Папки-передвижки

Формирование фонематического восприятия как метод профилактики акустической дисграфии

Казарина Алеанна
Формирование фонематического восприятия как метод профилактики акустической дисграфии
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование фонематического восприятия как метод профилактики акустической дисграфии.

Акустическая дисграфия – нарушение письма, обусловленное несформированностью слуховой дифференциации звуков речи. Проявляющаяся в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам.

При акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза, частыми являются смешения и пропуски, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения на письме.

Публикация «Формирование фонематического восприятия как метод профилактики акустической дисграфии» размещена в разделах

При акустической дисграфии на письме чаще всего смешиваются буквы обозначающие:

-звонкие –глухие (Б-П, В-Ф, Д-Т, Ж-Ш) смотредь вместо смотреть;

-свистящие- шипящие (С-Ш, З-Ж, и т. д.) сутка вместо шутка;

-ротовые соноры (Р-Л) палаход вместо пароход;

-аффрикаты и компоненты входящие в их состав (Ч-Щ, Ч-ТЬ, Ц-С) ташка вместо чашка;

-также проявляется в неправильном обозначении мягкости и твердости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит».

Для успешного овладения грамотой у детей уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки:

1. Различение на слух всех звуков речи, включая акустически и артикуляторно близкие (звонкие – глухие, мягкие – твердые, свистящие – шипящие, Р-Л-Й).

2. Правильное произношение всех речевых звуков (в плане отсутствия замен одних звуков другими, типа сыска вместо шишка, лыба вместо рыба и пр.)

3. Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно:

- выделение звука на фоне слова ( например: «есть ли звук Р в слове рыба? А в словах шар, картина»);

- определение места звука в слове (начало, середина, конец). Например: «На каком месте в слове машина находится звук Ш - в начале, в середине или в конце? А в словах шуба, ерш?»;

В процессе специального обучения дошкольники овладевают и более сложными видами звукового анализа слов;

- умение делить слова на слоги, а слоги на звуки;

- умение членить предложения на слова.

Все эти умения сформируются у ребёнка только при дотаточно-развитом фонематическом восприятии.

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы родного языка, умение определять звуковой состав слова.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произношения звуков, правильной слоговой структуры слов. Умения звукового анализа и синтеза должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Следовательно, развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребёнком письма.

Выделяют четыре ступени формирования фонематического восприятия :

- овладение умением узнавать звук на фоне слова;

- умение выделять первый и последние звуки в слове;

- умение последовательности количества звуков в слове;

- умение определять место звука в слове;

Основные направления коррекционно-профилактической работы можно объединить в два периода.

Подготовительный период:

С целью развития слухового и зрительного внимания рекомендуются следующие задания: привлечение внимания к звучащему предмету, различение и запоминание цепочки звукоподражаний, знакомство с характером звучащих предметов, определение местонахождения и направленности звука, различения звучания шумов и простейших музыкальных инструментов,– запоминание последовательности звучаний (шумов предметов, различение голосов, выделение слов из речевого потока, развития подражания речевым и неречевым звукам.

В процессе работы по развитию слуховых дифференцировок необходимо научить ребенка различать на слух заменяемые им в речи звуки. Для этого нужно любыми возможными способами довести до сознания ребенка РАЗНИЦУ в их звучании. Здесь очень полезен прием специального подчеркивания, даже утрирования имеющихся различий. Легче всего это сделать путем отождествления речевых звуков со звуками окружающей природы. Например, звук 3 можно отождествить с писком комара или со звуком, издаваемым звонком; Ж - с жужжанием жука; С - со свистом или со звуком вытекающей из крана воды; Ш - с шумом листьев на дереве во время сильного ветра и т. п. В ходе таких упражнений взрослый продолжительно и достаточно громко произносит то звук 3, то звук Ж, после чего каждый раз спрашивает ребенка: «Кто это, жук или, комар?» Или после попеременного произнесения звуков С и Ш ставится такой вопрос: «Что это, лес шумит или водичка из крана бежит?»

Основной период

Обучение простым формам звукового анализа и синтеза:

-Знакомство с терминами: «Звук», «Буква», «Слово» правильно их понимать и использовать. Знать, что слова состоят из звуков, звучат по разному, слова могут быть длинными и короткими. Объясняю, что звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим.

Формирование фонематического анализа и синтеза состоит в следующем:

- Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный-гласный, глухой- звонкий, твердый- мягкий.

- Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове «Назови 1-ый, 2-ой … звуки», «Посчитай звуки»

- На основании уточненных произносительных навыков артикуляции гласных звуков отрабатывается наиболее легкая форма анализа – выделение первого гласного звука из начала слова «Утки и окуни», «Назови картинку», «Кто больше?», «Выбери картинку на звук …»

- Формирование умения делить слова на слоги, используя зрительную опору – схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой – слог; - формирование умения делать слоговой анализ слова: «Домики», «Закончи слово», «Слоговая цепочка» и т. д.

- Анализ и синтез обратного слога типа АП: «Подружи звуки», «Живые звуки» и т. д.

- Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего согласного в слове типа СУП: «Внимательные ушки», «Назови картинку» и т. д.

- Выделение начального согласного в слове типа СУП: «Внимательные ушки», «Назови картинку» и т. д.

- Полный фонематический анализ слов

При знакомстве со звуками используется наглядный материал: «Схемы характеристик гласных и согласных звуков». Необходимо объяснение, что при произнесении гласных звуков идет изменение положения губ, воздушная струя выходит свободно и не встречает преграду.

Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане:

-Самостоятельно произносим слова, интонационно подчеркивая в них нужные звуки

Выделение определенных звуков на уровне слога, слова:

-Учить различать на слух гласные и согласные звуки на уровне звуков,

Развивая фонематический слух (умение воспринимать и различать звуки речи) и обучая ребенка чтению, следует помнить, что:

- Наша речь состоит из предложений.

- Предложение – это законченная мысль.

- Предложения состоят из слов.

- Слова состоят из звуков.

- Звук – то, что мы слышим и произносим.

- Буква – то, что пишем и читаем.

- Звук на письме обозначается буквой.

- Звуки бывают гласные и согласные.

Таким образом, целенаправленное, комплексное и систематическое использование дидактических игр является основным методом профилактики возможных впоследствии нарушений письменной речи.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии»Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Обобщенный педагогический опыт работы «Формирование восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания» «Формирование полноценного восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания детей третьего года жизни» Уважаемые.

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Звук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слухаЗвук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слуха Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование фонематического восприятия как метод профилактики акустической дисграфии
Опубликовано: 2 февраля 2020 в 15:30
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование фонематического восприятия как метод профилактики акустической дисграфии» (включая файлы) размещена пользователем Казарина Алеанна (УИ 2060853) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД