Получи документы

Формирование эмоционального словаря у детей старшего дошкольного возраста

Ольга Смирнова
Формирование эмоционального словаря у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование эмоционального словаря у детей старшего дошкольного возраста

Музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №9 р. п. Заречье, Смирнова Ольга Николаевна.

Проект на тему:

Формирование эмоционального словаря у детей старшего дошкольного возраста.

«Музыкальный момент» Франс Шуберт.

Публикация «Формирование эмоционального словаря у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Австрийский композитор Франц Шуберт, современник Моцарта и Бетховена, Шуберт прожил очень мало – всего 31 год. Но зато его наследие огромно. За свою короткую и притом нелёгкую жизнь Шуберт успел создать более тысячи произведений и в них одарил человечество настоящими россыпями музыкальных драгоценностей.

Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 г. в пригороде Вены. Его музыкальные способности проявились достаточно рано. Первые уроки музыки он получил дома. Игре на скрипке его обучал отец, а на фортепьяно – старший брат.

В шестилетнем возрасте Франц Петер поступил в приходскую школу Лихтенталя. У будущего композитора был удивительно красивый голос. Благодаря этому в 11-летнем возрасте его приняли в качестве “певчего мальчика” в столичную придворную капеллу.

До 1816 г. Шуберт бесплатно учился у А. Сальери. Он постигал основы композиции и контрапункта.

Композиторский талант проявился уже в подростковом возрасте. В период с 1810 по 1813 гг. он создал несколько песен, пьес для фортепьяно, симфонию и оперу. В 1813 г. у него начал ломаться голос и он был отчислен из хора. Путь в искусство начался со знакомства Шуберта с баритоном И. М. Фоглем. Он исполнил несколько песен начинающего композитора, и они быстро обрели популярность. Первый серьезный успех молодому композитору принесла переложенная им на музыку баллада Гёте “Лесной царь”.1823 г. был ознаменован избранием Шуберта почетным членом музыкальных союзов в Линце и Штирие. Он претендовал на должность придворного фице-капельмейстера. Но досталась она Й. Вайглю.

Единственный публичный концерт Шуберта состоялся 26 марта 1828 г. Он имел огромный успех и принес ему небольшой гонорар. Вышли в свет произведения для фортепьяно и песни композитора.

Умер Шуберт от брюшного тифа, в ноябре 1828 г. Ему было неполных 32 года. За свою короткую жизнь музыкант смог сделать самое важное – реализовать свой удивительный дар.

Слова, характеризующие музыку:

любопытство, высокомерие, бодрость, гордость, ясность, ирония, недовольство, торжественность, легкость, живость, игривость, решительность,неловкость.

Лексическое значение слов :

1) Любопытство- стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.

2) Высокомерие- гордое и надменное поведение, отношение к кому-нибудь.

3) Бодрость- психологическое состояние субъекта, характеризующееся полнотой сил, активной деятельностью, энергией.

4) Гордость- чувство собственного достоинства, самоуважения.

5) Ясность- логичность, стройность, четкость, отчетливость.

6) Ирония- тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.

7) Недовольство - отсутствие удовлетворённости, отрицательное отношение к кому-чему-либо.

8) Торжественность - праздничность, парадность, пышность, помпа, помпезность; важность, церемониальность, напыщенность, официальность.

9) Легкость - ощущение приподнятости, бодрости, свободы, прилива сил, желания деятельности.

10) Живость - внутренняя сила характера, проявляющаяся в манерах, речи и поведении человека.

11) Игривость - озороватость, гривуазность, резвость, фривольность, пикантность, шутливость, двусмысленность, шаловливость, лукавство, кокетливость.

12) Решительность - это индивидуальное качество воли человека, связанное со способностью и умением самостоятельно и своевременно принимать ответственные решения.

13) Неловкость - чувство стеснительности, стыда.

14) Вспыльчивость - эмоциональную несдержанность, взрывную раздражительность, которая свойственна темпераментным людям.

