МААМ-картинки

Формирование духовно-нравственных качеств личности старших дошкольников посредством сказки

Татьяна Муравьева
Формирование духовно-нравственных качеств личности старших дошкольников посредством сказки
▼ Скачать + Заказать документы

Современные дети уже с раннего возраста подвергаются большому влиянию социума на становление их мировоззрения. Моральные ценности, духовные качества из поколения в поколение передаваемые нашими предками, претерпевают в настоящее время большие изменения, к сожалению, не всегда в лучшую сторону. [2]

Ребенок не рождается с нравственными качествами. Это продукт нашего воспитания. То, что мы получаем при формировании личности будущего гражданина. [4]

Публикация «Формирование духовно-нравственных качеств личности старших дошкольников посредством сказки» размещена в разделах

Одним из направлений федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является духовно – нравственное развитие и воспитание детей на уровне дошкольного образования, становление основ их российской гражданской идентичности».[5]

В работе современного учреждения одной из приоритетных целей остается воспитание, формирование полноценной личности. Успешность реализации данной цели является сознательная, духовно – нравственная личность, способная к проявлению таких качеств, как любовь к Родине, своему городу, улице, дому, верность своему народу, уважению к взрослым и сверстникам, гуманность и трудолюбие, патриотизм. На основе этой цели на первый план выходят задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста, которые направлены на:

1. Формирование нравственного поведения в соответствии с нормами морали, приятые в обществе.

2. Формирование нравственных чувств

3. Формирование нравственных качеств и привычек

4. Воспитание волевых качеств и свойств личности. [4]

На важность данного вопроса указывают работы таких педагогов как Ш. А. Амонашвили, Л. И. Новикова, Е. Л. Белозерцев и др. [1]

В исследованиях ученых понятие нравственное воспитание определяется как целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения нравственных чувств, норм, правил поведения в соответствии с нормами морали общества.

Л. А. Григорович считал, что «нравственное воспитание – это личностная характеристика, объединяющая качества и свойства : доброта, порядочность, дисциплинированности, коллективизм. [1]

Изучая данный вопрос можно найти огромное разнообразие методов и приемов, методик и технологий, способствующих формированию духовно – нравственных качеств.

Проанализировав опыт коллег, мы остановились на использовании сказки, как одной из эффективных средств воспитания и формирования нравственных качеств у дошкольников. [3]

К. Д. Ушинский использовал сказки в своей педагогической системе, выделяя им особую роль.

В дошкольном учреждении существует множество форм и методов использования сказки в формировании духовно – нравственных качеств.

В младшем дошкольном возрасте целесообразно использовать сказки в качестве их прочтения педагогом, обсуждая прочитанное. Материал в данном возрасте должен быть прост и понятен. [4]

В старшем дошкольном возрасте наиболее интересно коллективное сочинение сказок, которой предшествует предварительная работа.

Вся работа происходит в форме игры. Роль педагога состоит в том, чтобы формировать у детей инициативу, создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. [3]

Нами был разработан алгоритм работы со сказкой, который представлен ниже. (Таблица 1)

Таблица 1

№ п/п Этап Мероприятия

1 Первый этап Чтение книг, прослушивание аудиокниг, просмотр мультфильмов по мотивам сказок

2 Второй этап Использование примеров из сказок на прогулках, при проведении организованной деятельности, в совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми

3 Третий этап Использование сказки в сюжетно – ролевой игре, использование мотивов сказки, сказочных героев на праздниках, развлечениях, совместных мероприятиях с родителями.

4 Четвертый этап Использование сказки в театрализованной деятельности (настольный театр,

постановка несложных этюдов,

разыгрывание сказок)

5 Пятый этап Коллективное или индивидуальное сочинения сказки, авторские сказки.

Детям очень нравится сочинять собственные сказки. В процессе создания сказки за основу берутся современные герои, повествование также идет о современной жизни. Дети сами определяют положительных и отрицательных героев, дают им характеристику, тем самым в игровой форме, закрепляются духовно –нравственные качества личности.

В результате целенаправленной работы, сказочные истории являются эффективным средством передачи знаний детям.

В процессе работы над созданием сказки, у детей формируются умозаключения о поступках героев, дети учатся строят высказывания о ом, как нужно поступить тому или иному герою в определенной ситуации. Таким образом усвоение духовно – нравственных качеств происходит быстрее и легче.

Формирование духовно – нравственных качеств не дает многозвенного результата, но при систематической работе всех участников образовательного процесса дает положительные результаты.

Список литературы

1. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие. М. : Гардарики, 2003. 287с.

2. Егорова А. Н. приобщение дошкольников к духовно – нравственным ценностям /А. Н. Егорова, Т. Г. Ханова //Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС. Сборник статей по материалам Всероссийской научно практической конференции. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2016. С. 31-34

3. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о духовно – нравственном воспитании дошкольника. М. : Просвещение. 2010. 109с.

4. Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития: сборник статей по материалам Всероссийской научно – практической конференции (21 апреля 2020 года) : в 2 ч. Ч. 1. дошкольное образование. Н. Новгород: Мининский университет, 2020. 438с

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М. : ТЦ Сфера, 2015. 25с.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование духовно-нравственных качеств личности старших дошкольников посредством сказки
Опубликовано: 13 октября 2020 в 22:20
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование духовно-нравственных качеств личности старших дошкольников посредством сказки» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Муравьева (УИ 162475) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД