Черепанова Екатерина
Формирование активной речи детей группы риска 2 года жизни в предметной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование активной речи детей группы риска 2 года жизни в предметной деятельности
Статья о формировании активной речи детей группы риска 2 года жизни в предметной деятельности. В ней подробно описаны методические и игровые приёмы, даётся пояснение кто такие детки группы риска. А также, подробно рассматривается развитие речи и мышления.
*Вырезка из статьи*
Публикация «Формирование активной речи детей группы риска 2 года жизни в предметной деятельности» размещена в разделах
Кто же такие дети группы риска и какие факторы риска существуют? Рассмотрим подробнее. Итак, факторами риска называются особенности организма или внешние воздействия, приводящие к увеличению вероятности возникновения заболевания. По времени воздействия на плод и ребенка факторы риска подразделяют на следующие: – пренатальные (возникают до и во время беременности); – интранатальные (возникают во время родов); – постнатальные (действуют после рождения ребенка).
В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Семейное неблагополучие – главная причин попадания детей в группу риска. Оно порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций.
Возраст от года до трёх лет называется ранним возрастом. В этот период ведущей деятельностью является предметная. Действуя с разными предметами, ребёнок разделяет целое на части и собирает из частей одно целое (например, матрёшка, а также, открывает для себя новые величины, формы, цвета и т. д. Очень важно в этот период комментировать все действия ребёнка, больше разговаривать с ним.
Известно, что, если ребенок из-за особых обстоятельств оказывается вне человеческого окружения и не слышит в раннем возрасте речи взрослых, развития собственной речи у него не происходит.
Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы:
• словесные,
• наглядные
• игровые.
Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
1) Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки
2) Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.
3) Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия.
4) Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата.
5) Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности.
6) Вопрос – словесное обращение, требующее ответа.
Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.
Развитие речи и мышления – один из важнейших разделов педагогики раннего детства, направленный на умственное развитие ребёнка. Общение взрослого и ребенка еще в младенческом возрасте приобретает характер диалога. Когда взрослый обращается к ребенку при помощи слов, но принимает ответы от ребенка в виде взгляда, движения или действия. Известно, что, если ребенок из-за особых обстоятельств оказывается вне человеческого окружения и не слышит в раннем возрасте речи взрослых, развития собственной речи у него не происходит.
И, конечно же, предлагаются варианты игр, в которые можно поиграть с детьми.
Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).
В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно действенного мышления к элементам словесно-логического мышления.
В этом возрасте можно поиграть в следующие игры:
Игра «Найди игрушку»
Задача: закреплять умения находить и выбирать нужную игрушку.
На подготовительном этапе развития речи следует не только давать детям игрушки, но и располагать их в разных местах комнаты (на полочках, тумбочках) крупные красочные игрушки, сосредотачивая на них внимание ребенка. Не следует ставить в одном месте несколько игрушек, так как это мешает ребенку установить связь названия с определенными предметами.
Игра «Прятки с игрушками»
Цель: найти для куклы Кати игрушки.
Задачи: учить ориентироваться в пространстве, приносить и называть игрушки общеупотребительными словами, развивать внимание и память, стимулировать активность.
Игра «Кто как кричит»
Цель: играя с каждой игрушкой вспоминать, как она говорит.
Задачи: закреплять умения находить и называть знакомую игрушку. Повторять, подражая взрослому, звукосочетания и слова.
Игра «Кукла Ляля и я»
Задачи: формировать у детей знания о себе и ближайшем окружении (знакомство с именами, стимулировать активность, развивать понимание речи взрослого, развивать внимание и память, упражнять детей в произношении звукосочетаний и облегченных слов.
Цель: поздороваться с куклой, назвать своё имя, поиграть с ней в прятки (ку-ку)
Все эти игры способствуют активному развитию словаря ребёнка. Игры похожего плана следует использовать и закреплять в мышлении ребёнка.