Смысловое содержание языковой единицы

Чувство Денотат Коннотат Сигнификат

Любопытство- стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь Чувство Вороний интерес Проявление + интерес + новое + стремление + к знанию

Высокомерие- гордое и надменное поведение, отношение к кому-нибудь Чувство Белый взгляд Гордость + надменность + поведение

Бодрость- психологическое состояние субъекта, характеризующееся полнотой сил, активной деятельностью, энергией

Чувство, состояние Как дракон взлетает Полнота сил + психологическое состояние + субъект + характеристика + активность + деятельность + энергия

Гордость- чувство собственного достоинства, самоуважения.

Чувство Гордый орел

Чувство + собственность + достоинство + самоуважение

Ясность- логичность, стройность, четкость, отчетливость.

Чувство Светлая голова Логика + стройность + отчетливость + четкость

Ирония- тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.

Чувство По алой иронии Насмешка + выраженная + скрытая + форма

Недовольство - отсутствие удовлетворённости, отрицательное отношение к кому-чему-либо.

Чувство Как старый дед Чувство + отрицательное + отношение + неудовлетворенность

Торжественность - праздничность, парадность, пышность, помпа, помпезность; важность, церемониальность, напыщенность, официальность.

Чувство Павлиний хвост Праздничность + пышность + помпезность напыщенность + официальность + церемониальность + помпа + важность

Легкость - ощущение приподнятости, бодрости, свободы, прилива сил, желания деятельности. Чувство, состояние Воздушный змей Чувство + ощущение + приподнятость + бодрость + сила + желание + деятельность

Живость - внутренняя сила характера, проявляющаяся в манерах, речи и поведении человека.

Чувство, состояние Мчатся десять тысяч коней Внутренняя сила + характер + проявление + манеры + речь + поведение + человек.

Игривость - озороватость, гривуазность, резвость, фривольность, пикантность, шутливость, двусмысленность, шаловливость, лукавство, кокетливость Чувство, состояние Подвижный, как обезьяна. Озороватость + гривуазность + резвость + фривольность + пикантность + шутливость+ двусмысленность + шаловливость + лукавство + кокетливость

Решительность - это индивидуальное качество воли человека, связанное со способностью и умением самостоятельно и своевременно принимать ответственные решения. Чувство, состояние Брать быка за рога Качество + воля + индивидуальное + связь + способность + умение + самостоятельность + своевременность + принятие + решение + ответственность.

Неловкость - чувство стеснительности, стыда. Чувство, состояние Слон в посудной лавке Чувство + стеснительность + стыд

Вспыльчивость - эмоциональную несдержанность, взрывную раздражительность, которая свойственна темпераментным людям. Чувство, состояние Петухом налететь Эмоциональность + несдержанность + взрывная раздражительность + свойственность + темперамент

Шкала эмоций

ирония

живость

торжественность

бодрость

вспыльчивость

решительность

высокомерие

гордость

ясность

лёгкость

неловкость

игривость

любопытство

недовольство

Конспект занятия «Обогащение эмоционального словаря через слушание музыки в группе старшего дошкольного возраста».

Совместная работа воспитателя и музыкального руководителя.

Ход занятий.

Цель: Развитие и обогащение эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Обогатить представления и знания детей о чувствах : недовольства, любопытства, гордости, неловкости, высокомерия,решительности и др.

2. Развить способность понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека; Развить воображение; Развить умение передавать эмоции через мимику и речь;

3. Развить умение детей слышать музыку и различать настроение музыки, развитие эмпатии;

Развить умение передавать характер музыкального произведения через игру на музыкальных инструментах.

Развить способность соотносить движения с музыкой.

Групповое занятие. (Воспитатель)

1. Здравствуйте ребята, у меня замечательное настроение, а у вас? Давайте улыбнемся друг другу? А сейчас подуем на ладошки и поделимся своим настроением со всеми вашими друзьями.

Кто из вас любит слушать что-нибудь приятное в свой адрес? А кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям? У меня есть 2 шарик дружбы», который я передам Диме. А он передаст его своему соседу Леше и скажет ему что то приятное и доброе.

Дети передают шарик друг за другом говоря комплименты и приятные слова.

Ребята, когда у вас плохое настроение, что вам хочется? А как можно пожалеть? Как вас жалеют родители? Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился? Как вы ведете себя, если у мамы болит голова? Если братик (сестренка) ушиблись? Если ваша кошка заболела? А из-за чего человеку может быть плохо? (Обидели словом или действием).

2. Упражнение «Тренировка эмоций»

Ребята, давайте мы с вами побудем актерам. Вы по очереди будете выходить на сцену, и изображать людей или может быть животных в определенном эмоциональном состоянии. Изображать нужно без слов, а задание я буду шептать вам на ушко. Задача зрителей – угадать, что показал актер.

- любопытный ребёнок

- игривый щенок

- лёгкий, как пушинка птенчик

- гордый мальчик

- проснулся бодрым

- вспыльчивый человек

- высокомерный человек

- недовольная мама

Дети по очереди выходят и показывают с помощью воспитателя предложенные варианты.

Воспитатель объясняет детям непонятные для них пантомимы и слова.

3. Чтение отрывка из стихотворения Н. Найденовой «Ничего тебе не дам».

Есть у Вити мячик новый,

Конь, гармошка и ружье.

Держит он свои игрушки

И твердит: «Мое! Мое!»

Говорит ему Наташа:

- Есть матрешка у меня.

Разреши моей матрешке

Сесть на твоего коня.

Хочешь, дам тебе посуду?

Хочешь, с мишкой поиграй.

Витя ей сказал: - Не буду!

Отойди, не приставай!

Ничего тебе не дам,

Я во все играю сам.

Скажите, о ком оно? (версии детей). Какой был Витя? Как вы думаете: нравилось играть ребятам с ним? Почему?

Я вам прочитала стихотворение не до конца, как оно могло закончиться на ваш взгляд? (Варианты ребят).

А вот, что пишет Н. Найденова в конце своего стихотворения:

Есть у Вити балалайка,

Барабан, ружье и слон.

Есть машина, серый зайка…

Отчего ж скучает он?

Все, что только захотите,

Вы найдете у него,

Но товарищей у Вити

НЕТ НИ ОДНОГО!

Скажите, почему плохо быть жадным,высокомерным? Что бы вы посоветовали этому мальчику? (ответы).

4. Игра «Произнести свое имя».

- С иронией (шутливо, с насмешкой)

- С гордостью (с чувством собственного достоинства)

- С высокомерием (с гордым и надменным видом)

Ребята, а чем отличается гордость от высокомерия?

Почему чувство гордости,лучше чем высокомерие?

-Торжественно (радостно, празднично)

-Недовольно (расстроенно,обиженно) .

5. Заключение.

Что нового вы сегодня узнали? (настроение у человека может меняться). Чему научились? А если кто-то из нас завтра утром будет в плохом настроении, как вы это узнаете? Как вы поступите? Во что можно поиграть с другом, чтобы ему стало весело?

Музыкальное занятие.

«Музыкальный момент» Франс Шуберт.

Ход занятий:

(Звучит музыка, дети заходят под музыку Грига «Утро» в музыкальный зал и рассаживаются на свои места).

Муз. р. :

Здравствуйте ребята!

Дети:

Здравствуйте!

Муз. р. :

Мы с вами, любим путешествовать в страну музыки и знакомиться с различными музыкальными произведениями великих композиторов!

Сегодня я вам расскажу про очень талантливого композитора Франца Шуберта и об одном из его произведений.

Приготовили свои ушки и внимательно слушаем.

(Музыкальный руководитель рассказывает краткую биографию композитора и показывает его портрет.)

Звучит произведение Франца Шуберта «Музыкальный момент» фа минор.

Муз. р. : Это удивительной красоты музыка, которая производит самые приятные впечатления!

А назовите мне те слова, которые подсказали бы нам какая эта музыка по характеру.

Дети:

Отрывистая, игривая, светлая, уверенная, бойкая,энергичная, решительная.

Муз. р. :

Действительно, вы назвали много слов, которые подходят для описания этого произведения.

А давайте мы свами представим, что эта музыка рассказывает нам про одного человечка, который попал в неловкую для него ситуацию.

Кто-нибудь из вас знает, что такое неловкость?

Дети:

- Это когда ты что то забыл;

- Когда тебе стыдно;

- Когда у тебя что-то не получается.

Муз. р. :

Близко. Когда человек в чем-то провинился и ему за это стыдно или может быть, он просто очень стесняется.

