель просит каждую «Цифру» назвать своих соседей (дети называют).
По окончании игры складывают цифры и садятся за столы.
Ребята, посмотрите, пока мы играли, ветер принёс нам ещё один волшебный лепесток. Какого он цвета?
Дети: Лепесток синего цвета. (Дети крепят лепесток на доску)
Воспитатель: Дети, сколько лепестков мы уже нашли?
Дети: Мы нашли пять лепестков.
Воспитатель: Сколько ещё нам надо найти лепестков?
Дети: Нам надо найти ещё два лепестка.
Физминутка: Мы глазами – миг, миг (моргаем глазами).
Мы плечами – чик, чик (поднимаем плечи и опускаем).
Мы руками - хлоп, хлоп (хлопки)
Мы ногами топ, топ (топаем)
Раз – туда, два – сюда (наклоны влево, вправо).
Повернись вокруг себя (повороты).
Раз – присели, два – привстали,
Ванькой – встанькой словно стали
Руки к телу все прижали и подскоки делать стали.
Воспитатель: Ребята, жители планеты математика, любят рисовать, но вот беда: все карандаши вдруг потеряли цвет. Поможем им, сделаем их карандаши цветными?
Посмотрите, у вас на столе лежат карточки, на них нарисованы карандаши, они все какие? (Без цвета.) Поможем их раскрасить? Слушайте внимательно. 6
• Закрасьте первый карандаш желтым цветом,
• Четвертый – синим,
• Второй – зеленым,
• Пятый – красным,
• Третий – коричневым,
• Шестой черным.
(Дети закрашивают карандаши.)
Воспитатель: Молодцы! Скажите, на котором по счету месте синий карандаш?
Какого цвета карандаш на пятом песте?
На котором по счету месте желтый карандаш?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Держите ещё один лепесток и крепите его, скорее к волшебному цветику.
Дети: Лепесток голубого цвета.
Воспитатель: Правильно, как и цвет воды. Дети, сколько лепестков нам ещё не хватает?
Дети: Нам не хватает одного лепестка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, озорной ветер разбросал по полянке мухоморы: шляпки отдельно, а ножки отдельно. (Упражнение 7 «Затейливые мухоморы», дети должны посчитать количество точек и найти соответствующую «ножку» с цифрой; воспитатель раздает каждому ребенку шляпку мухомора, дети самостоятельно подбирают к нему нужную ножку с цифрой). Нам нужно оживить мухоморы, возьмите каждый в руки одну красную шляпку, посчитайте количество точек на ней и подберите ножку с цифрой, соответствующей количеству точек на шляпке вашего мухомора.
Воспитатель: Молодцы! Вот и отыскали мы с вами все лепестки. Какого цвета лепесток?
Правильно :фиолетовый (Дети крепят на доску последний лепесток). Теперь какой цветок стал, кроме как волшебный?
Дети: Красивый, яркий, цветной, разноцветный… (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята сегодня вы мне сказали, что хотели бы иметь такой волшебный цветок! Давайте вместе попробуем вспомнить волшебные слова, чтобы желание исполнилось: «Лети, лети, лепесток через запад на восток, лишь коснешься ты земли, быть, по-моему, вели». (Звучит волшебная музыка, воспитатель в этот момент переворачивает лепестки, на обратной стороне которых написаны буквы «МОЛОДЦЫ!»).
Воспитатель: А теперь пора нам возвращаться домой. Но чтобы лететь назад, нам нужно найти другие кнопки.
Опять берем старт. Отсчитываем: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0.
Пуск! Полетели!
Итоговый этап, рефлексия деятельности
Воспитатель: (Рефлексия) Дети, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей) Какое задание вам интереснее всего было выполнять? (Ответы детей) Какое задание для вас оказалось самым сложным? (Ответы детей) Сколько разноцветных лепестков нам с вами удалось собрать? (Семь) Спасибо вам. Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому хорошо справились со всеми заданиями, которые встретились нам на пути. В награду за это я приготовила вам сладкое угощение и нам пора подкрепиться после нашего такого волшебного путешествия. Я уверена, что вы всегда будете стараться, как сегодня. Молодцы!