Папки-передвижки

Формирование функциональной грамотности старших дошкольников на подгрупповых занятиях

Наталья Созинова
Формирование функциональной грамотности старших дошкольников на подгрупповых занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

1. Функциональная грамотность.

Академик Алексей Алексеевич Леонтьев – знаменитый на весь мир специалист по психолингвистике, руководитель авторского коллектива и основной автор образовательной программы «Школа 2100», определил понятие «функциональной грамотности» следующими словами:

«Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.»

Публикация «Формирование функциональной грамотности старших дошкольников на подгрупповых занятиях» размещена в разделах

Одна из задач современного образования – формирование функционально грамотного человека. Принципы современной прогрессивной российской системы воспитания дошкольников точно отражены в известной китайской пословице: «Скажи мне - я забуду. Покажи мне - я могу запомнить. Позволь мне сделать самому – это станет моим навсегда».

Цели современной системы образования – интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умение работать с информацией. А другими словами – выращивать функционально грамотную личность : стимулировать интеллект ребёнка через творческие задачи, требующие работы воображения; развивать у детей умения применять и интерпретировать информацию, а не просто заучивать её.

Функционально грамотная личность – это человек, который:

• ориентируется в мире и действует в соответствии с общественными ценностями (дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности);

• способен выбирать и принимать решение (адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе);

• умеет отвечать за свои решения (характеристики зрелой личности закладываются в детстве);

• способен нести ответственность за себя и своих близких (ребёнок способен оптимизировать отношения с социумом и прежде всего – с родителями);

• легко адаптируется в любом социуме и умеет активно влиять на него (такой путь ведёт ребёнка к успешному вступлению во взрослую жизнь);

• хорошо владеет устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми (общение и речь связаны неразрывно);

• владеет современными информационными технологиями (мы уже не представляем развитие общества без информационных ресурсов, значимых наравне с материальными, энергетическими и трудовыми).

Оценка функциональной грамотности обучающихся проводится по многим направлениям: математическая, финансовая, глобальная компетенция и другие.

Логопедов интересует оценка читательской грамотности детей – способность понимать, использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для расширения своих возможностей.

2. Подгрупповые логопедические занятия как способ формирования функциональной грамотности старших дошкольников.

Как известно, успешное владение речью (устной, письменной)- достаточно высоко сформированная читательская функциональная грамотность, необходима человеку и в повседневной жизни, и в профессиональной сфере.

У детей с тяжелыми нарушениями речи чаще всего целый комплекс проблем на пути формирования функциональной грамотности. Все специалисты коррекционного направления отмечают: дошкольники с особыми образовательными потребностями в большинстве своём раздражительны, молчаливы, заторможены или гиперактивны, эмоционально неустойчивы, не способны к игровой и целенаправленной деятельности. Эти ребята нуждаются в специальном лечении и обучении. Логопедическая помощь в дошкольных образовательных учреждениях включает в себя как индивидуальную работу с каждым ребёнком, так и фронтальную – со всей группой детей.

Эффективная форма взаимодействия педагога с дошкольниками – подгрупповое занятие в логопедическом кабинете. Такие занятия необходимы, чтобы обеспечить индивидуально-приемлемую среду развития и социализации каждого ребёнка. Главная особенность таких занятий – уход от учебной деятельности к игровой с обязательной позитивной эмоциональной окраской. Нет ничего прекрасней, чем изо дня в день видеть, как растёт в ребёнке желание общаться, учиться, достигать успеха.

Особенно сложно бывает педагогу проводить логопедический массаж ребёнку с повышенной чувствительностью органов артикуляции и нарушениями центральной нервной системы. Логопедический массаж и артикуляционные упражнения являются частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий в рамках работы по формированию функциональной грамотности дошкольников.

В любом сложном деле на помощь педагогу приходят нестандартные решения. Так любима детьми игра - особенно, если в ней участвуют какие-либо необычные персонажи – лохматые и смешные куклы, весёлые «живые язычки», хитрые пираты, множество зверюшек и прочие «помощники» логопеда. Так, на радость детям, из обычного пушистого носочка появился Зелибоба – дружок всех девочек и мальчиков, которые хотят научиться легко разминать свои языки. Игра с элементами массажа языка и артикуляционными упражнениями привлекательна для ребят и позволяет достичь результатов максимально эффективно.

Дети любят фантазировать, импровизировать, играя, забывают о неприятных ощущениях, связанных с массажными движениями на нежных детских органах артикуляции. Сначала под руководством логопеда, а потом и сами ребята активно разминают и укрепляют речевой аппарат, что необходимо для нормализации мышечного тонуса мимической мускулатуры.

Старшие дошкольники эффективно взаимодействуют на подгрупповых занятиях, любят выступать в роли «учителя», если более сильные ребята показывают свои умения выполнять сложные задания тем, кто ещё не справляется. Так устанавливается особая атмосфера товарищества, взаимовыручки, а это – настоящая школа общения. Ребята учатся оценивать свою работу, результаты друзей, помогать и подбадривать в сложных ситуациях.

Такой формат позволяет реализовать принцип сотрудничества, способствует сплочению коллектива детей, воспитанию доброжелательных дружеских взаимоотношений и в итоге- способствует формированию функциональной грамотности старших дошкольников.

От всей души желаю успехов коллегам логопедам в нашей интересной работе.

Публикации по теме:

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

Игра для обучения грамотности старших дошкольников «Типография» из винных пробокИгра для обучения грамотности старших дошкольников «Типография» из винных пробок Ребята старшего дошкольного возраста стали все чаще использовать в своих играх навыки письма. Пишут друг другу " записки",подписывают.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности»Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности» Современный мир постоянно меняется и что бы нам идти в ногу со временем, надо развивать креативное мышление. Если мы с вами будем креативно.

Дидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотностиДидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотности Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности. 1. «Дорого-дёшево» Цель игры: формировать.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Пособия по развитию функциональной грамотности у детей 3–4 лет «Обувь»Пособия по развитию функциональной грамотности у детей 3–4 лет «Обувь» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование функциональной грамотности старших дошкольников на подгрупповых занятиях
Опубликовано: 29 марта 2024 в 08:50
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование функциональной грамотности старших дошкольников на подгрупповых занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Созинова (УИ 1128067) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД