Казарина Алеанна
Формирование фонематического восприятия как метод профилактики акустической дисграфии
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование фонематического восприятия как метод профилактики акустической дисграфии.
Акустическая дисграфия – нарушение письма, обусловленное несформированностью слуховой дифференциации звуков речи. Проявляющаяся в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам.
При акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза, частыми являются смешения и пропуски, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения на письме.
Публикация «Формирование фонематического восприятия как метод профилактики акустической дисграфии» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2020
При акустической дисграфии на письме чаще всего смешиваются буквы обозначающие:
-звонкие –глухие (Б-П, В-Ф, Д-Т, Ж-Ш) смотредь вместо смотреть;
-свистящие- шипящие (С-Ш, З-Ж, и т. д.) сутка вместо шутка;
-ротовые соноры (Р-Л) палаход вместо пароход;
-аффрикаты и компоненты входящие в их состав (Ч-Щ, Ч-ТЬ, Ц-С) ташка вместо чашка;
-также проявляется в неправильном обозначении мягкости и твердости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит».
Для успешного овладения грамотой у детей уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки:
1. Различение на слух всех звуков речи, включая акустически и артикуляторно близкие (звонкие – глухие, мягкие – твердые, свистящие – шипящие, Р-Л-Й).
2. Правильное произношение всех речевых звуков (в плане отсутствия замен одних звуков другими, типа сыска вместо шишка, лыба вместо рыба и пр.)
3. Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно:
- выделение звука на фоне слова ( например: «есть ли звук Р в слове рыба? А в словах шар, картина»);
- определение места звука в слове (начало, середина, конец). Например: «На каком месте в слове машина находится звук Ш - в начале, в середине или в конце? А в словах шуба, ерш?»;
В процессе специального обучения дошкольники овладевают и более сложными видами звукового анализа слов;
- умение делить слова на слоги, а слоги на звуки;
- умение членить предложения на слова.
Все эти умения сформируются у ребёнка только при дотаточно-развитом фонематическом восприятии.
Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы родного языка, умение определять звуковой состав слова.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произношения звуков, правильной слоговой структуры слов. Умения звукового анализа и синтеза должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Следовательно, развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребёнком письма.
Выделяют четыре ступени формирования фонематического восприятия :
- овладение умением узнавать звук на фоне слова;
- умение выделять первый и последние звуки в слове;
- умение последовательности количества звуков в слове;
- умение определять место звука в слове;
Основные направления коррекционно-профилактической работы можно объединить в два периода.
Подготовительный период:
С целью развития слухового и зрительного внимания рекомендуются следующие задания: привлечение внимания к звучащему предмету, различение и запоминание цепочки звукоподражаний, знакомство с характером звучащих предметов, определение местонахождения и направленности звука, различения звучания шумов и простейших музыкальных инструментов,– запоминание последовательности звучаний (шумов предметов, различение голосов, выделение слов из речевого потока, развития подражания речевым и неречевым звукам.
В процессе работы по развитию слуховых дифференцировок необходимо научить ребенка различать на слух заменяемые им в речи звуки. Для этого нужно любыми возможными способами довести до сознания ребенка РАЗНИЦУ в их звучании. Здесь очень полезен прием специального подчеркивания, даже утрирования имеющихся различий. Легче всего это сделать путем отождествления речевых звуков со звуками окружающей природы. Например, звук 3 можно отождествить с писком комара или со звуком, издаваемым звонком; Ж - с жужжанием жука; С - со свистом или со звуком вытекающей из крана воды; Ш - с шумом листьев на дереве во время сильного ветра и т. п. В ходе таких упражнений взрослый продолжительно и достаточно громко произносит то звук 3, то звук Ж, после чего каждый раз спрашивает ребенка: «Кто это, жук или, комар?» Или после попеременного произнесения звуков С и Ш ставится такой вопрос: «Что это, лес шумит или водичка из крана бежит?»
Основной период
Обучение простым формам звукового анализа и синтеза:
-Знакомство с терминами: «Звук», «Буква», «Слово» правильно их понимать и использовать. Знать, что слова состоят из звуков, звучат по разному, слова могут быть длинными и короткими. Объясняю, что звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим.
Формирование фонематического анализа и синтеза состоит в следующем:
- Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный-гласный, глухой- звонкий, твердый- мягкий.
- Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове «Назови 1-ый, 2-ой … звуки», «Посчитай звуки»
- На основании уточненных произносительных навыков артикуляции гласных звуков отрабатывается наиболее легкая форма анализа – выделение первого гласного звука из начала слова «Утки и окуни», «Назови картинку», «Кто больше?», «Выбери картинку на звук …»
- Формирование умения делить слова на слоги, используя зрительную опору – схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой – слог; - формирование умения делать слоговой анализ слова: «Домики», «Закончи слово», «Слоговая цепочка» и т. д.
- Анализ и синтез обратного слога типа АП: «Подружи звуки», «Живые звуки» и т. д.
- Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего согласного в слове типа СУП: «Внимательные ушки», «Назови картинку» и т. д.
- Выделение начального согласного в слове типа СУП: «Внимательные ушки», «Назови картинку» и т. д.
- Полный фонематический анализ слов
При знакомстве со звуками используется наглядный материал: «Схемы характеристик гласных и согласных звуков». Необходимо объяснение, что при произнесении гласных звуков идет изменение положения губ, воздушная струя выходит свободно и не встречает преграду.
Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане:
-Самостоятельно произносим слова, интонационно подчеркивая в них нужные звуки
Выделение определенных звуков на уровне слога, слова:
-Учить различать на слух гласные и согласные звуки на уровне звуков,
Развивая фонематический слух (умение воспринимать и различать звуки речи) и обучая ребенка чтению, следует помнить, что:
- Наша речь состоит из предложений.
- Предложение – это законченная мысль.
- Предложения состоят из слов.
- Слова состоят из звуков.
- Звук – то, что мы слышим и произносим.
- Буква – то, что пишем и читаем.
- Звук на письме обозначается буквой.
- Звуки бывают гласные и согласные.
Таким образом, целенаправленное, комплексное и систематическое использование дидактических игр является основным методом профилактики возможных впоследствии нарушений письменной речи.