Давайте снова прослушаем нашу музыку и представим, что наш человечек в такой ситуации.

Как же меняются его эмоции на протяжении всего произведения?

Звучит музыка, музыкальный руководитель останавливает произведение и описывает каждый фрагмент, как изменяется в ней характер.

Вот человек недовольно спорит с кем-то, здесь чувствуется его любопытство, игривость, ясность и легкость. В этой части он, возможно, гордо заявляет о его правоте, спорит, показывает свое высокомерие, решительность. Музыка передает его вспыльчивость. А дальше мы слышим, будто он доказал что он прав, стал бодрым,торжественно ликует, оживился и начал испытывать насмешку над этой ироничной ситуацией.

Ребята, а давайте мы еще раз послушаем и сыграем эту музыку на наших пальчиках. Скажите пожалуйста, в музыке есть акцента, если это громкие, акцентированные звуки, как мы их можем передать?

-Дети хлопают.

Хорошо, а если это тихие звуки?

-Дети пальцем нажимают на ладошку.

Муз. р. Молодцы ребята, все мы вспомнили, попробуем теперь с музыкой.

Дети слушают музыку и выполняют задание.

Муз. р. : Ребята, помните мы с вами играли на музыкальных инструментах,а что если мы сейчас мы их возьмем и попробуем сыграть эту музыку?

Дети: ДА!

Муз. р. : Если тихая музыка, легкая, ясная как наше солнышко, то какие мы будем брать инструменты?

Дети дают всевозможные варианты: коробочка, колокольчик, треугольник.

Муз. р. : А если мы будем делать акценты, покажем торжественность,недовольство, решительность какими инструментами мы сможем их подчеркнуть?

Дети: Бубен, металлофон.

Муз. р. : Действительно, ведь это более яркие инструменты.

Ну что попробуем с вами сыграть?

Дети берут инструменты, просим одного из детей объявить произведение.

Исполняют произведение «Музыкальный момент» Ф. Шуберта

Используемые материалы: Коробочка,треугольник, металлофон, колокольчик, бубен, бубенцы на руку.

Муз. р. : Молодцы ребята, потрудились мы с вами сегодня на славу, теперь время поиграть.

Проводиться игра разминка.

Муз. р. : Ребята скажите, понравилась ли вам музыка, которую мы слушали сегодня? А вам бы хотелось потанцевать эту музыку?

Дети: да!

Выполняются музыкально-ритмические движения с показом руководителя.

Муз. р. : Хорошо ребята, занятие наше подошло к концу. Давайте с вами попрощаемся.

Выполняется распев «До свидания»!

Дети уходят в группу.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Критерии и уровни развития эмоционального словаря детей старшего дошкольного возраста средствами взаимосвязи искусств Аннотация. В статье рассматриваются содержание и результаты экспериментальной работы по развитию эмоционального словаря детей старшего дошкольного.

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возрастаФормирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем.

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста В начале учебного года у детей старшей группы закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь.

Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактических игрФормирование словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр Дидактические игры для детей младшего дошкольного дошкольного возраста направленные на развитие мелкой моторики рук могут быть выполнены.

Формирование валеологических основ у детей старшего дошкольного возраста Мы вступили в 21 век, цивилизация сделала очередной виток в своем развитии. Люди побывали на Луне, изобрели компьютеры уже пятого поколения.

Формирование ЗОЖ детей старшего дошкольного возрастаФормирование ЗОЖ детей старшего дошкольного возраста В нашем ДОУ созданы определённые условия для формирования здорового образа жизни и оздоровления детей. Наши усилия направлены на формирование.

Организация занятий по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста Задача «обогащение активного словаря» в образовательной области «Речевое развитие» традиционно включает в себя несколько этапов педагогической.

Особенности формирование словаря как задача речевого развития детей дошкольного возраста Особенности формирование словаря как задача речевого развития детей дошкольного возраста. В то время, когда ребенок находится в возрасте.

Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц Л. М. ДЖУМАГАЗИЕВА, Н. А. ЗЮЗИНА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Эмоциональное.

Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста "Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста" Цель: формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование эмоционального словаря у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 сентября 2018 в 19:57
+35Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование эмоционального словаря у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Смирнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД