Бубнова Светлана
Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел I. Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта. Данный опыт создавался педагогами муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 10 «Чайка» Светловского городского округа (далее МБДОУ ДС №10 «Чайка»). МБДОУ ДС №10 «Чайка» расположен в городе Светлый, Калининградской обл. переулок сосновый 12. На сегодняшний день в детском саду функционирует 11 групп.
Темочки:
Дошкольное учреждение работает по основной образовательной программе МБДОУ ДС №10 «Чайка», разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования.
Автор опыта, воспитатель Бубнова Светлана Леонидовна, в данный момент работают с детьми старшей группы, и особое внимание уделяют формированию финансовой грамотности у дошкольников.
В группе, на базе которой проводилось исследование, 12 человек. Обучение осуществляется по пособиям учебно-методического комплекса «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Родители тоже анкетировались.
Результаты анкетирования родителей показали, что:
52% родителей недостаточно компетентны в этом вопросе, нуждаются в педагогической помощи, в ознакомлении со специальной литературой, помогающей организовать работу с детьми в семье;
38% родителей считают, что ещё рано внедрять в образовательный процесс финансовое воспитание.
10% признают важность формирования финансовой грамотности ребенка в семье.
Актуальность опыта обусловлена тем, что проблема экономического воспитания дошкольников определяется социальным заказом и ФГОС дошкольного образования. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду.
Считая данную проблему актуальной, педагоги пришли к выводу, что формирование финансовой грамотности дошкольников необходимо формировать в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников знаний финансовой грамотности. Таким образом, актуальность опыта состоит в том, чтобы посредством игр обучить детей основам финансовой грамотности, максимально полно использовать интерес детей, чтобы войти в мир экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях.
В связи с этим, педагогом, были выявлены следующие противоречия:
между социальной значимостью основ финансовой грамотности и недостаточной реализацией данной педагогической задачи в дошкольных учреждениях;
между необходимостью развития у детей экономического взгляда на окружающий их социальный мир и отсутствием предметно-развивающей среды для ее осуществления;
между стремлением педагога к организации непрерывного, последовательного процесса формирования финансовой грамотности и педагогической некомпетентностью родителей в данном вопросе.
Пути решения указанных противоречий и наметили проблему данного опыта, определили его актуальность.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании оптимальных условий для формирования финансовой грамотности у воспитанников, как систематической реализации компонентов (моделирование коммуникативных ситуаций через использование модульной системы формирования финансовой грамотности) посредством игровой деятельности.
Длительность работы над опытом. Работа по разрешению выявленных противоречий велась в течение семи месяцев.
для формирования и развития уникальной личности воспитанника.
Теоретическая база опыта опирается на положения теории воспитания и обучения Л. С. Выготского, который считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться.
Это возможно при правильной организации процесса воспитания. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания. Воспитатель - лишь наблюдатель, корректно направляющий и регулирующий самостоятельную деятельность ребенка в определенных моментах.
Так воспитание становится активным процессом с трех сторон:
ребенок активен (он выполняет самостоятельное действие);
воспитатель активен (он наблюдает и помогает);
среда между ребенком и воспитателем активна.
Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью, что дает возможность рассматривать модульную систему по ознакомлению детей с азами экономики посредством игры как вид учебной деятельности.
Авторы опыта рассматривают игру как технологию интерактивного обучения, где активность педагога уступает место активности воспитанников.
Формирование финансовой культуры дошкольников тема новая, полностью не исследована, поэтому автор опыта изучил программы по финансовой грамотности, целью которых является приобщение детей к миру экономических ценностей и воспитание этического поведения. Введение в мир экономики занимаются также такие авторы как Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами» [2], Смоленцева А. А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» [9], А. Д. Шатова «Дошкольник и экономика» [13], Горяев А. Е. Основы финансовой грамотности [3].
А. Д. Шатова в своей программе «Дошкольник и экономика» [13] указывает на важность целенаправленной, систематической работы педагогов ДОУ в области экономического воспитания.
В своей работе педагоги опирались на программу Е. А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников» [6], целью которой является заложить основы экономического образа мышления у ребенка – дошкольника, осознание им того, каков «я» в мире экономических ценностей и как себя вести в нем.
Система работы педагогов по формированию финансовой грамотности дошкольников была построена на основе игр экономической направленности, которые проводились с детьми в свободное время.
Новизна педагогического опыта работы заключается в применении системы методов, средств и приёмов формирования финансовой грамотности дошкольников посредством игровой деятельности.
Участие в образовательных играх позволяет воспитанникам сформировать первичные экономические представления.
Характеристика условий, в которых возможно применение опыта.
Материалы опыта могут быть использованы в практической деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, (при организации работы с детьми в возрасте от 4 до 7 лет) по формированию финансовой грамотности посредством игровой деятельности как при проведении ООД и организации образовательного процесса, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Авторами опыта разработаны и апробированы на практике:
образовательные кроссворды, викторины, квесты для воспитанников подготовительных групп;
интерактивные игры «Профессия врач» с квест-вопросами;
настольная игра «Квест-лото».
Раздел II. Технология описания опыта
Целью педагогической деятельности авторов является обеспечение положительной динамики роста финансовой грамотности воспитанников посредством внедрения в образовательную деятельность приемов игровой технологии.
Для достижения планируемых результатов предполагает решения следующих задач:
проанализировать особенностей образовательных игр, выстроить систему работы по их организации;
создать условия, инициирующие учебное действие в рамках проведения образовательных игр;
научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и их разумного использования;
научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.).
Эффективному решению поставленных задач способствовала совместная деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании педагог – воспитанник, воспитанники – родители.
Схема педагог-воспитанник включает в себя:
сюжетно-ролевые, дидактические, сюжетно-дидактические, настольные игры. Особый интерес вызывают игры и развлечения, когда взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи;
экскурсии позволяют знакомить детей с людьми разных профессий:
беседы с целью выявления уровня усвоения детьми, представленного материала;
чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду;
логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений.
Схема воспитанники-родители включает в себя:
анкетирование с целью выявления проблемы;
проведение консультаций по ознакомлению родителей с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало;
проведение родительских собраний для выявления трудностей в усвоении детьми или родителями экономических знаний;
проведение совместных праздников и развлечений, которые повышают интерес, доставляют радость, оживляют путь познания сложных экономических явлений.
Концептуальную основу педагогической деятельности, направленной на формирование финансовой грамотности у дошкольников составляют определенные методы и приемы:
словесные (объяснение, мотивация к выполнению задания);
наглядные (демонстрация схем, таблиц, моделей, использование технических средств);
практические (рассуждение, интеллектуальное сотрудничество, совместное и индивидуальное творчество).
Свою работу по формированию финансовой грамотности у дошкольников через внедрение модульной системы взаимодействия между детьми, их родителями, педагоги строили по следующим принципам:
от простого к сложному - переход от простых занятий к сложным;
принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
Все представленные формы работы способствуют развитию самостоятельности в добывании нового знания – одного из важнейших результатов работы. Авторы опыта отмечают преимущества данного вида учебной деятельности.
Планируемые результаты:
количество охваченных детей будет 100% (вся группа);
будет создана материально-техническая база по экономическому образованию (кейсы игр, мультимедийных презентаций, эффективных методов и форм работы с детьми, методик, образовательных технологий);
создание условий, обеспечивающих качественную работу по экономическому образованию детей;
создание материально-технической базы по экономическому образованию (подбор).
реализован в полном объеме перспективный план работы с детьми дошкольного возраста по экономической грамотности.
На первом этапе проводились:
диагностика в соответствии с диагностическим инструментарием;
анализ содержания работы по формированию у детей финансовой грамотности, выбор направленности для дальнейшего развития каждого ребенка (обнаружение противоречий);
подборка и систематизация материала по теме опыта работы.
На втором этапе была проведена апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Свою работу на данном этапе педагоги начали с того, что был разработан перспективный план работы с детьми на год.
В соответствии с перспективным планом работы были проведены мероприятия с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Организация учебно-воспитательного процесса основана на использовании модульной системы по ознакомлению детей с азами экономики.
1. Модуль «Потребности»
2. Модуль «Обмен и деньги»
3. Модуль «Производитель и реклама»
4. Модуль «Экономика должна быть экономной»
На первых ступенях работы модуля «Потребности» дети получают знания и представления о том, что человек как живое существо подобно животным и растениям нуждается в воде, тепле, свете, пище, одежде, жилье, т. е. потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать.
В старшей группе педагоги вместе с детьми обсуждали в чем заключаются потребности, разнообразие потребностей людей. Например: потребности первых на земле людей были не велики. Еда, одежда да пещера, в которой можно укрыться от бури и дождей. Потребности современных людей шире, им необходимы и медицинская помощь, и транспорт, и образование.
На данном этапе знакомили детей с экономической категорией «потребность», расширяли представления о множестве потребностей, жизненно важных для людей, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди.
В подготовительной группе будем выяснять причины, по которым те или иные потребности требуют обязательного удовлетворения (еда, вода, жилище, одежда, безопасность, медицинская помощь, транспорт и т. д.). Игры по экономике будем проводить в различных формах. Это игры–путешествия, соревнования, экскурсии, экономические викторины, лэпбук «Детям о деньгах», познавательные задания: ребусы, головоломки, проблемные ситуации и т. д.
В ходе знакомства с модулем «Потребности» дети усваивали экономические понятия: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители.
Модуль «Обмен и деньги»
Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей. Например: одна семья вырастила много картофеля, а другая много яблок. Что нужно сделать, чтобы у каждой семьи был и картофель, и яблоки. Делается вывод о выгоде обмена (бартера) для обеих семей.
Старшая группа. Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают «заказы» на товары и услуги. В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.
Сделать экономику понятной помогли сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигали смысл труда, воспроизводя трудовые процессы взрослых и одновременно «обучались» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.
В игровой деятельности педагоги подводили детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Это дети узнавали при проведении ситуативных игр «Семья», «Магазин», «Маленькие покупки», во время которых они производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами» или банковскими картами.
Интересная тема для познавательной игры — история появления денег. Старшим дошкольникам будет интересно узнать, что когда-то давно люди обходились без этого, потому что каждая семья имела всё необходимое для жизнедеятельности, не было разделения на профессии. Но со временем возникло разделение труда: при этом одни стали заниматься только разведением скота, вторые — шить одежду, третьи — молоть зерно и т. д. Возникла проблема бартера, обмена, и было очень трудно решить, сколько же мешков зерна нужно выручить за лошадь. Так и придумали деньги.
Обсуждение понятия «бартер». Выяснение вопросов о том, для чего нужен бартер, какой обмен справедливый, а какой нет, от чего зависит цена товара и услуги.
Старшая группа. Ознакомление детей с производителями товаров и услуг. «Путешествуя» по городу дети знакомились с предприятиями города, которые выпускают разную продукцию. Дети начинают осознавать, что жить без продукции заводов и фабрик человек не может.
Одним из важных разговоров в этом модуле является разговор о рекламе.
Реклама, являясь мощным и основным средством просвещения, практически не контролируется государством. На данном этапе работы происходило знакомство детей с рекламой, профессией людей, работающей в ней, подбора и рассматривании рекламы детской игрушки, сладостей, одежды, разыгрывали перед детьми проблемные ситуации, как и что можно узнать о товаре, как выгодно, с пользой для себя продать или купить товар, задавали детям вопросы поискового характера. Огромное удовольствие дети получают в придумывании рекламы своей любимой игрушки, книги, конфеты.
На третьем этапе анализировалась результативность проведенной работы с детьми.
Раздел III. Результативность опыта
Анализ результативности работы по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста позволила решить поставленные задачи. После проведенной работы прослеживается положительная динамика, у большинства детей проявляется ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по- новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками, подобранные игры, беседы, малый фольклорный жанр помогли детям усвоить сложные экономические понятия, позволили не только обучить, но и воспитать дружелюбие и отзывчивость, дух взаимопомощи и сотрудничества, в значительной мере обогатили словарный запас детей экономическими терминами. Полученные знания и умения дети успешно применяют в повседневной жизни, правильно ведут себя в реальных жизненных ситуациях, у них развиты разумные потребности.
Подводя итог, можно сделать вывод, что главными результатами реализации модульной системы работы по формированию финансовой грамотности у дошкольников является то, что дети могут:
активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации игр (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить;
осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого;
адекватно употреблять в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия;
знать и называть разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
знать и называть разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
проявлять интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.). вывод о перспективности дальнейшей разработки комплекса мероприятий, направленных на формирование финансовой грамотности, познавательной активности, речи и творческих способностей детей. Проведённая работа способствовала тому, что дети не только получили определённые экономические знания, у них, расширился экономический словарь, они овладели экономическими терминами, умением правильно применять их в разговоре.
Эффективное использование всех приемов, средств и методов привело к положительной динамике формирования финансовой грамотности посредством игровой деятельности детей дошкольного возраста, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении самостоятельно играть, трудиться и приносить пользу обществу. Проводимая систематическая работа повысила эффективность работы по формированию финансовой грамотности и дала возможность добиться положительных результатов.
Таким образом, создание условий и игровая (практическая) деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности у дошкольников.
Библиографический список
1. Е. А. Курак Экономическое воспитание дошкольников Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / М. : ТЦ Сфера, 2002.-80с.
2. А. В. Гридин Обращайся с деньгами «по-взрослому» : финансовая грамотность для детей от мобильников / Изд. 3-е. -Ростов н/ Д: Феникс, 2020.-94с. 6 ил. -(Круче всех).
3. Жданова, О. А. Финансовая грамотность : методические рекомендации для преподавателя. СПО / А. О. Жданова. — М. : ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 192 с.
4. Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие-М. :АРКТИ, 2006.-88с.
5. Сказки, стихи с интернет ресурсов.