МААМ-картинки

Сообщение к методическому объединению «Развитие естественно-научных представлений у детей с нарушением слуха»

Татьяна Бритвина
Сообщение к методическому объединению «Развитие естественно-научных представлений у детей с нарушением слуха»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие естественно-научных представлений у детей с нарушением слуха

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №40 г. ЛИПЕЦКА

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ :

«Содержание работы по формированию естественнонаучных представлений у дошкольников с нарушениями слуха».

Воспитатель: Бритвина Т. В.

2014-2015 учебный год.

Публикация «Сообщение к методическому объединению „Развитие естественно-научных представлений у детей с нарушением слуха“» размещена в разделах

Одной из центральных задач развития детей с нарушенным слухом становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т. к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания. Дошкольники – прирожденные исследователи. Мы знаем, что они любознательны, постоянно стремятся к эксперименту, самостоятельно находят решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

ФГОС по дошкольному образованию определяет раздел в работе с дошкольниками - формирование элементарных естественнонаучных представлений. Реализация этого раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления. Освоение элементарных естественнонаучных представлений способствует развитию детской любознательности. Особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность. Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка : он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

В процессе организации работы по развитию естественнонаучных представлений дошкольников с нарушенным слухом мы решаем следующие задачи:

- развиваем интерес к разнообразию окружающего мира (мир людей, животных, растений, минералов, явлений природы и др.);

- формируем первоначальные представления о себе, ближайшем окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду»); учим устанавливать простейшие родственные отношения;

- формируем элементарные представления о предметах быта, знакомим с разными местами обитания человека, животных (вода, земля, воздух, с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения практического экспериментирования;

- формируем первоначальные представления о макросоциальном окружении, явлениях природы, сезонных и суточных изменениях;

- развиваем сенсорно-перцептивные способности: выделение знакомых объектов зрительно, по звучанию, на ощупь и вкус (исходя из принципов целесообразности и безопасности). Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Организация среды должна учитывать не только дидактические позиции педагогов, но и видение самого ребёнка. По этой причине имеет смысл предоставлять ребё нку возможность также участвовать в создании среды через:

•самостоятельное расположение игрового материала,

•максимальную его доступность, когда всё, что ребёнку нужно для развития - игрушки, игры, книги, материал для продуктивной деятельности - доступно для пользования и ребёнок может играть с ним в любую свободную минуту;

•активное использование развивающих, дидактических и других игр. Так как, например, развивающие игры имеют множество преимуществ: в них можно использовать разный материал (игрушки, картинки, можно вводить природный, игровой материал, самих детей; одни и те же игры можно усложнять и упрощать, можно творчески интерпретировать их, вводя свои элементы. В этом случае предметно-пространственная среда и будет выполнять развивающую роль, стимулировать самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

Для формирования элементарных естественнонаучных представлений это может быть мини-лаборатория или уголок экспериментирования, исследовательский центр в группе, в хорошо освещенном месте. В мини-музее должны быть собраны пособия для ознакомления с неживой природой, свойствами веществ, физическими явлениями - дети могут установить простые закономерности, выявить свойства песка, воды, воздуха: увидеть, как приспосабливаются к этим свойствам растения, животные, птицы. Здесь размещены различные материалы для исследований:

•образцы песка, глины, чернозема;

•образцы местных полезных ископаемых (торф, известняк и пр.);

•камни (галька, гравий, керамзит);

•медь, железо, уголь, магнит; смола, асфальт, мел, резина, каучук;

•семена цветов, деревьев (шишки, желуди, орехи, и др., зерновых культур (пшеница, рожь, овес, рис, греча и др.);

•семена огородных культур;

•гербарий (растения, произрастающие в нашей местности и в парке);

•хлопок, лен, шерсть, пух, мех, кожа, войлок, перья; кожура апельсина, шелуха лука, кора, скорлупа;

•соль, сахар, лимонная кислота;

Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут. Для активизации детской исследовательской деятельности можно использовать оборудование:

•разнообразные ёмкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формочки и т. д.);

•шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые, воронки, сито;

•увеличительные стекла, лупы (микроскоп);

•измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.);

•фонендоскоп, жгут, бинты, салфетки, калька;

•компас, бинокль;

•пилочки, наждачная бумага, пипетки;

•губка, пенопласт, поролон, вата и т. д. ;

•микроскопы, глобус.

