Татьяна Мещерякова
Сообщение из опыта работы «Формирование у дошкольников нравственно-эстетического отношения к окружающему миру»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы
«ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ПОСРЕДСТВОМ ПОДБОРА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
музыкальный руководитель
Мещерякова Т. Б.
Слайд 1. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования личности ребенка дошкольного возраста.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Формирование у дошкольников нравственно-эстетического отношения к окружающему миру“» размещена в разделах
Слайд 2. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. Формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему делу, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка» - необходимый душевный атрибут человеческого существования», - так говорил Аристотель.
Слайд 3,4,5. Программа О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры», по которой я работаю, позволяет осуществлять взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры. Основополагающими принципами программы являются: «…народности, культуросообразности, взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным, принцип индивидуального подхода, преемственности в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста».
Слайд 6. Суть нравственного воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого мы зовём соотечественниками.
Нравственно-эстетическое воспитание –это сложный и длительный процесс развития личности.
Первоначальные формы нравственно - эстетического сознания выявляются довольно рано. Установлено, что у ребенка дошкольного возраста при восприятии музыки преобладает эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых. Внешне проявление детей тесно связаны с их внутренним переживанием.
Дети очень любят когда с ними «общаются» животные или игрушки, поют для них песенки, играют. Тем самым мы побуждаем детей к подпеванию.
На музыкальных занятиях у детей формируются музыкальные способности, это проявляется в простейших суждениях, высказываниях. Малыши делятся своими впечатлениями о музыке, о животных, сравнивают по характеру музыку.
На 4-6 году жизни элементы музыкально-эстетического сознания начинают выявляться отчетливее, эмоциональнее, переживательнее. Эстетическое отношение детей к музыке и музыкальной деятельности решается через репертуар. Чем сложнее музыкальное произведение, тем больше оно вызывает различных эмоций. И в это время эстетическое чувство, которое возникает при восприятии и исполнении музыки и есть признак формирования музыкального вкуса.
Слайд 7. Музыкальный вкус у ребенка мотивируется предпочтением того или иного произведения. Он не является врожденным, а приобретается с опытом.
Если ребенок восхищается, а затем переживает, если он заинтересован и увлечен музыкой, то этим и решается основная задача нравственно-эстетического воспитания.
Работа над формированием эстетического вкуса продолжается вне занятий, в совместной и самостоятельной деятельности.
Слайд 8. Нравственное воспитание ребё нка-дошкольника – это прежде всего воспитание любви и уважения к маме. Все дети любят своих мам. Поэтому, песни о маме, так устойчиво вошли в детский репертуар. Дошколята с большим энтузиазмом готовят музыкальные номера для маминого праздника. Очень верно подметил русский писатель Ю. Я. Яковлев: «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. А всё лучшее, что в человеке, достаётся ему от матери».
Слайд 9. Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых нравственного воспитания детей. Ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее влияет на эмоциональную сферу. В данном контексте использование музыки является средством воздействия на детей. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания (чувства радости, грусти, нежности, доброты). Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов, помогают детям почувствовать теплоту и сердечность произведений, воспевающих красоту родной природы («Жаворонок», муз. М. Глинки; произведения П. Чайковского «Времена года»; «Фея осени», «Фея зимы» из балета «Золушка», муз. С. Прокофьева, «Море», муз. Н. Римского-Корсакова; «Увертюра» к к/фильму «В поисках капитана Гранта», муз. И. Дунаевского.)
Слайд 10. Большие потенциальные возможности нравственного воздействия заключаются в народной музыке.
Слайд 11. Народная музыка вызывает интерес у детей, приносит им радость, создаёт хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойство, словом, обеспечивает, эмоционально-психологическое благополучие.
Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества, даются понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор».
Народное искусство служит высочайшим проявлением исторической достоверности, высоких идеалов и развитого эстетического вкуса.
Слайд 12. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем у них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Огромное значение придаётся музыке при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребёнка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. «Музыкальный репертуар, по словам О. П. Радыновой, должен отвечать самым высоким требованиям художественности, так как первые впечатления очень важны для последующей музыкальной деятельности».
Слайд 13. Особое значение в рамках нравственного воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Уже в средней группе дети знакомятся с таким произведениями, как «Богатырские ворота», муз. М. Мусоргского; «Пограничники», муз. Витлина; «Марш», муз. Г. Свиридова. На музыкальных занятиях с детьми рассматриваем картину В. Васнецова «Богатыри», обращая внимание на одежду, оружие, мощь коней. Дети самостоятельно приходят к выводу, что богатыри были сильными, храбрыми защитниками Руси-матушки.
Слушая «Увертюру», муз. И. Дунаевского к кинофильму «В поисках капитана Гранта», параллельно рассматриваем репродукции И. Айвазовского. Дошкольники приходят к выводу, что «только смелым покоряются моря». Песни данной тематики очень любимы детьми, так как они написаны в основном в темпе марша, и, как правило, легко запоминаются. «Бравые солдаты», муз. А. Филиппенко; «Все мы моряки», муз. Л. Лядовой, «Будем в армии служить», муз. Ю. Чичкова. Мальчики с огромным удовольствием исполняют танцевальную композицию под песню «Бескозырка», в исполнении Р. Газманова.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания тему Великой Победы. Дети знакомятся с историей создания таких великих песен, как «День Победы», Д. Тухманова; «Катюши», муз. М. Блантера и др.
Очень важно, чтобы дети с раннего детства учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуры. Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей (музыкально-эстетическое сознание, можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить её основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито эмоционально-эстетическое сознание детей, это не пройдёт бесследно для их последующего развития.
При этом хочу напомнить, что программа каждого детского сада ориентирована на целостное развитие ребёнка, которое должно пониматься как единство индивидуальных способностей, личностных качеств в детских видах деятельности.