Валеева Тамара
Формирование алгоритмического стиля мышления у дошкольников с помощью конструктора LEGO
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование алгоритмического стиля мышления у дошкольников с помощью конструктора LEGO.
Аннотация
В статье описывается проблема формирования алгоритмического стиля
мышления у дошкольников. В качестве возможного пути решения проблемы,
описывается прием визуализации алгоритмов программирования с помощью конструктора LEGO.
Публикация «Формирование алгоритмического стиля мышления у дошкольников с помощью конструктора LEGO» размещена в разделах
Требования современного общества ставит перед образовательными учреждениями различного уровня цель: достижение конкурентного уровня качества образования посредством рационального использования социальных, педагогических, информационных и технологических возможностей. Прежде всего, это связано с тем, что общество живет в мире постоянного умножения потока информации. Не утонуть в этом информационном потоке, а точно ориентируясь, решать практические задачи человеку помогает развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление.
Большинство людей с рождения часто сталкиваются с непрерывно
изменяющимся миром, который постоянно требует от них принятия решений, понимания того, что произойдет в следующую минуту. А как только приходит понимание, возникает необходимость предпринимать действия, которые приведут к цели. Дети учатся достигать цели постепенно. Для этого он первоначально овладевает различными навыками. Сначала сидеть, ходить, говорить, читать и так далее.
Описанные навыки предполагают закладывание различных схем для
действий в различных ситуациях. Эти схемы и их выбор в зависимости от
обстановки являются алгоритмом поведения. Чем сложнее навыки, тем более
сложные алгоритмы они в себе содержат.
При этом получается, что зная даже некоторые общие принципы, гораздо
легче овладевать конкретными навыками. Например, одеваться и раздеваться, чистить зубы, заправлять пастель и др. Общими принципами для всех навыков являются базовые алгоритмы, из которых строятся схемы, а также методы построения алгоритмов и их свойства. Психологи часто это называют алгоритмический стиль мышления.
Алгоритмическое мышление это система мыслительных
действий и приемов, направленных на решение теоретических и практических задач результатом которых являются алгоритмы как специфические продукты человеческой деятельности.
Алгоритмическое мышление - это составление последовательности
действий. А алгоритм есть формализованная последовательность действий
(событий).
Первые алгоритмы ребенка :
Счет на пальцах
Умывание
Одевание
Правила дорожного движения
ОБУЧЕНИЕ АЛГОРИТМУ
1. Введение алгоритма.
Включает в себя актуализацию знаний, открытие алгоритма учащимися под руководством учителя, составление формулы алгоритма
2.
Усвоение.
Включает в себя отработку отдельных операций, составляющих алгоритм, и усвоение их последовательности
3. Непосредственно применение алгоритма, которое включает в себя отработку применения алгоритма в разных, и незнакомых ситуациях.
По опыту работы с детьми старшего дошкольного возраста я увидела увлечение детей компьютерной игрой Minecraft (Майнкрафт).
Майнкрафт» — это компьютерная игра, в которой создаются целые миры из блоков, похожих на гигантские пиксели. Это не новое увлечение подростков: проект существует с 2009 года, а количество проданных лицензий давно перевалило за 200 миллионов. Игровой процесс «Майнкрафта» нелинеен: задания можно выполнять в любом порядке, а «правильного» прохождения или конкретной единой цели просто не существует. Данная игра учит детей множеству полезных вещей: развивает логическое мышление, тренирует любознательность, учит решать математические и инженерные задачи, учит детей управлять ресурсами, учит детей командной работе, программированию.
В группу был приобретен конструктор Лего «Майнкрафт», что вызвало у детей бурю положительных эмоций и заинтересованность. С помощью данного конструктора я решила познакомить детей с визуализацией алгоритмов программирования.
Для работы я собрала игровое поле из блоков конструктора. Размест
ла сундук с кладом, ступеньки, разных персонажей из этой игры.
Затем с детьми мы подготовили карточки, обозначающие действие:
- Стрелка показывает направление движение (двигаемся только на один блок)
- прыжок
- действие (открыть, взять, поставить)
Таким образом, дети с помощью картинок должны провести своего человечка для выполнения задания.
Затем задача усложнялась, дети не только проводили своего человечка по заданному алгоритму, а составляли алгоритм сами по моему заданию или заданию другого игрока «Проведи Стива до сундука с оружием». Особенно удачно такая работа получалась в паре.
Работа со схемами, строится таким образом, что сначала схемы должны
быть достаточно просты и подробно описаны. При помощи схем у детей
формируется умение не только строить, но и выбирать верную
последовательность действий. Таким образом, занятия по формированию навыков алгоритмического мышления с использованием леготехнологий у дошкольников приносят огромную пользу, и поэтому решение данной задачи является важным и актуальным направлением.
ЛИТЕРАТУРА
1. Залуцкая Е. В. Лего-конструктор в развитии интеллектуальных
способностей детей дошкольного возраста //https://doshkolnik.ru/konstruirovanie/16241-legokonstruktor-v-razvitiiintellektualnyh-sposobnosteiy-deteiy-doshkolnogo-vozrasta.html
2. Консультация «Развитие логического, алгоритмического и системного
мышления у детей старшего дошкольного возраста» // https://www.metodkopilka.ru/konsultaciya-razvitie-logicheskogo-algoritmicheskogo-i-sistemnogomishleniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-80537.html