Ольга Смирнова
Формирование эмоционального словаря у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование эмоционального словаря у детей старшего дошкольного возраста
Музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №9 р. п. Заречье, Смирнова Ольга Николаевна.
Проект на тему:
Формирование эмоционального словаря у детей старшего дошкольного возраста.
«Музыкальный момент» Франс Шуберт.
Публикация «Формирование эмоционального словаря у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Австрийский композитор Франц Шуберт, современник Моцарта и Бетховена, Шуберт прожил очень мало – всего 31 год. Но зато его наследие огромно. За свою короткую и притом нелёгкую жизнь Шуберт успел создать более тысячи произведений и в них одарил человечество настоящими россыпями музыкальных драгоценностей.
Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 г. в пригороде Вены. Его музыкальные способности проявились достаточно рано. Первые уроки музыки он получил дома. Игре на скрипке его обучал отец, а на фортепьяно – старший брат.
В шестилетнем возрасте Франц Петер поступил в приходскую школу Лихтенталя. У будущего композитора был удивительно красивый голос. Благодаря этому в 11-летнем возрасте его приняли в качестве “певчего мальчика” в столичную придворную капеллу.
До 1816 г. Шуберт бесплатно учился у А. Сальери. Он постигал основы композиции и контрапункта.
Композиторский талант проявился уже в подростковом возрасте. В период с 1810 по 1813 гг. он создал несколько песен, пьес для фортепьяно, симфонию и оперу. В 1813 г. у него начал ломаться голос и он был отчислен из хора. Путь в искусство начался со знакомства Шуберта с баритоном И. М. Фоглем. Он исполнил несколько песен начинающего композитора, и они быстро обрели популярность. Первый серьезный успех молодому композитору принесла переложенная им на музыку баллада Гёте “Лесной царь”.1823 г. был ознаменован избранием Шуберта почетным членом музыкальных союзов в Линце и Штирие. Он претендовал на должность придворного фице-капельмейстера. Но досталась она Й. Вайглю.
Единственный публичный концерт Шуберта состоялся 26 марта 1828 г. Он имел огромный успех и принес ему небольшой гонорар. Вышли в свет произведения для фортепьяно и песни композитора.
Умер Шуберт от брюшного тифа, в ноябре 1828 г. Ему было неполных 32 года. За свою короткую жизнь музыкант смог сделать самое важное – реализовать свой удивительный дар.
Слова, характеризующие музыку:
любопытство, высокомерие, бодрость, гордость, ясность, ирония, недовольство, торжественность, легкость, живость, игривость, решительность,неловкость.
Лексическое значение слов :
1) Любопытство- стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.
2) Высокомерие- гордое и надменное поведение, отношение к кому-нибудь.
3) Бодрость- психологическое состояние субъекта, характеризующееся полнотой сил, активной деятельностью, энергией.
4) Гордость- чувство собственного достоинства, самоуважения.
5) Ясность- логичность, стройность, четкость, отчетливость.
6) Ирония- тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.
7) Недовольство - отсутствие удовлетворённости, отрицательное отношение к кому-чему-либо.
8) Торжественность - праздничность, парадность, пышность, помпа, помпезность; важность, церемониальность, напыщенность, официальность.
9) Легкость - ощущение приподнятости, бодрости, свободы, прилива сил, желания деятельности.
10) Живость - внутренняя сила характера, проявляющаяся в манерах, речи и поведении человека.
11) Игривость - озороватость, гривуазность, резвость, фривольность, пикантность, шутливость, двусмысленность, шаловливость, лукавство, кокетливость.
12) Решительность - это индивидуальное качество воли человека, связанное со способностью и умением самостоятельно и своевременно принимать ответственные решения.
13) Неловкость - чувство стеснительности, стыда.
14) Вспыльчивость - эмоциональную несдержанность, взрывную раздражительность, которая свойственна темпераментным людям.
Смысловое содержание языковой единицы
Чувство Денотат Коннотат Сигнификат
Любопытство- стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь Чувство Вороний интерес Проявление + интерес + новое + стремление + к знанию
Высокомерие- гордое и надменное поведение, отношение к кому-нибудь Чувство Белый взгляд Гордость + надменность + поведение
Бодрость- психологическое состояние субъекта, характеризующееся полнотой сил, активной деятельностью, энергией
Чувство, состояние Как дракон взлетает Полнота сил + психологическое состояние + субъект + характеристика + активность + деятельность + энергия
Гордость- чувство собственного достоинства, самоуважения.
Чувство Гордый орел
Чувство + собственность + достоинство + самоуважение
Ясность- логичность, стройность, четкость, отчетливость.
Чувство Светлая голова Логика + стройность + отчетливость + четкость
Ирония- тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.
Чувство По алой иронии Насмешка + выраженная + скрытая + форма
Недовольство - отсутствие удовлетворённости, отрицательное отношение к кому-чему-либо.
Чувство Как старый дед Чувство + отрицательное + отношение + неудовлетворенность
Торжественность - праздничность, парадность, пышность, помпа, помпезность; важность, церемониальность, напыщенность, официальность.
