МААМ-картинки

Фонопедические упражнения как одна из форм профилактики заболеваний горла. Консультация для педагогов дошкольных учреждений

Светлана СТЕЛЬМАХ
Фонопедические упражнения как одна из форм профилактики заболеваний горла. Консультация для педагогов дошкольных учреждений
▼ Скачать + Заказать документы

ФОНОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ ГОРЛА

Петь хотят все дети, но часто они поют громко, с криком, нагружая свои хрупкие голосовые связки. У детей есть и фальцетное и грудное звучание. Грудное звучание для них естественнее, так как идет от разговорного, и в пении они чаще всего используют его. Однако петь фальцетом безопаснее, так как звук основан на несмыкании голосовых связок, тогда как грудное пение вызывает трение связок. Исследователи доказывают, что мышцы голосового аппарата у дошкольников не развиты, но они существуют и функционируют. Поэтому начинать формировать певческий голос необходимо не с 7 лет, а намного раньше. Нужно акцентировать внимание на вокальном воспитании детей до 6 лет, так как в этом возрасте уже сформированы все необходимые физиологические и психологические характеристики для обучения пению: готовность голосового аппарата, необходимый объем памяти, развитие восприятия, воображения, речевых функций.

Публикация «Фонопедические упражнения как одна из форм профилактики заболеваний горла, Консультация для педагогов дошкольных учреждений» размещена в разделах

Задача педагога – грамотно регулировать процесс пения, заботясь о здоровье своих воспитанников, используя для укрепления голосового аппарата такие здоровьесберегающие технологии, как игровые фонопедические и оздоровительные упражнения. Такие упражнения проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

В качестве специальной технологии обучения детей дошкольного возраста пению используется «Фонопедический метод развития голоса» В. В. Емельянова. В прошлом врачу – фониатору. профессиональному вокалисту и актеру ему на собственном опыте пришлось убедиться, как важно иметь здоровый и развитый голосовой аппарат, как важно уметь правильно им управлять. Им была разработана уникальная педагогическая технология развития голоса, расширения его возможностей, освоение различных техник пения. Для работы с детьми автором предусмотрены голосовые игры. Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Известно, что петь громко легче, чем тихо. Это естественно: любая координация осваивается от более грубого уровня к более тонкому. Следует отметить, что наряду с развивающей задачей упражнений В. В. Емельянова прежде всего направлены на сохранение детских голосов, готовят голосовой аппарат ребенка к правильному, интонационно выразительному произношению и являются полезными для развития сценической речи, свободы самовыражения. В. В. Емельянов подчеркивал, что детский певческий голос надо, прежде всего, развивать, охранять и тренировать по мере роста детского организма.

Фонопедические упражнения

1. «Резиновая игрушка»

Купили в магазине резиновую Зину

Резиновую Зину в корзине принесли.

Она сказала : «Ш-ш-ш-ш!»

Потом сказала: «С-с-с-с!»

Затем сказала: «Х-х-х-х!»

Потом устало: «Ф-ф-ф-ф!»

Потом так странно: «К-к-к-к!»

И так обычно: «Т-т-т-т!»

Потом легонько: «П-п-п-п!»

И очень твердо: «Б-б-б-б!»

Жужжала тихо-тихо: «Ж-ж-ж-ж!»

И вовсе сдулась: «З-з-з-з!»

2. «Погреемся»

Мёрзнут на ветру ладошки,

Мы погреем их немножко.

Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом – «А-а-а». Далее чередуют: на правую – бесшумно, на левую – с голосом.

3. Капризка».

Я не буду убираться! Я не буду кушать!

Целый день я буду ныть, никого не слушать!

Затем дети сначала кричат: «А-а!», затем воют: «У-у!», а потом визжат: «И-и!».

4. «Голоса вьюги».

Активно и сильно произносить «В-в-в-ы», «З-з-з-ы».

Недаром вьюга злится. «В-в-в-ы!», «З-з-з-ы!», «В-в-в-ы!»

Прошла её пора. «В-в-в-ы!», «З-з-з-ы!», «В-в-в-ы!»

Весна в окно стучится:

«Динь! Динь! Динь!» Коротко и активно в разных регистрах.

И гонит со двора:

«У-у-у-ух!» Глиссандо вверх.

5. «Динозаврик».

Четыре динозаврика, ура, ура, ура!

Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!

Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!

И мы всё время заняты, нам некогда грустить!

Дети голосом «рисуют» динозаврика, используя последовательность: «У-о-а-э-ы-и-скрип».

6. «Хохотушки».

Под берёзой на опушке

Хохотали две подружки.

Хохотали, хохотали,

Чуть от смеха не упали!

Дети громко смеются и хихикают.

7. «Песня».

Очень любим песни петь,

Только слов не знаем.

Но зато старательно

Рот мы открываем!

Пение любой песни негромко, без слов, произнося только: «А-а-а!».

8. Трактор М. Погарский

Этот трактор сильный очень, не боится ям и кочек.

Он сегодня нам помог домой доехать без дорог.

Дети должны четко и громко произносить звуки (д-т) с разной динамикой и темпом.

9. «В осеннем лесу» (модель М. Картушиной)

Хорошо осенью в лесу! Деревья стоят, одетые в разноцветные наряды. Пролетает ветерок (глиссандо восходящее, глиссандо нисходящее,качает деревья («у-у», играет их листьями. Листочки на ветру шелестят («ш-ш-ш»). Дунул ветер посильнее («ф-ф»,и полетели листочки вниз. Первым не удержался на веточке золотой берёзовый листок (глиссандо нисходящее на звук «у»,за ним полетел красный листок с осинки (глиссандо нисходящее на звук «щ-щ»). Вот и с клёна сорвался оранжевый листок (нисходящее глиссандо на звук «а-а»).Только старое сухое дерево недовольно скрипело, раскачиваясь на ветру (рокот, урчание).А ветерок, наигравшись с листьями. Полетел дальше («у-у»).

10. «Динозавр»

Кто (нисходящая интонация) там ходит по болоту? (шорох, рокот)

Поступь (нисходящая интонация) как у бегемота? (шорох, рокот)

Голова (нисходящая интонация) на длинной шее (шорох, рокот)

Хвост (нисходящая интонация) за ним ещё длиннее (шорох, рокот).

Оздоровительные упражнения для профилактики заболеваний горла

«Таня плачет»

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

— Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч. А. Барто.

Дети имитируют плач, громко всхлипывают, дыхание «рыдающее».

«Гласные»

Дети протяжно произносят пары гласных: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е.

Затем упражнение повторяется беззвучно.

«Мартышки»

Мы теперь не ребятишки,

А веселые мартышки!

Дети вытягивают губы, двигают ими, строя гримасы.

Литература:

1. Емельянов В. В., Трифонова и. А. Развивающие голосовые игры/ методическая разработка по I уровню обучения многоуров. обуч. Программы В. В. Емельянова. Изд-во «Тюменский Госуд. Университет», 2009

2. Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению. Спб: Музыкальная палитра, 2005. С. 47

3. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. Изд-во «Скрипторий», 2003. С. 176

Публикации по теме:

Интегрированная ООД «Тук-тук стучит мое сердечко» во второй младшей группе для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.Интегрированная ООД «Тук-тук стучит мое сердечко» во второй младшей группе для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Дорогие коллеги!Сегодня я хочу предоставить вашему вниманию конспект ООД «Тук- тук стучит мое сердечко», которое было проведено в мае 2015.

Консультация для педагогов «Игровые упражнения для профилактики нарушения зрения» За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской.

Консультация для родителей «Пересказ как одна из форм развития речи у детей старшего возраста» В наш век интенсивной компьютеризации мы, родители, мало времени уделяем общению со своими детьми, развитию разговорной, монологической.

Консультация для воспитателей дошкольных учреждений старших, подготовительных групп с детьми ОВЗ «Развиваем речь в движении»Консультация для воспитателей дошкольных учреждений старших, подготовительных групп с детьми ОВЗ «Развиваем речь в движении» Одно из важных направлений работы современных дошкольных учреждений – преодоление недостатков психофизического развития детей. Зачастую.

Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников»Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников» Дошкольное детство - этап формирования личности человека, становление ценностного отношения к окружающему миру. В этот период закладывается.

Мастер-класс для родителей и воспитателей дошкольных учреждений «Сказочный Тыквик»Мастер-класс для родителей и воспитателей дошкольных учреждений «Сказочный Тыквик» Осенняя пора всегда ассоциируется сбором урожая. Последний овощ, который мы снимаем с грядки это красавица тыква. Тыква — удивительный.

Мастер-класс «Новогодние тарелочки в технике декупаж» для педагогов средних групп дошкольных учрежденийМастер-класс «Новогодние тарелочки в технике декупаж» для педагогов средних групп дошкольных учреждений Уважаемые педагоги! В этом году к Новому году мы украсили окна пейзажами зимнего леса. А так же решили сделать в этом стиле подарки для.

Открытый городской мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений «Детская спартакиада по плаванию» Открытый городской мастер - класс для педагогов дошкольных учреждений: «Детская спартакиада по плаванию»Программные задачи: • Показать уровень.

Памятка для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по самообразованию Самообразование-это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических данных, совершенствованию имеющихся.

Дистанционные занятия по формированию культуры сохранения здоровья и профилактики вирусных заболеванийДистанционные занятия по формированию культуры сохранения здоровья и профилактики вирусных заболеваний В Детском саду № 47 ОАО «РЖД» в группах «Улыбка» и «Непоседы» прошли дистанционные иммерсивные (иммерсивность (от англ. immersive — «создающий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фонопедические упражнения как одна из форм профилактики заболеваний горла. Консультация для педагогов дошкольных учреждений
Опубликовано: 12 марта 2022 в 12:33
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фонопедические упражнения как одна из форм профилактики заболеваний горла. Консультация для педагогов дошкольных учреждений» (включая файлы) размещена пользователем Светлана СТЕЛЬМАХ (УИ 1048840) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД