Марина Ковалёва
Конспект занятия по формированию фонематического слуха и подготовке к обучению грамоте детей 4–5 лет «Кто что слышит?»
▼ Скачать +Заказ
Формирование фонематического слуха и подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет.
ТЕМА: «Кто что слышит?».
ЗАДАЧИ:
Обучающие :
- развивать умение обозначать словом звуки (кричит, мычит, шуршит, звенит, играет) дифференцировать их на слух;
Публикация «Конспект занятия по формированию фонематического слуха и подготовке к обучению грамоте детей 4–5 лет „Кто что слышит?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие фонематического слуха
- Средняя группа
- Темочки
- приучать внимательно слушать речь окружающих, правильно воспринимать ее, точно выполнять игровые поручения;
- формировать умение соотносить звучащее слово с предметами или картинкой;
- развивать умение изменять силу голоса;
Коррекционно - развивающие:
- развивать фонематический и речевой слух;
- развивать слуховой, зрительный, цветовой гнозис;
- развивать мелкую моторику.
- формировать мыслительные операции, развитие речи.
Воспитательные:
- воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её;
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать навык общения.
МАТЕРИАЛ: звучащие предметы: дудочка, колокольчик, молоток, барабан;
фигурки животных, тетрадь (на каждого ребёнка, цветные карандаши
(на каждого ребёнка).
Эмоциональный настрой. Песенка - приветствие «Я очень рада».
Дети сидят на стульчиках в кругу: Здравствуйте, я сейчас спою песенку про то, как я рада вас видеть. Я посылаю вам привет:
- Я очень рада, что в группу пришла Даша, рада видеть Гришу и Валеру. Мне очень приятно, что сегодня пришел Дима и Лера (педагог перечисляет имена всех детей по очереди).
- Я думаю, что всем нам тепло и уютно в нашей группе, мы рады видеть друг друга.
ХОД.
I. Мотивация.
- Ребята, к нам в гости Пришел Чебурашка и очень хочет с нами поиграть.
К/У «Отгадай, кого позвали?».
Педагог шепотом по очереди называет имена детей.
- Кто услышит свое имя ласково - повернитесь ко мне: Лера, Димочка,
Леночка, Ира, Света, Андрюшенька, Танечка, Аня.
II. Основная часть. Закрепления материала предыдущего занятия. Постановка цели занятия (ОО «Речевое развитие»).
- Чебурашка, оставайся с нами. Детки тебе много интересного расскажут.
1. Педагог играет на муз. инструментах: дудочке, бубне, стучит в барабан, шуршит бумагой, звукоподражает лаю собачки, мычанию коровы, каплям дождя, произносит звуки а, ау, иа.
- Расскажите, что вы слышали? (дети перечисляют, что они услышали).
- А какие звуки еще окружают нас? (дети вспоминают и рассказывают, что можно услышать : шум машин, крики людей, стук молотка и т. д.
- Чем мы слушаем? (ушками)
- Вы очень внимательно слушали и правильно выполнили задание. 2. Игры на развитие слухового внимания.
Д/и «Угадай, что звучит»
У педагога на столе барабан, колокольчик, молоточек, дудочка. - Закройте глаза, послушайте и отгадайте, что звучит.
(педагог следит за тем, чтобы дети отчетливо произносили название предмета, его действия: барабан гремит, колокольчик звенит, дудочка играет, молоток стучит.)
Д/и «Отгадай, кто позвал»
Дети идут по кругу и говорят (в кругу стоит ребенок с закрытыми глазами).
- Слушай, слушай, не зевай
И загадку отгадай,
Кто позвал тебя, узнай. Играющий по просьбе педагога обращается к водящему:
- Ау, Саша; - Отзовись, Лена; - Услышь меня, Аня.
Водящий должен угадать, кто его позвал. Игра повторяется несколько раз (3-4 р).
Д/и «Кто как кричит»
а) В мешочке лежат мелкие фигурки животных: кошка или котенок, корова, собачка, цыпленок, утка, лошадь, лягушка и т. д. Дети попеременно достают из мешочка фигурки.
- Кто это? Как лает собака? Скажи громко, тихо, (так со всеми животными)
б) Вариант игры:
У детей на столах фигурки животных.
- Отгадайте, назовите и покажите животного, про которого я говорю: - Гав-гав. Кто это? (собака)
- Что делает собака? (собака лает)
- Мяу-мяу. Кто это? (кошка)
- Что делает кошка? (кошка мяукает)
- Му-му. Кто это? (корова)
- Что делает корова? (корова мычит)
- Ку-ка-ре-ку. Кто это? (петух)
- Что делает петух? (петух кукарекает)
- Хрю-хрю. Кто это? (свинья)
- Что делает свинья? (свинья хрюкает)
- Кря-кря. Кто это? (утка)
- Что делает утка? (утка крякает)
Игра «Кого не стало». Педагог забирает у каждого ребенка фигурку животного:
- Кого не стало? (Не стало собаки, коровы, утки, кошки.)
III. Физминутка. «Прогулка в лес» (ОО «Физическое развитие»).
- Ребята, мы с вами находимся в лесу. Давайте погуляем.
Здесь очень высокая трава, перешагиваем, (поднимаем высоко колени).
Перепрыгиваем через ручеек. (прыжки на двух ногах).
Посмотрите, какая красота! (повороты туловища).
Выразим восхищение: - о – о-о!
Вдруг подул ветерок. (Лёгкий выдох с округлением губ).
Ветер затих. Будем собирать грибы. (приседания).
Собрали мы много грибов (развели руки в стороны).
IV. Работа в тетрадях (ОО «Физическое развитие», ОО «Художественно- эстетическое»). У детей в тетрадях нарисованы контуры предметов: молотка, дудочки.
- Обведите простым карандашом, закрасьте тот предмет, который дудит ду-ду-ду.
V. Итог (ОО «Речевое развитие») :
- Вы внимательно слушали, хорошо рассказывали.
- Чем вы слушаете? (ушками)
- Чьи ушки услышали больше звуков?
- Что ты услышал? (стук молотка, игру на дудочке)
- Что больше всего запомнилось вам на занятии?
- Всё ли у вас получалось?
- Что мешало?
- Что помогало?
- Чебурашки очень у нас понравилось.