Светлана СТЕЛЬМАХ
Фонопедические упражнения как одна из форм профилактики заболеваний горла. Консультация для педагогов дошкольных учреждений
▼ Скачать +Заказ
ФОНОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ГОРЛА
Петь хотят все дети, но часто они поют громко, с криком, нагружая свои хрупкие голосовые связки. У детей есть и фальцетное и грудное звучание. Грудное звучание для них естественнее, так как идет от разговорного, и в пении они чаще всего используют его. Однако петь фальцетом безопаснее, так как звук основан на несмыкании голосовых связок, тогда как грудное пение вызывает трение связок. Исследователи доказывают, что мышцы голосового аппарата у дошкольников не развиты, но они существуют и функционируют. Поэтому начинать формировать певческий голос необходимо не с 7 лет, а намного раньше. Нужно акцентировать внимание на вокальном воспитании детей до 6 лет, так как в этом возрасте уже сформированы все необходимые физиологические и психологические характеристики для обучения пению: готовность голосового аппарата, необходимый объем памяти, развитие восприятия, воображения, речевых функций.
Публикация «Фонопедические упражнения как одна из форм профилактики заболеваний горла, Консультация для педагогов дошкольных учреждений» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Фонопедический метод и упражнения для развития голоса
- Темочки
Задача педагога – грамотно регулировать процесс пения, заботясь о здоровье своих воспитанников, используя для укрепления голосового аппарата такие здоровьесберегающие технологии, как игровые фонопедические и оздоровительные упражнения. Такие упражнения проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
В качестве специальной технологии обучения детей дошкольного возраста пению используется «Фонопедический метод развития голоса» В. В. Емельянова. В прошлом врачу – фониатору. профессиональному вокалисту и актеру ему на собственном опыте пришлось убедиться, как важно иметь здоровый и развитый голосовой аппарат, как важно уметь правильно им управлять. Им была разработана уникальная педагогическая технология развития голоса, расширения его возможностей, освоение различных техник пения. Для работы с детьми автором предусмотрены голосовые игры. Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Известно, что петь громко легче, чем тихо. Это естественно: любая координация осваивается от более грубого уровня к более тонкому. Следует отметить, что наряду с развивающей задачей упражнений В. В. Емельянова прежде всего направлены на сохранение детских голосов, готовят голосовой аппарат ребенка к правильному, интонационно выразительному произношению и являются полезными для развития сценической речи, свободы самовыражения. В. В. Емельянов подчеркивал, что детский певческий голос надо, прежде всего, развивать, охранять и тренировать по мере роста детского организма.
Фонопедические упражнения
1. «Резиновая игрушка»
Купили в магазине резиновую Зину
Резиновую Зину в корзине принесли.
Она сказала : «Ш-ш-ш-ш!»
Потом сказала: «С-с-с-с!»
Затем сказала: «Х-х-х-х!»
Потом устало: «Ф-ф-ф-ф!»
Потом так странно: «К-к-к-к!»
И так обычно: «Т-т-т-т!»
Потом легонько: «П-п-п-п!»
И очень твердо: «Б-б-б-б!»
Жужжала тихо-тихо: «Ж-ж-ж-ж!»
И вовсе сдулась: «З-з-з-з!»
2. «Погреемся»
Мёрзнут на ветру ладошки,
Мы погреем их немножко.
Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом – «А-а-а». Далее чередуют: на правую – бесшумно, на левую – с голосом.
3. Капризка».
Я не буду убираться! Я не буду кушать!
Целый день я буду ныть, никого не слушать!
Затем дети сначала кричат: «А-а!», затем воют: «У-у!», а потом визжат: «И-и!».
4. «Голоса вьюги».
Активно и сильно произносить «В-в-в-ы», «З-з-з-ы».
Недаром вьюга злится. «В-в-в-ы!», «З-з-з-ы!», «В-в-в-ы!»
Прошла её пора. «В-в-в-ы!», «З-з-з-ы!», «В-в-в-ы!»
Весна в окно стучится:
«Динь! Динь! Динь!» Коротко и активно в разных регистрах.
И гонит со двора:
«У-у-у-ух!» Глиссандо вверх.
5. «Динозаврик».
Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы всё время заняты, нам некогда грустить!
Дети голосом «рисуют» динозаврика, используя последовательность: «У-о-а-э-ы-и-скрип».
6. «Хохотушки».
Под берёзой на опушке
Хохотали две подружки.
Хохотали, хохотали,
Чуть от смеха не упали!
Дети громко смеются и хихикают.
7. «Песня».
Очень любим песни петь,
Только слов не знаем.
Но зато старательно
Рот мы открываем!
Пение любой песни негромко, без слов, произнося только: «А-а-а!».
8. Трактор М. Погарский
Этот трактор сильный очень, не боится ям и кочек.
Он сегодня нам помог домой доехать без дорог.
Дети должны четко и громко произносить звуки (д-т) с разной динамикой и темпом.
9. «В осеннем лесу» (модель М. Картушиной)
Хорошо осенью в лесу! Деревья стоят, одетые в разноцветные наряды. Пролетает ветерок (глиссандо восходящее, глиссандо нисходящее,качает деревья («у-у», играет их листьями. Листочки на ветру шелестят («ш-ш-ш»). Дунул ветер посильнее («ф-ф»,и полетели листочки вниз. Первым не удержался на веточке золотой берёзовый листок (глиссандо нисходящее на звук «у»,за ним полетел красный листок с осинки (глиссандо нисходящее на звук «щ-щ»). Вот и с клёна сорвался оранжевый листок (нисходящее глиссандо на звук «а-а»).Только старое сухое дерево недовольно скрипело, раскачиваясь на ветру (рокот, урчание).А ветерок, наигравшись с листьями. Полетел дальше («у-у»).
10. «Динозавр»
Кто (нисходящая интонация) там ходит по болоту? (шорох, рокот)
Поступь (нисходящая интонация) как у бегемота? (шорох, рокот)
Голова (нисходящая интонация) на длинной шее (шорох, рокот)
Хвост (нисходящая интонация) за ним ещё длиннее (шорох, рокот).
Оздоровительные упражнения для профилактики заболеваний горла
«Таня плачет»
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
— Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч. А. Барто.
Дети имитируют плач, громко всхлипывают, дыхание «рыдающее».
«Гласные»
Дети протяжно произносят пары гласных: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е.
Затем упражнение повторяется беззвучно.
«Мартышки»
Мы теперь не ребятишки,
А веселые мартышки!
Дети вытягивают губы, двигают ими, строя гримасы.
Литература:
1. Емельянов В. В., Трифонова и. А. Развивающие голосовые игры/ методическая разработка по I уровню обучения многоуров. обуч. Программы В. В. Емельянова. Изд-во «Тюменский Госуд. Университет», 2009
2. Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению. Спб: Музыкальная палитра, 2005. С. 47
3. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. Изд-во «Скрипторий», 2003. С. 176