Татьяна Комаревская
Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках русского языка
Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования.
Работа над формированием функциональной грамотности обучающихся опирается как на традиционные методы и формы обучения, так и инновационное обучение. Развитию функциональной грамотности способствуют и нетрадиционные уроки (урок – семинар, урок – лекция, урок – практикум, урок – игра и т. д., и отдельные фрагменты уроков.
Публикация «Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках русского языка» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Они позволяют повысить интерес и к уроку, и к учебному процессу
в целом.
При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков лучше использовать отдельные моменты. Это могут быть словарные диктанты. Интересное представление новых словарных слов помогает эффективному усвоению и развивает важнейшие интеллектуальные качества и речемыслительные процессы школьников.
Дидактические игры – действенное средство, которое способно развивать функциональную грамотность. Это могут быть такие игры,
как: «Четвертый лишний», «Слабое звено», «Найди лишнее слово», «Закончи предложение», сочинение лингвистической сказки.
Перспективным в плане повышения уровня функциональной грамотности я считаю исследовательскую деятельность, которая эффективно развивает критическое мышление, исследовательские способности аудитории, активизирует творческие способности обучающихся. Исследовательская деятельность стимулирует на каждом этапе обучения природную любознательность и направляет её по пути специально организованного поиска ответов на вопросы, приучая таким образом к самостоятельности мышления и более глубокому погружению
в интересующий материал.
Большое значение в повышении функциональной грамотности обучающихся имеют уроки развития речи на уроках русского языка. Научить писать сочинение – значит научиться мыслить, видеть, анализировать увиденное, высказывать свою точку зрения.
Письменные игровые диалоги одна из эффективных форм развития функциональной грамотности, достоинством которой является развитие способности ребёнка к фантазированию, способности слышать другого человека, сотрудничество, развитие коммуникативных навыков.
Сегодняшний урок немыслим без применения разноуровневого дифференцированного подхода. Используя такие формы работы,
как парная, групповая, взаимопроверка, тестирование, лингвистические конкурсы, дидактические игры, удается более прочно закрепить полученные учениками знания и применить их на практике. Это позволяет достигать хорошей успеваемости обучающихся и развивать функциональную грамотность.
Объяснение нового материала всегда эффективнее, если подкрепляется наглядностью, что позволяет уравновесить словесную
и образную формы мышления. Схемы - опоры – средство обучения, которое обеспечивает прочность умений, знаний и навыков.
Одним из способов графической организации материала являются кластеры. Они помогают сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную проблему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.
Нетрадиционные формы домашнего задания имеют большое значение для раскрытия творческого потенциала ребенка, позволяют ему проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.
Типы домашних заданий по русскому языку для развития функциональной грамотности :
- творческие работы (презентации к стихам);
- лингвистические исследования текста;
- подготовка иллюстраций к изучаемым произведениям;
- инсценировка отдельных эпизодов;
- создание самостоятельных литературных произведений разных жанров;
- продолжение неоконченных произведений;
- составление словарей и словарных диктантов;
- создание кластеров, синквейнов;
- составление опорных конспектов, схем и таблиц;
- творческий пересказ от лица конкретного героя.
С учетом поставленных целей и задач сегодня меняется место и роль учителя в образовательном процессе. Я полагаю, учитель должен не только исполнять контролирующую функцию и выступать предметодателем, но и быть организатором, менеджером образовательного процесса в классе.
Список использованной литературы
1. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании
2. Загурская Е. Л. Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками / Е. Л. Загурская. – Мозырь, 2006.
3. Макаревич Л. Ч. Креативная одаренность и условие ее развития / Л. Ч. Макаревич // Пачатковая школа. – 2013. – № 7 – С. 24 – 27.