яна балдина
Формирование эмоционально–устойчивого поведения воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональное поведение – это совокупность устойчивых характеристик эмоций (реакций и состояний, которыми ребенок чаще всего отвечает на внешние и внутренние значимые для него воздействия в соответствии со своей природой, состоянием здоровья и воспитанием, что способствует достижению внутреннего эмоционального благополучия.
Дети, живущие в детских домах, школах – интернатах, чаще всего имеют нарушения в эмоциональной сфере. Последствия социально – эмоциональных нарушений, усиленные биологическими и педагогическими факторами, а также спецификой жизни ребенка в ограниченном замкнутом коллективе, достаточно серьезны. Прежде всего, это искажения характера и форм общения, затрудняющие становление личности, высокий уровень агрессивности, эмоциональная холодность, тревожность и враждебность по отношению к окружающим, аффективность поведенческих проявлений, неспособность конструктивного выхода из конфликта и др.
Публикация «Формирование эмоционально–устойчивого поведения воспитанников» размещена в разделах
В повседневном общении со взрослыми и сверстниками ребенок переживает огромное количество эмоций. В одном дне вмещаются переживания возвышенной радости, постыдной зависти, страха, отчаяния, тонкого понимания другого и полного отчуждения. Эмоции формируют личность ребенка. Эмоции утомляют его до полного изнеможения. Устав, он перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой, тем хорошим малышом, которым может быть. Он нуждается в отдыхе от своих собственных чувств.
При всей подвижности эмоций и чувств, ребенок уже может регулировать свое поведение. В то же самое время способность к рефлексии может привести не к развитию душевных качеств, а к демонстрации их для получения от этого своеобразных дивидендов – восхищения и похвалы окружающих.
Ребенок начинает осознавать себя среди других людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство долга. Но позицию могут строить и эгоизм, корысть, расчет.
Не нужно думать, что он так наивен, неопытен, непосредственен, как это кажется. Да, у него мал опыт, его чувства, эмоции опережают разум. Но при этом он уже занял определенную позицию по отношению к взрослым, к пониманию того, как надо жить и чему следовать. Внутреннее отношение ребенка к людям, к жизни – это, прежде всего, результат влияния взрослых, его воспитывающих.
На мой взгляд, невозможно, да и не нужно, полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. Их возникновение в детской деятельности может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению. Важной здесь является интенсивность: слишком сильные и часто повторяющиеся отрицательные эмоции приводят к разрушению действий (например, сильный страх мешает ребенку прочитать стихотворение перед публикой, и, становясь устойчивыми, приобретают невротический характер. Безусловно, воспитатель или взрослый должен главным образом ориентироваться на положительное подкрепление деятельности ребенка, на то, чтобы вызвать и поддержать у него положительный эмоциональный настрой в процессе деятельности. С другой стороны, ориентация его только на получение положительных эмоций, связанных с успехами, тоже является малопродуктивной. Изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку, ребенок срывается. Ребенку (как и взрослому) необходим динамизм эмоций, их разнообразие, но в рамках оптимальной интенсивности.
Основная задача педагога заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять, для дальнейшей успешной адаптации в социуме.
Булыкина Ульяна.
Девочка очень эмоциональная : чувства господствуют над всеми сторонами жизни. Она, конечно, уже умеет быть сдержанной и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том, случае, когда это очень и очень надо. А может и наоборот, впасть в состояние истерики для получения необходимого. Таким образом, у девочки наблюдается эмоционально-неустойчивое поведение.
Поэтому основное направление в работе – эмоциональный контроль. Он выражается в способности подавлять бурные проявления эмоций и вести себя разумно в ситуациях, вызывающих сильные переживания. Эмоциональный контроль – это способность не только подавлять чувства, но и использовать их в качестве мотивации продуктивного поведения. Поэтому, девочке постоянно объясняется, что любая эмоция, способная привести к асоциальному или аморальному поведению, потенциально опасна для нее тем, что такого рода поведение подвергается общественному порицанию или даже наказанию.
Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы очень актуальна и важна.
Для развития эмоциональной сферы необходимо ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.
В интеллектуальной сфере необходимо дать детям представление о приоритетах толерантности, принципах отношений с людьми.
Исходя из всего сказанного, основные задачи в данном направлении заключаются в следующем:
- снижение тревожности и повышение уровня уверенности в себе за счет развития толерантности и способности к эмпатии (В переводе с греческого языка этот термин означает сопереживание. Если обратиться к научному определению, то эмпатия – это способность человека постигать внутренний мир другого субъекта и сопереживать его проблемам. Также это чувство может проявляться умением воспринимать эмоциональное состояние, страхи и тревоги других людей, осознавая, что к нему эти явления не имеет никакого отношения, осознания собственной индивидуальности;
- выработка адекватной самооценки и коррекция своего поведения;
- формировать осознанное восприятие эмоций;
- развивать произвольную регуляцию поведения;
- снимать агрессию и враждебность;
- формировать коммуникативные навыки;
- формировать Я - концепцию.