Чувство Павлиний хвост Праздничность + пышность + помпезность напыщенность + официальность + церемониальность + помпа + важность
Легкость - ощущение приподнятости, бодрости, свободы, прилива сил, желания деятельности. Чувство, состояние Воздушный змей Чувство + ощущение + приподнятость + бодрость + сила + желание + деятельность
Живость - внутренняя сила характера, проявляющаяся в манерах, речи и поведении человека.
Чувство, состояние Мчатся десять тысяч коней Внутренняя сила + характер + проявление + манеры + речь + поведение + человек.
Игривость - озороватость, гривуазность, резвость, фривольность, пикантность, шутливость, двусмысленность, шаловливость, лукавство, кокетливость Чувство, состояние Подвижный, как обезьяна. Озороватость + гривуазность + резвость + фривольность + пикантность + шутливость+ двусмысленность + шаловливость + лукавство + кокетливость
Решительность - это индивидуальное качество воли человека, связанное со способностью и умением самостоятельно и своевременно принимать ответственные решения. Чувство, состояние Брать быка за рога Качество + воля + индивидуальное + связь + способность + умение + самостоятельность + своевременность + принятие + решение + ответственность.
Неловкость - чувство стеснительности, стыда. Чувство, состояние Слон в посудной лавке Чувство + стеснительность + стыд
Вспыльчивость - эмоциональную несдержанность, взрывную раздражительность, которая свойственна темпераментным людям. Чувство, состояние Петухом налететь Эмоциональность + несдержанность + взрывная раздражительность + свойственность + темперамент
Шкала эмоций
ирония
живость
торжественность
бодрость
вспыльчивость
решительность
высокомерие
гордость
ясность
лёгкость
неловкость
игривость
любопытство
недовольство
Конспект занятия «Обогащение эмоционального словаря через слушание музыки в группе старшего дошкольного возраста».
Совместная работа воспитателя и музыкального руководителя.
Ход занятий.
Цель: Развитие и обогащение эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Обогатить представления и знания детей о чувствах : недовольства, любопытства, гордости, неловкости, высокомерия,решительности и др.
2. Развить способность понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека; Развить воображение; Развить умение передавать эмоции через мимику и речь;
3. Развить умение детей слышать музыку и различать настроение музыки, развитие эмпатии;
Развить умение передавать характер музыкального произведения через игру на музыкальных инструментах.
Развить способность соотносить движения с музыкой.
Групповое занятие. (Воспитатель)
1. Здравствуйте ребята, у меня замечательное настроение, а у вас? Давайте улыбнемся друг другу? А сейчас подуем на ладошки и поделимся своим настроением со всеми вашими друзьями.
Кто из вас любит слушать что-нибудь приятное в свой адрес? А кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям? У меня есть 2 шарик дружбы», который я передам Диме. А он передаст его своему соседу Леше и скажет ему что то приятное и доброе.
Дети передают шарик друг за другом говоря комплименты и приятные слова.
Ребята, когда у вас плохое настроение, что вам хочется? А как можно пожалеть? Как вас жалеют родители? Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился? Как вы ведете себя, если у мамы болит голова? Если братик (сестренка) ушиблись? Если ваша кошка заболела? А из-за чего человеку может быть плохо? (Обидели словом или действием).
2. Упражнение «Тренировка эмоций»
Ребята, давайте мы с вами побудем актерам. Вы по очереди будете выходить на сцену, и изображать людей или может быть животных в определенном эмоциональном состоянии. Изображать нужно без слов, а задание я буду шептать вам на ушко. Задача зрителей – угадать, что показал актер.
- любопытный ребёнок
- игривый щенок
- лёгкий, как пушинка птенчик
- гордый мальчик
- проснулся бодрым
- вспыльчивый человек
- высокомерный человек
- недовольная мама
Дети по очереди выходят и показывают с помощью воспитателя предложенные варианты.
Воспитатель объясняет детям непонятные для них пантомимы и слова.
3. Чтение отрывка из стихотворения Н. Найденовой «Ничего тебе не дам».
Есть у Вити мячик новый,
Конь, гармошка и ружье.
Держит он свои игрушки
И твердит: «Мое! Мое!»
Говорит ему Наташа:
- Есть матрешка у меня.
Разреши моей матрешке
Сесть на твоего коня.
Хочешь, дам тебе посуду?
Хочешь, с мишкой поиграй.
Витя ей сказал: - Не буду!
Отойди, не приставай!
Ничего тебе не дам,
Я во все играю сам.
Скажите, о ком оно? (версии детей). Какой был Витя? Как вы думаете: нравилось играть ребятам с ним? Почему?
Я вам прочитала стихотворение не до конца, как оно могло закончиться на ваш взгляд? (Варианты ребят).
А вот, что пишет Н. Найденова в конце своего стихотворения:
Есть у Вити балалайка,
Барабан, ружье и слон.
Есть машина, серый зайка…
Отчего ж скучает он?
Все, что только захотите,
Вы найдете у него,
Но товарищей у Вити
НЕТ НИ ОДНОГО!
Скажите, почему плохо быть жадным,высокомерным? Что бы вы посоветовали этому мальчику? (ответы).
4. Игра «Произнести свое имя».
- С иронией (шутливо, с насмешкой)
- С гордостью (с чувством собственного достоинства)
- С высокомерием (с гордым и надменным видом)
Ребята, а чем отличается гордость от высокомерия?
Почему чувство гордости,лучше чем высокомерие?
-Торжественно (радостно, празднично)
-Недовольно (расстроенно,обиженно) .
5. Заключение.
Что нового вы сегодня узнали? (настроение у человека может меняться). Чему научились? А если кто-то из нас завтра утром будет в плохом настроении, как вы это узнаете? Как вы поступите? Во что можно поиграть с другом, чтобы ему стало весело?
Музыкальное занятие.
«Музыкальный момент» Франс Шуберт.
Ход занятий:
(Звучит музыка, дети заходят под музыку Грига «Утро» в музыкальный зал и рассаживаются на свои места).
Муз. р. :
Здравствуйте ребята!
Дети:
Здравствуйте!
Муз. р. :
Мы с вами, любим путешествовать в страну музыки и знакомиться с различными музыкальными произведениями великих композиторов!
Сегодня я вам расскажу про очень талантливого композитора Франца Шуберта и об одном из его произведений.
Приготовили свои ушки и внимательно слушаем.
(Музыкальный руководитель рассказывает краткую биографию композитора и показывает его портрет.)
Звучит произведение Франца Шуберта «Музыкальный момент» фа минор.
Муз. р. : Это удивительной красоты музыка, которая производит самые приятные впечатления!
А назовите мне те слова, которые подсказали бы нам какая эта музыка по характеру.
Дети:
Отрывистая, игривая, светлая, уверенная, бойкая,энергичная, решительная.
Муз. р. :
Действительно, вы назвали много слов, которые подходят для описания этого произведения.
А давайте мы свами представим, что эта музыка рассказывает нам про одного человечка, который попал в неловкую для него ситуацию.
Кто-нибудь из вас знает, что такое неловкость?
Дети:
- Это когда ты что то забыл;
- Когда тебе стыдно;
- Когда у тебя что-то не получается.
Муз. р. :
Близко. Когда человек в чем-то провинился и ему за это стыдно или может быть, он просто очень стесняется.
Давайте снова прослушаем нашу музыку и представим, что наш человечек в такой ситуации.
Как же меняются его эмоции на протяжении всего произведения?
Звучит музыка, музыкальный руководитель останавливает произведение и описывает каждый фрагмент, как изменяется в ней характер.
Вот человек недовольно спорит с кем-то, здесь чувствуется его любопытство, игривость, ясность и легкость. В этой части он, возможно, гордо заявляет о его правоте, спорит, показывает свое высокомерие, решительность. Музыка передает его вспыльчивость. А дальше мы слышим, будто он доказал что он прав, стал бодрым,торжественно ликует, оживился и начал испытывать насмешку над этой ироничной ситуацией.
Ребята, а давайте мы еще раз послушаем и сыграем эту музыку на наших пальчиках. Скажите пожалуйста, в музыке есть акцента, если это громкие, акцентированные звуки, как мы их можем передать?
-Дети хлопают.
Хорошо, а если это тихие звуки?
-Дети пальцем нажимают на ладошку.
Муз. р. Молодцы ребята, все мы вспомнили, попробуем теперь с музыкой.
Дети слушают музыку и выполняют задание.
Муз. р. : Ребята, помните мы с вами играли на музыкальных инструментах,а что если мы сейчас мы их возьмем и попробуем сыграть эту музыку?
Дети: ДА!
Муз. р. : Если тихая музыка, легкая, ясная как наше солнышко, то какие мы будем брать инструменты?
Дети дают всевозможные варианты: коробочка, колокольчик, треугольник.
Муз. р. : А если мы будем делать акценты, покажем торжественность,недовольство, решительность какими инструментами мы сможем их подчеркнуть?
Дети: Бубен, металлофон.
Муз. р. : Действительно, ведь это более яркие инструменты.
Ну что попробуем с вами сыграть?
Дети берут инструменты, просим одного из детей объявить произведение.
Исполняют произведение «Музыкальный момент» Ф. Шуберта
Используемые материалы: Коробочка,треугольник, металлофон, колокольчик, бубен, бубенцы на руку.
Муз. р. : Молодцы ребята, потрудились мы с вами сегодня на славу, теперь время поиграть.
Проводиться игра разминка.
Муз. р. : Ребята скажите, понравилась ли вам музыка, которую мы слушали сегодня? А вам бы хотелось потанцевать эту музыку?
Дети: да!
Выполняются музыкально-ритмические движения с показом руководителя.
Муз. р. : Хорошо ребята, занятие наше подошло к концу. Давайте с вами попрощаемся.
Выполняется распев «До свидания»!
Дети уходят в группу.