Татьяна Муравьева
Формирование духовно-нравственных качеств личности старших дошкольников посредством сказки
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети уже с раннего возраста подвергаются большому влиянию социума на становление их мировоззрения. Моральные ценности, духовные качества из поколения в поколение передаваемые нашими предками, претерпевают в настоящее время большие изменения, к сожалению, не всегда в лучшую сторону. [2]
Ребенок не рождается с нравственными качествами. Это продукт нашего воспитания. То, что мы получаем при формировании личности будущего гражданина. [4]
Публикация «Формирование духовно-нравственных качеств личности старших дошкольников посредством сказки» размещена в разделах
Одним из направлений федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является духовно – нравственное развитие и воспитание детей на уровне дошкольного образования, становление основ их российской гражданской идентичности».[5]
В работе современного учреждения одной из приоритетных целей остается воспитание, формирование полноценной личности. Успешность реализации данной цели является сознательная, духовно – нравственная личность, способная к проявлению таких качеств, как любовь к Родине, своему городу, улице, дому, верность своему народу, уважению к взрослым и сверстникам, гуманность и трудолюбие, патриотизм. На основе этой цели на первый план выходят задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста, которые направлены на:
1. Формирование нравственного поведения в соответствии с нормами морали, приятые в обществе.
2. Формирование нравственных чувств
3. Формирование нравственных качеств и привычек
4. Воспитание волевых качеств и свойств личности. [4]
На важность данного вопроса указывают работы таких педагогов как Ш. А. Амонашвили, Л. И. Новикова, Е. Л. Белозерцев и др. [1]
В исследованиях ученых понятие нравственное воспитание определяется как целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения нравственных чувств, норм, правил поведения в соответствии с нормами морали общества.
Л. А. Григорович считал, что «нравственное воспитание – это личностная характеристика, объединяющая качества и свойства : доброта, порядочность, дисциплинированности, коллективизм. [1]
Изучая данный вопрос можно найти огромное разнообразие методов и приемов, методик и технологий, способствующих формированию духовно – нравственных качеств.
Проанализировав опыт коллег, мы остановились на использовании сказки, как одной из эффективных средств воспитания и формирования нравственных качеств у дошкольников. [3]
К. Д. Ушинский использовал сказки в своей педагогической системе, выделяя им особую роль.
В дошкольном учреждении существует множество форм и методов использования сказки в формировании духовно – нравственных качеств.
В младшем дошкольном возрасте целесообразно использовать сказки в качестве их прочтения педагогом, обсуждая прочитанное. Материал в данном возрасте должен быть прост и понятен. [4]
В старшем дошкольном возрасте наиболее интересно коллективное сочинение сказок, которой предшествует предварительная работа.
Вся работа происходит в форме игры. Роль педагога состоит в том, чтобы формировать у детей инициативу, создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. [3]
Нами был разработан алгоритм работы со сказкой, который представлен ниже. (Таблица 1)
Таблица 1
№ п/п Этап Мероприятия
1 Первый этап Чтение книг, прослушивание аудиокниг, просмотр мультфильмов по мотивам сказок
2 Второй этап Использование примеров из сказок на прогулках, при проведении организованной деятельности, в совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми
3 Третий этап Использование сказки в сюжетно – ролевой игре, использование мотивов сказки, сказочных героев на праздниках, развлечениях, совместных мероприятиях с родителями.
4 Четвертый этап Использование сказки в театрализованной деятельности (настольный театр,
постановка несложных этюдов,
разыгрывание сказок)
5 Пятый этап Коллективное или индивидуальное сочинения сказки, авторские сказки.
Детям очень нравится сочинять собственные сказки. В процессе создания сказки за основу берутся современные герои, повествование также идет о современной жизни. Дети сами определяют положительных и отрицательных героев, дают им характеристику, тем самым в игровой форме, закрепляются духовно –нравственные качества личности.
В результате целенаправленной работы, сказочные истории являются эффективным средством передачи знаний детям.
В процессе работы над созданием сказки, у детей формируются умозаключения о поступках героев, дети учатся строят высказывания о ом, как нужно поступить тому или иному герою в определенной ситуации. Таким образом усвоение духовно – нравственных качеств происходит быстрее и легче.
Формирование духовно – нравственных качеств не дает многозвенного результата, но при систематической работе всех участников образовательного процесса дает положительные результаты.
Список литературы
1. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие. М. : Гардарики, 2003. 287с.
2. Егорова А. Н. приобщение дошкольников к духовно – нравственным ценностям /А. Н. Егорова, Т. Г. Ханова //Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС. Сборник статей по материалам Всероссийской научно практической конференции. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2016. С. 31-34
3. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о духовно – нравственном воспитании дошкольника. М. : Просвещение. 2010. 109с.
4. Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития: сборник статей по материалам Всероссийской научно – практической конференции (21 апреля 2020 года) : в 2 ч. Ч. 1. дошкольное образование. Н. Новгород: Мининский университет, 2020. 438с
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М. : ТЦ Сфера, 2015. 25с.