Наталья Созинова
Формирование функциональной грамотности старших дошкольников на подгрупповых занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
1. Функциональная грамотность.
Академик Алексей Алексеевич Леонтьев – знаменитый на весь мир специалист по психолингвистике, руководитель авторского коллектива и основной автор образовательной программы «Школа 2100», определил понятие «функциональной грамотности» следующими словами:
«Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.»
Публикация «Формирование функциональной грамотности старших дошкольников на подгрупповых занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Одна из задач современного образования – формирование функционально грамотного человека. Принципы современной прогрессивной российской системы воспитания дошкольников точно отражены в известной китайской пословице: «Скажи мне - я забуду. Покажи мне - я могу запомнить. Позволь мне сделать самому – это станет моим навсегда».
Цели современной системы образования – интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умение работать с информацией. А другими словами – выращивать функционально грамотную личность : стимулировать интеллект ребёнка через творческие задачи, требующие работы воображения; развивать у детей умения применять и интерпретировать информацию, а не просто заучивать её.
Функционально грамотная личность – это человек, который:
• ориентируется в мире и действует в соответствии с общественными ценностями (дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности);
• способен выбирать и принимать решение (адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе);
• умеет отвечать за свои решения (характеристики зрелой личности закладываются в детстве);
• способен нести ответственность за себя и своих близких (ребёнок способен оптимизировать отношения с социумом и прежде всего – с родителями);
• легко адаптируется в любом социуме и умеет активно влиять на него (такой путь ведёт ребёнка к успешному вступлению во взрослую жизнь);
• хорошо владеет устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми (общение и речь связаны неразрывно);
• владеет современными информационными технологиями (мы уже не представляем развитие общества без информационных ресурсов, значимых наравне с материальными, энергетическими и трудовыми).
Оценка функциональной грамотности обучающихся проводится по многим направлениям: математическая, финансовая, глобальная компетенция и другие.
Логопедов интересует оценка читательской грамотности детей – способность понимать, использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для расширения своих возможностей.
2. Подгрупповые логопедические занятия как способ формирования функциональной грамотности старших дошкольников.
Как известно, успешное владение речью (устной, письменной)- достаточно высоко сформированная читательская функциональная грамотность, необходима человеку и в повседневной жизни, и в профессиональной сфере.
У детей с тяжелыми нарушениями речи чаще всего целый комплекс проблем на пути формирования функциональной грамотности. Все специалисты коррекционного направления отмечают: дошкольники с особыми образовательными потребностями в большинстве своём раздражительны, молчаливы, заторможены или гиперактивны, эмоционально неустойчивы, не способны к игровой и целенаправленной деятельности. Эти ребята нуждаются в специальном лечении и обучении. Логопедическая помощь в дошкольных образовательных учреждениях включает в себя как индивидуальную работу с каждым ребёнком, так и фронтальную – со всей группой детей.
Эффективная форма взаимодействия педагога с дошкольниками – подгрупповое занятие в логопедическом кабинете. Такие занятия необходимы, чтобы обеспечить индивидуально-приемлемую среду развития и социализации каждого ребёнка. Главная особенность таких занятий – уход от учебной деятельности к игровой с обязательной позитивной эмоциональной окраской. Нет ничего прекрасней, чем изо дня в день видеть, как растёт в ребёнке желание общаться, учиться, достигать успеха.
Особенно сложно бывает педагогу проводить логопедический массаж ребёнку с повышенной чувствительностью органов артикуляции и нарушениями центральной нервной системы. Логопедический массаж и артикуляционные упражнения являются частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий в рамках работы по формированию функциональной грамотности дошкольников.
В любом сложном деле на помощь педагогу приходят нестандартные решения. Так любима детьми игра - особенно, если в ней участвуют какие-либо необычные персонажи – лохматые и смешные куклы, весёлые «живые язычки», хитрые пираты, множество зверюшек и прочие «помощники» логопеда. Так, на радость детям, из обычного пушистого носочка появился Зелибоба – дружок всех девочек и мальчиков, которые хотят научиться легко разминать свои языки. Игра с элементами массажа языка и артикуляционными упражнениями привлекательна для ребят и позволяет достичь результатов максимально эффективно.
Дети любят фантазировать, импровизировать, играя, забывают о неприятных ощущениях, связанных с массажными движениями на нежных детских органах артикуляции. Сначала под руководством логопеда, а потом и сами ребята активно разминают и укрепляют речевой аппарат, что необходимо для нормализации мышечного тонуса мимической мускулатуры.
Старшие дошкольники эффективно взаимодействуют на подгрупповых занятиях, любят выступать в роли «учителя», если более сильные ребята показывают свои умения выполнять сложные задания тем, кто ещё не справляется. Так устанавливается особая атмосфера товарищества, взаимовыручки, а это – настоящая школа общения. Ребята учатся оценивать свою работу, результаты друзей, помогать и подбадривать в сложных ситуациях.
Такой формат позволяет реализовать принцип сотрудничества, способствует сплочению коллектива детей, воспитанию доброжелательных дружеских взаимоотношений и в итоге- способствует формированию функциональной грамотности старших дошкольников.
От всей души желаю успехов коллегам логопедам в нашей интересной работе.