Оснащение направлено на освоение дошкольниками с нарушенным слухом элементарных естественнонаучных представлений. При помощи глобуса дети наглядно видят смену дня и ночи, в ходе опытов наблюдают некоторые физические явления и процессы (такие, как замерзание, таяние, испарение, фильтрация воды и др.). В дошкольном возрасте детей интересуют причины довольно сложных явлений - почему идет дождь? Где солнышко ночует? Для наглядного сопровождения рассказа взрослого целесообразно использовать глобус, карту звездного неба, карту мира для малышей, макет телескопа и ракеты, часы, лупы, весы. Использование таких «недетских» приборов способствует развитию детей. Педагоги изготавливают вместе с детьми макеты разных климатических зон, собирают коллекции камней, интересных находок. Детское экспериментирование – является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности

В ходе обучения целесообразно отдавать предпочтение занятиям поискового характера, с созданием проблемной ситуации. Это позволяет сделать детей с нарушенной функцией слуха активными участниками деятельности. Так, например, перед детьми возникает проблема при пересадке растений - какая почва нужна растению? В ходе опытов определяется, как пропускает воду песок, глина, почва; дети делают вывод - будет ли для растений достаточно влаги в песке? Есть ли воздух в почве и глине? Таким образом, подготавливаются подходы к элементарному пониманию экологического закона минимума (об экологических факторах, необходимых для существования растения).

Формы работы по формированию естественнонаучных представлений :

1. НОД, самостоятельная деятельность детей, беседы, викторины, опыты и эксперименты.

2. Диагностика усвоения естественнонаучных представлений

3. Совместные детско-взрослые проекты.

Таким образом, если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый — умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем что-нибудь интересное и необычное, который сумеет удивляться и радоваться всему, что его окружает. Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир — это одна большая лаборатория.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей с нарушением слуха 2–5 лет «Найди такой же»Дидактическая игра для детей с нарушением слуха 2–5 лет «Найди такой же» Дидактическая игра для детей с нарушением слуха 2-5 лет. «Найди такой же». Задачи. 1. Развивать слуховое восприятие. 2. Закреплять лексический.

Исследовательский проект «Формирование естественно-научных представлений у воспитанников в экспериментальной деятельности» «Формирование естественно – научных представлений у воспитанников в экспериментальной деятельности» Воспитатель: Каркозова Н. А. Средняя.

Конспект НОД к методическому объединению педагогических работников «Сказочное путешествие в страну математики» ТЕМА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ ПРОНИНА.

Конспект занятия для детей второго года обучения с нарушением слуха «В гости к петушку» Конспект занятия для детей 2-го года обучения с нарушением слуха Тема: В гости к петушку» Цель: повторить знакомые потешки, учить обыгрывать.

Конспект занятия по рисованию для детей с нарушением слуха на тему «Транспорт» Занятие по рисованию для детей с нарушением слуха. Трушкина Т. Н. Воспитатель группы компенсирующей направленности МДОУ «Детский сад комбинированного.

Образное мышление детей с нарушением слуха В познавательной деятельности дошкольника отечественные психологи выделяют ведущую роль наглядно-образного мышления (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец,.

Проект для детей с нарушением слуха средней группы «Животный мир» Педагогический проект на тему: «Животный мир», (для детей с нарушением слуха среднего дошкольного возраста) Название проекта – «Животный.

Проект в выпускной группе «Наблюдения за ростом лука» для детей с нарушением слухаПроект в выпускной группе «Наблюдения за ростом лука» для детей с нарушением слуха Проект для выпускной группы «Наблюдения за ростом лука». (Для детей с нарушением слуха) Участники проекта: дети выпускной группы, воспитатели,.

Сценарий новогоднего утренника для детей с нарушением слухаСценарий новогоднего утренника для детей с нарушением слуха В зале стоит нарядная ёлочка. В углу зала стоит домик Зайчика. Перед домом столик, стульчики. Звучит музыка. Дети "под дугой" легко бегут.

Сообщение из опыта работы «Коррекционная направленность обучения рисованию детей с нарушением зрения» 1. Доброе утро уважаемые коллеги! Я сегодня представляю свой опыт работы по теме: «Коррекционная направленность обучения рисованию детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение к методическому объединению «Развитие естественно-научных представлений у детей с нарушением слуха»
Опубликовано: 3 апреля 2018 в 09:20
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сообщение к методическому объединению «Развитие естественно-научных представлений у детей с нарушением слуха»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бритвина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД