Елена Горелова
Формирование естественно-научной грамотности у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большее количество элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность». (Л. С. Выготский)
Одной из важнейших задач современного образования является формирование функционально грамотного человека. Эта задача касается и дошкольного образования. Подготовка к школьному обучению требует формирования важнейших компетенций уже в дошкольный период воспитания, поскольку именно в этот период формируются наиболее важные навыки. В условиях дошкольного образования процесс формирования у детей навыков функциональной грамотности является успешным, если выполняются следующие требования: интеграция предметов системы дошкольного образования и активное взаимодействие с родителями.
Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и приемов оптимизации образовательной деятельности с современными детьми.
Одной из областей функциональной грамотности является естественно-научная грамотность. Федеральный государственный образовательный стандарт также предусматривает формирование элементарных естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста. Реализация этого раздела помогает детям овладеть базовыми знаниями и способствует формированию целостной картины мира. Кроме того, естественно-научные понятия-это то содержание, которое в наибольшей степени способствует развитию мышления и любознательности детей.
Естественно-научная грамотность – это способность понимать окружающий нас мир и те изменения, которые вносит в него человеческая деятельность, и принимать соответствующие решения. Детское экспериментирование составляет основу их поисковой и исследовательской деятельности. Дошкольники–прирожденные исследователи. Новые открытия и впечатления, стремление экспериментировать, поиск новой информации об окружающем мире-важнейшие черты детского поведения. Наша задача-помочь детям сохранить эту исследовательскую деятельность как основу для такого важного процесса, как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Цель экспериментальной деятельности - формирование у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию через опытно-экспериментальную деятельность.
Особенно актуальным представляется формирование естественно-научных представлений, так как они закладывают у детей дошкольного возраста основу миропонимания.
Развитие естественно-научных представлений дошкольников в образовательном процессе дошкольных учреждений возможно при решении следующих задач:
1. Формирование элементов экологического сознания детей. Овладение детьми элементами экологического сознания определяется содержанием и характером их знаний о природе.
2. Формирование у детей практических навыков и умений в различных видах деятельности в природе.
3. Воспитание гуманного отношения к окружающей среде.
Особое место в формировании отношения к окружающему миру занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей. Формирование отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, в основе которого лежит нравственно-положительный опыт ребенка в различных жизненных ситуациях, таких как прогулки, экскурсии, занятия.
Формирование предпосылок естественно-научной грамотности можно разделить на три компонента:
1) Умение объяснять естественно-научные явления на основе научных знаний:
- называть, характеризовать, описывать и объяснять причинно-следственные связи между естественно-научными явлениями и объектами;
-умение прогнозировать и объяснять изменения предметов и объектов в результате воздействия на них человека или их взаимодействия с использованием научных знаний.
2) Умение интерпретировать данные и использовать их для формулирования выводов:
- владеть способами работы с данными (со знаками, символами, таблицами, схемами) естественно-научных явлений в различных видах деятельности;
-использовать данные для объяснения причин, взаимосвязи объектов окружающего мира и делать выводы, умозаключения на основе данных из разных источников.
3) Способность применять методы естественно-научного исследования:
-выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научного метода, и определять соответствующие методы их решения;
- уметь следовать простым алгоритмам при использовании методов;
-собирать информацию о естественно-научных явлениях из различных источников.
Следует отметить, что в младшем дошкольном возрасте происходит осознание мира в целом. В средней и старшей возрастных группах начинается исследовательская деятельность. А в подготовительной группе уже происходит более глубокая исследовательская деятельность, в ходе которой дети сами делают выводы.
В связи с этим, на протяжении всего дошкольного детства, взрослым, окружающим детей, необходимо создавать благоприятные условия для развития любознательности, познавательной активности, мышления, интереса к исследовательской деятельности.
Таким образом, существует множество способов развития детей дошкольного возраста, но одним из наиболее эффективных является формирование у детей естественно-научных представлений. Если маленький исследователь получит поддержку педагогов и родителей, он вырастет умным, наблюдательным, умеющим делать выводы и логически мыслить.