Лариса Крюкова
Формирование двигательной активности дошкольников через сюжетные физкультурные занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование двигательной активности дошкольников, через сюжетные физкультурные занятия
В современных дошкольных образовательных учреждениях используются разные формы проведения физкультурных занятий. Одной из такой формы являются сюжетные – физкультурные занятия. Сюжетные физкультурные занятия способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности в увлекательной форме. Они приучают детей запоминать план действий и руководствоваться им в ходе выполнения физических упражнений в игровой форме. Развивают у детей оценочные суждения: достижение хороших результатов на виду у всех детей вселяет в ребенка уверенность и создает радостное настроение, осознание своих способностей и возможностей в реализации общих интересов, а разделенная радость – это двойная радость.
Публикация «Формирование двигательной активности дошкольников через сюжетные физкультурные занятия» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Успешное решение образовательных задач возможно лишь при соблюдении требований к оздоровительной направленности сюжетных физкультурных занятий. Обеспечение высокой двигательной активности детей в процессе сюжетных занятий, соблюдение научно обоснованных нагрузок на все органы и системы ребенка позволяют обеспечить эффект в его физическом развитии и укреплении здоровья.
Специально организованные сюжетные физкультурные занятия со всей группой обеспечивают прохождение и освоение программного материала в определенной последовательности; позволяют, по мере необходимости, повторять и закреплять двигательные действия. Обучение проводится систематически. Занятия строятся по определенному сюжетом плану и поэтому позволяют дозировать физиологическую нагрузку, постепенно и осторожно увеличивая ее, что способствует повышению выносливости организма. Подготовка организма к выполнению сложных движений позволяет предупредить травматизм при их выполнении
Сюжетное занятие включает в себя элементы ходьбы и бега во вводной части занятия, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, основные движения, подвижные и спортивные игры в основной части, дыхательные упражнения, пальчиковые игры и игры малой интенсивности в заключительной части. Занятия такого характера отличает интересное содержание, игры, радостная атмосфера, положительные детские эмоции и красивая образная речь взрослого.
Использование сюжетных занятий помогает в решении следующих задач:
• закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки детей в игровой форме;
• развитие психических способностей и эмоциональной сферы;
• развитие музыкально-ритмических способностей,
• воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.
• воспитывать и развивать у детей творческие способности, воображение
• способствовать появлению интереса к импровизации различных действий в процессе занятия.
Все сюжетные занятия можно разделить :
1. Сюжетно-образные физкультурные занятия.
Цель: Приобретение разнообразных двигательных навыков через
подражательный образ.
На протяжении всего занятия разные движения имеют разные образы или один образ воплощается в разных движениях. Это могут быть «зайчики», «медвежата», «щенята»
2. Сюжетно-игровые физкультурные занятия.
Цель: Преодолевая различные проблемные ситуации, воспитывать физические и психологические качества. Учить детей ставить перед собой цель и достигать ее а). Через игру «В гости к бабушке» или «Едем по дороге» дети учатся преодолевать игровые препятствия в выполнении движений, ориентировке в пространстве и т. д.
б) Через сюжетную игру с определенным назначением, например «Поможем зверям разбудить солнышко», уже вначале перед детьми ставится цель, для достижения которой необходимо преодолевать двигательные трудности, уметь разрешать проблемную ситуацию.
3. Сюжетно-тематические физкультурные занятия.
Сюжетно-тематические занятия в свою очередь можно разделить на три вида:
• Сюжетно-тематическое физкультурное занятие по сказкам и литературным произведениям.
Цель таких занятий - Учить ориентироваться в проблемных ситуациях, развивать у детей творчество, фантазию и воображение; преодолевать двигательные трудности,
а) Занятие может быть построено на сюжете одной сказки, литературного произведения, например «Гуси-лебеди», «Колобок», «Волк и козлята»
б) Занятие построено на встрече с героями из разных сказок, например «Путешествие в страну сказок».
в) На протяжении всего занятия присутствует один сказочный герой, например, Карлсон, Буратино, Доктор Айболит.
• Сюжетно-тематические физкультурные занятия, связанные с сезонными явлениями в природе, общественной жизнью.
Эти занятия способствуют познавательному развитию школьников, создают отличные условия для совершенствования основных движений; стимулируют двигательную активность, регулируют ее, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребенка.
Познавательное развитие дошкольников осуществляется ненавязчиво, в игре. Дошкольники узнают об особенностях явлений природы Так, на занятии «Путешествие в осенний лес» дети узнают, что белка делает запасы на зиму (орехи, грибы, еж готовится к зимней спячке. На занятиях «Прогулка в осенний лес», «Пришла весна» дети узнают, что медведь — лесной зверь. Он осенью ложится спать в берлогу до весны. На занятии «Мишка-спортсмен» -что медведь сильный, может лазать по деревьям, бегать, плавать.
Такие занятия, как «Матросы», «Почтальон», «Мы -спортсмены», «Цирк» помогают детям закрепить знания о труде взрослых, явлениях общественной жизни.
• Сюжетно-тематические физкультурные занятия с одним пособием.
На занятиях дети узнают о многообразие способов использования какого-либо спортивного пособия в различных видах двигательной деятельности (прыжках, метании, равновесии, беге).
Целью таких занятий является :
-Развитие, двигательных умений и навыков; физических качеств.
- Дети учатся использовать один и тот же предмет в разных ситуациях[5]. Дошкольники фантазируют, придумывают различные упражнения, что способствует развитию воображения, самовыражения, творческой деятельности.
Занятия с одним пособием используются во всех возрастных группах, они направлены на обучение и закрепление движений. Это могут быть такие занятия, как «Разноцветный мяч», «Волшебный обруч», «Палочка-выручалочка», «Лесенка», «Волшебная скакалка».
Очень интересно проходят занятия с нестандартными палочками, которые включают в себя следующие виды деятельности: строевые упражнения (разные виды ходьбы с палкой; ходьба и бег с перешагиванием через палки; бег с перепрыгиванием через палку); общеразвивающие упражнения; выкладывание дорожки из палочек и ходьба и бег по этой дорожке, прыжки через нее; подвижная игра с палочками, упражнения для развития мелкой моторики рук –массаж, выкладывание из палочек разнообразных предметов (круг, домик, солнце, машину и т. д.)
Использование приемов имитации и подражания, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.
Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники. Разные роли для детей - это и разные двигательные задачи. Например, дети - «мышки» - выглядывают из норок, ходят мелким шагом, дети - «котята» - выгибают спинку, ловят свой хвостик, играют с клубком, пока «мышки», испугавшись, наблюдают за ними. Дети в роли зайчишек учатся прыгать, в роли физкультурников - осваивают упражнение с палкой, в роли моряков учатся «ходить и ползать по высокой и скользкой палубе.
Такие занятия развивают у детей творчество, фантазию, воображение. Литературные герои учат детей преодолевать двигательные трудности в достижении цели, ориентироваться в проблемных ситуациях. Этот тип занятий ценен тем, что на них дети раскрываются с неожиданной стороны, например: проявляется артистичность, музыкальность, самостоятельность. Это является одной из причин проведения сюжетных физкультурных занятий.
Занятия по физической культуре в сюжетной форме начинают с эмоционального рассказа, в котором задается воображаемая ситуация, перед детьми раскрываются условия принятия роли, сообщается последовательность выполнения упражнений и их содержание. В каждой возрастной группе стараюсь применять разнообразные приемы создания игровой мотивации, которые способствуют увлеченному выполнению детьми физических упражнений: это и загадки про животных, про явления природы, художественное слово, и волшебные превращения в разных героев; использование игрушек, масок. При подборе упражнений учитываются возрастные особенности детей, принимается во внимание и уровень их физической подготовленности.
Разнообразие на занятии стандартного и нестандартного оборудования, наличие и использование природного материала способствует лучшей организованности, повышению двигательной активности детей.
Сюжетные занятия проводятся 1 – 2 раза в месяц. Тематика таких занятий зависит от перспективного тематического планирования в детском саду. Таким образом, сюжетные физкультурные занятия позволяют самостоятельно находить оптимальные способы выполнения основных движений, общеразвивающих упражнений, способствуют развитию физических качеств, развитию творчества, психических процессов.
Эти занятия открывают широкие возможности для работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений, способствуют умственному и физическому развитию дошкольника, стимулируют двигательную активность, регулируют её, обеспечивая, таким образом, гармоническое развитие ребёнка.