Евгения Мелещенко
Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников через реализацию проекта «Что такое хорошо и что такое плохо»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое хорошо и что такое плохо
Брикса Елена Евгеньевна
воспитатель БДОУ города Омска
«Центр развития ребёнка – детский сад № 302»
Мелещенко Евгения Сергеевна
воспитатель БДОУ города Омска
«Центр развития ребёнка – детский сад № 302»
Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников через реализацию проекта «Что такое хорошо и что такое плохо»
Публикация «Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников через реализацию проекта „Что такое хорошо и что такое плохо“» размещена в разделах
- Культура поведения для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Что такое хорошо, и что такое плохо
- Темочки
«Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и детском саду».
Д. Медведев
Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Он должен научиться жить комфортно, развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают, или даже наказывают. И вот в процессе этого познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.
Проблему духовно-нравственного развития необходимо решать уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте происходит накопление социального опыта ребенка, происходит первичная ориентация всей будущей жизни. На этом возрастном этапе дети осваивают содержание ряда этических норм и правил, открывают их социальное значение, приобретают практический опыт нравственного поведения; активно развиваются социально – нравственные чувств и эмоции детей, формируется гуманное отношение к сверстнику, закладываются основы нравственной позиции. [2]
С позиции Б. Т. Лихачёва, базовой основополагающей категорией нравственного воспитания является «…понятие нравственного чувства – постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий» [4]
Современные дети привыкли получать всё, сразу, а вот проявить любовь, отзывчивость, сострадание, доброту — этому надо учить.
Все мы знаем, что большинство моделей поведения дети перенимают у взрослых, поэтому мы должны являть хороший пример для подражания. [6]
Цель проекта : Формирование духовно-нравственных (отзывчивость, сочувствие, забота об окружающих) выработка навыков и привычек нравственного поведения через проектную деятельность.
Задачи проекта :
1. Создать условия для формирования духовно-нравственных качеств у дошкольников через реализацию проекта «Что такое хорошо и что такое плохо»
2. Приобщать детей к элементарным общепринятым нормам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через различные виды деятельности.
3. Воспитывать культуру поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению ко взрослым и сверстникам.
Ожидаемые результаты:
Обновление предметно-развивающей среды средствами социального развития детей: игрушками, атрибутами для игровой деятельности, дидактическими играми, иллюстративным материалом, художественной литературой.
Активное проявление таких качеств как : отзывчивость, забота о друзьях, дружеские отношения со сверстниками.
Развитие взаимоотношений детей, педагога и родителей.
Доверительные отношения между родителями воспитанников и воспитателями по нравственно- эстетическому воспитанию детей младшего возраста.
Участники проекта : воспитатели, дети второй младшей группы и их родители.
Мы хотим познакомить с нашим опытом работы, как мы организовали работу по формированию духовно-нравственные чувств (отзывчивость, сочувствие, забота об окружающих) через различные виды деятельности, через реализацию проекта «Что такое хорошо и что такое плохо».
На 1 этапе планирования нашей работы мы определили цели, задачи данного проекта, подобрали и изучили методическую литературу, иллюстративный материал, художественную литературу, сделали подборку дидактических, хороводных, сюжетно-ролевых игр, песен и музыкальных композиций.
Для родителей мы подготовили тематические беседы и консультации, анкету.
Утром у нас в группе проходят минутки общения, где мы беседуем на темы нравственного характера «Как Тане успокоить Машеньку?», «Почему поссорились Саша и Наташа?», «Почему бабушка Яга стала злой? Как ей помочь?» и другие.
В такие минуты общения под руководством взрослого, дети приобретают первоначальный опыт поведения, усваивают моральные нормы. [2]
Кроме этических бесед использовали беседы с элементами психогимнастики «Грубость и драка», «Кривляки, хвастунишки, дразнилки», «Жадность». Дети охотно проигрывали ситуации, в которых эмоции (страх, удивление, радость, гнев) представляются от имени сказочных героев или животных.
Во время одевания на прогулку мы напоминали детям «Оделся сам-помоги другому» или можно попросить помощи у своего товарища «Помоги мне, пожалуйста», а если тебе помогли не забыть поблагодарить «Спасибо».
Пословицы и поговорки — это особый жанр, который способствует формированию духовно-нравственных понятий, поэтому мы знакомили детей с пословицами «Нет друга – ищи, а нашел – береги», «Честный правды не боится», «За добро добром и платят» и объясняли их значение.
Совместно с детьми мы разучивали потешки («Кто умеет чисто мыться?», «В руки мыло мы возьмём.» и другие) которые помогали нам приучать детей к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме. Ценность потешек состоит еще в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к участию в играх со сверстниками. [5]
Есть сказки, которые целиком посвящены духовно-нравственным проблемам, поэтому мы знакомили детей с программными сказками: «Кот, петух и лиса», «Два жадных медвежонка», «Волк и козлята» и многие другие. После прочтения сказки вместе с детьми пытались объяснить поступки персонажей и последствия этих поступков. Задавали детям вопрос: «Кто из героев вам больше нравится? Почему? Как бы вы поступили?» [1]
Например, в сказке «Яблоко» Сутеева мы обсудили с ребятами, почему плохо жадничать, а хорошо делиться тем, что у тебя есть.
Вместе с детьми организовали игру-драматизацию по сказке «Яблоко» автор Сутеев В. Г, где дети выбрали себе героя, действовали в их образе, где проявили новые чувства.
Мы предложили ребятам вспомнить сюжеты сказок, когда они разукрашивали персонажей. Родители оказали помощь в приобретении раскрасок для детей, помогли сделать дидактическую игру «Разрезные картинки» по сказкам.
До проекта, некоторым детям было сложно общаться с другими детьми, они ссорились или ещё хуже обижали друг друга, для этого мы разучили с детьми мирилки. Маленькие и забавные стишки очень нравятся детям, и они с радостью их заучивают.
В процессе игры «Хорошие и плохие поступки» дети рассматривают картинки, оценивают поступки и действия других детей, пытаются объяснить, что «хорошо», а что «плохо»
Реализация проекта проходила в тесном контакте с родителями: для них мы подготовили консультацию «Посеешь привычку…», посоветовали им обращать внимание на поведение ребёнка дома и на улице для того, чтобы у детей развивались социально-нравственные навыки и они понимали, что «хорошо», а что «плохо». Предложили памятки «Основы нравственных отношений в семье», «Правила общения в семье», оформили папку-передвижку «Мудрые мысли» (пословицы, поговорки, афоризмы о нравственности, семье, доброте, сделали подборку сказок для чтения дома перед сном, провели анкетирование «Формируете ли вы у детей понятие «хорошо» и «плохо»
Родители помогли оформить альбом «Что такое хорошо и что такое плохо», который дети любят брать, рассматривать картинки и закреплять эти понятия.
В ходе реализации проекта мы достигли определённых результатов, но работа будет продолжена.
Можно отметить, что проведенная работа проектной деятельности с детьми способствовала развитию у них нравственных качеств, коммуникативного общения (культуры поведения и этикета) через употребление в речи вежливых слов (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, извините, дай мне пожалуйста, давай поиграем вместе) в детском саду и дома. [6]
Следовательно, у детей проявляется способность различать и оценивать отношения и поведения людей с позиции нравственного смысла: «хорошо- плохо; можно- нельзя, добро- зло;»
Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать! [6]
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок [7].
Литература
1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / науч. рук. Л. Г. Петерсон; под общ. ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
2. Алябьева Е. А. «Дни этики в детском саду» Москва 2013г.
3. Ильин И. : «Духовный мир сказки».
4. Лихачёв Б. Т. Педагогика : курс лекций. — М. : Юрайт, 1999. – 528 с.
5. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М. 1987г.
6. Петерина С. В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста», М. Просвещение 1986г.
7. Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям», Концептуал 2019 г.