Лучший педагог года Итоги 2024

Формирование естественно-научной грамотности у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности

Елена Горелова
Формирование естественно-научной грамотности у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

«Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большее количество элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность». (Л. С. Выготский)

Одной из важнейших задач современного образования является формирование функционально грамотного человека. Эта задача касается и дошкольного образования. Подготовка к школьному обучению требует формирования важнейших компетенций уже в дошкольный период воспитания, поскольку именно в этот период формируются наиболее важные навыки. В условиях дошкольного образования процесс формирования у детей навыков функциональной грамотности является успешным, если выполняются следующие требования: интеграция предметов системы дошкольного образования и активное взаимодействие с родителями.

Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и приемов оптимизации образовательной деятельности с современными детьми.

Одной из областей функциональной грамотности является естественно-научная грамотность. Федеральный государственный образовательный стандарт также предусматривает формирование элементарных естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста. Реализация этого раздела помогает детям овладеть базовыми знаниями и способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественно-научные понятия-это то содержание, которое в наибольшей степени способствует развитию мышления и любознательности детей.

Естественно-научная грамотность – это способность понимать окружающий нас мир и те изменения, которые вносит в него человеческая деятельность, и принимать соответствующие решения. Детское экспериментирование составляет основу их поисковой и исследовательской деятельности. Дошкольники–прирожденные исследователи. Новые открытия и впечатления, стремление экспериментировать, поиск новой информации об окружающем мире-важнейшие черты детского поведения. Наша задача-помочь детям сохранить эту исследовательскую деятельность как основу для такого важного процесса, как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

Цель экспериментальной деятельности - формирование у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию через опытно-экспериментальную деятельность.

Особенно актуальным представляется формирование естественно-научных представлений, так как они закладывают у детей дошкольного возраста основу миропонимания.

Развитие естественно-научных представлений дошкольников в образовательном процессе дошкольных учреждений возможно при решении следующих задач:

1. Формирование элементов экологического сознания детей. Овладение детьми элементами экологического сознания определяется содержанием и характером их знаний о природе.

2. Формирование у детей практических навыков и умений в различных видах деятельности в природе.

3. Воспитание гуманного отношения к окружающей среде.

Особое место в формировании отношения к окружающему миру занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей. Формирование отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, в основе которого лежит нравственно-положительный опыт ребенка в различных жизненных ситуациях, таких как прогулки, экскурсии, занятия.

Формирование предпосылок естественно-научной грамотности можно разделить на три компонента:

1) Умение объяснять естественно-научные явления на основе научных знаний:

- называть, характеризовать, описывать и объяснять причинно-следственные связи между естественно-научными явлениями и объектами;

-умение прогнозировать и объяснять изменения предметов и объектов в результате воздействия на них человека или их взаимодействия с использованием научных знаний.

2) Умение интерпретировать данные и использовать их для формулирования выводов:

- владеть способами работы с данными (со знаками, символами, таблицами, схемами) естественно-научных явлений в различных видах деятельности;

-использовать данные для объяснения причин, взаимосвязи объектов окружающего мира и делать выводы, умозаключения на основе данных из разных источников.

3) Способность применять методы естественно-научного исследования:

-выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научного метода, и определять соответствующие методы их решения;

- уметь следовать простым алгоритмам при использовании методов;

-собирать информацию о естественно-научных явлениях из различных источников.

Следует отметить, что в младшем дошкольном возрасте происходит осознание мира в целом. В средней и старшей возрастных группах начинается исследовательская деятельность. А в подготовительной группе уже происходит более глубокая исследовательская деятельность, в ходе которой дети сами делают выводы.

В связи с этим, на протяжении всего дошкольного детства, взрослым, окружающим детей, необходимо создавать благоприятные условия для развития любознательности, познавательной активности, мышления, интереса к исследовательской деятельности.

Таким образом, существует множество способов развития детей дошкольного возраста, но одним из наиболее эффективных является формирование у детей естественно-научных представлений. Если маленький исследователь получит поддержку педагогов и родителей, он вырастет умным, наблюдательным, умеющим делать выводы и логически мыслить.

Публикации по теме:

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и пособийФормирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и пособий Дидактические игра «Откуда можно взять монеты и где их хранить?» Для игры используются дидактические материалы: «Где можно хранить деньги»,.

Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством конструктивной деятельности Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались на очередную ассоциацию педагогов по теме: «Формирование предпосылок инженерного мышления.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование естественно-научной грамотности у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности
Опубликовано: 4 февраля 2025 в 06:05
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование естественно-научной грамотности у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Горелова (УИ 670538) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 февраля 2025 среда
Читаем детям вслух!
Проводим викторины и интеллектуальные игры!
Собираем пирамидки!
06 февраля 2025 четверг
Поздравляем солдат с Днем Защитника Отечества!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД