Юлия Федорченко
Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно, в условиях рыночной экономики любому человеку, необходимо быть финансово грамотным. В связи с этим обучение детей основам финансово-экономических знаний нужно начинать уже ДОО, ведь представления и образы о деньгах и их использовании формируются в дошкольном возрасте.
Финансовая грамотность – это способность применять знания и умения для принятия оптимальных финансовых решений, связанных с обращением деньгами и тратами.
Публикация «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольникам должны необходимо знать, что жить надо «по средствам», тратить надо, особенно на не очень нужные вещи, меньше, чем зарабатывать. И чем раньше воспитанники познакомятся с ролью денег в семейной, социальной жизни и своей собственной жизни, тем раньше у них будут сформированы оптимальные финансовые привычки.
Финансовой грамотностью детей дошкольного возраста является их финансово-экономическое образование на формирование морально-нравственных основ финансовой культуры и развитие логико-математического и интеллектуально-творческого мышления в области финансов.
Главная задача финансовой грамотности воспитанников – это помощь в формировании элементарных первичных социальных компетенций детей в области личных и семейных финансов.
Можно определить базовые образовательные задачи ознакомления детей с основами финансовой грамотности :
– изучить с воспитанниками первичные финансовые и экономические представления;
– расширять лексику детей простейшими финансово-экономическими понятиями;
– изучать разумные, в меру своих возрастных и финансовых возможностей, экономические потребности; – мотивировать к полезным тратам, экономии, накоплению,
– формировать элементы логико-творческого финансово-экономического мышления;
– формировать умение принимать самостоятельные финансовые решений. Все эти задачи опосредованно влияют на развитие личности дошкольника и его позитивной социализации.
В начале работы по ознакомлению с финансовой грамотностью дошкольников педагогу нужно грамотно и понятно объяснить функцию денег. Обычно это происходит в игре как ведущем виде деятельности дошкольников. Нужно наглядно рассказать воспитанникам о способах заработка их родителями, ведь им надо понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить заработную плату и на эти деньги их семья будет жить и тратить в течение целого месяца. Ребенок старшего дошкольного возраста способен понять все компоненты семейного бюджета и на что он расходуется.
Через игровую деятельность в образовательной области «Познавательное развитие» происходит знакомство с различными предметами окружающего мира, которые покупают за деньги.
Проблемный вопрос для детей : что же такое финансы? Воспитатель объясняет: «страна Финансов» огромна – это и наличные деньги, и безналичные деньги (карты, инструменты денежных средств, финансовые отношения, которые связаны с финансовыми расчетами между продавцом и покупателем. Детям объясняют, что в понятие «финансы» включаются не только деньги, но и счета в банках, дома, магазины, заводы, предприятия, природные ресурсы и прочее, то есть все, то, что может быть превращено в деньги при их продаже.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений дети знакомятся с внешним видом денег, цифрами и их количеством на монетах и банкнотах. Используются игровые математические задачи: шоколад стоит 8 рублей. С помощью каких монет можно составить эту сумму? Рассматриваются все варианты слагаемых. Играют в решение задач со сдачей, или дети сами придумывают задачи о покупке и продаже.
Детям рассказывают сказки, где рассказывается про деньги или золото как их эквивалент, либо обмен товаром. Рекомендуется проводить различные игры на формирование финансовой грамотности. Обязательно воспитателями готовятся специальные атрибуты к сюжетно-ролевым играм : «Супермаркет», «Магазин», «Банк», «Ателье», «Кафе», «Почта», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Строители».
Работа по формированию финансовой грамотности заключается в применении разных видов деятельности дошкольников, но наполненных экономическим содержанием. Ведущую роль в формировании финансовой грамотности в дошкольном возрасте играет игровая деятельность детей. Через игру ребенок без труда осваивает общественный мир и приобщается к миру финансов. Эффективны квест-игры, где дети занимают активную познавательную позицию.
Игровое предметно-развивающее пространство также должно быть направлено на формирование финансовой грамотности – можно создать центры, где дети буду применять полученные знания по основам экономического воспитания на практике.
Например, для организации нужной предметно-развивающей среды в группе можно создать игровые центры сюжетно-ролевых игр как «Магазин», «Банк», «Салон красоты». Разработать картотеку дидактических игр: «Нужные покупки», «Много-мало», «Дорого-дешево», «Мир финансов». Эти игры проводятся как на занятиях, как и во время самостоятельной игры детей.
В предметно-пространственную экономическую среду рекомендуется включать.
1. Информационный центр – произведения детской художественной литературы экономического содержания для дошкольников, экономические сказки, иллюстрации, макеты вывесок магазинов, банков, модели товаров, услуг.
2. Занимательно-экономический центр – кроссворды, лабиринты, головоломки, занимательные экономические задачи, ребусы и др.
3. Деятельностно-экономический центр – игрушки и предметы для проведения экономических сюжетно-ролевых игр, наборы материалов; игровые атрибуты и оборудование: монеты и купюры различного номинала, чеки, банковские квитанции, современные кассовые аппараты, муляжи продуктов, инструментов, различные униформы работников и прочее.
Таким образом, формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе использования игровых технологий в процессе образовательной деятельности дает им возможность действовать самостоятельно, формирует их познавательно-практическую активность в данной области, воспитывает дошкольника, который свободно адаптируется в многообразном мире экономики.