Жукова Людмила
Фонематический слух — основа правильной речи
▼ Скачать + Заказать документы
С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Самые распространённые трудности – со звуками. Чистая речь ребёнка зависит не только от умения выговаривать «проблемные» звуки, но и от умения их различать.
Физический слух – это способность слышать окружающие звуки.
Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи.
Фонематический слух – это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи.
Публикация «Фонематический слух — основа правильной речи» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив в слове даже один звук, мы можем получить совершенно иное слово: «Дом – том», «бочка – почка», коза – коса»…
Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух.
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение и называется фонематическим слухом.
Для начала, потренируйтесь с ребенком выделять и называть неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов, пение птиц и др.) и только потом нужно приступить к формированию четких фонематических представлений на примере речевых звуков. Ребенок должен различать такие понятия, как гласные, согласные (звонкие, и глухие, мягкие и твердые) звуки.
Для развития фонематического слуха вам помогут игровые упражнения.
Цель игровых упражнений – научить ребенка слушать и слышать.
Игры на развитие фонематического слуха :
1. «Поймай звук»
Попросите ребёнка хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук «А» : О-У-А-И-Э…
Аналогичная работа с другими гласными звуками: О, И, У, Ы, Э.
2 «Повтори за мной»
Попросите ребё нка повторить за вами звуки:
А-О-И, И-У-Ы, …
И-О-А-Ы-Э, У-О-И-А-Ы, …
АО, ИУ, ЫА, УЭ…
АО - ИУ, ЫА - УЭ…
3. «Назови одинаковый звук в словах».
Взрослый произносит три-четыре слова, с заданным звуком: Собака, колбаСа, ноС – ребенок должны назвать одинаковый звук (с, который есть в этих словах.
4. «Назови первый звук в слове».
Взрослый показывает игрушку (картинку, например, слон и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Взрослый говорит: СССлон, затем показываем игрушки или картинки животных, игрушек и т. д. и просим «Назови первый звук в слове».
5 «Назови последний звук в слове».
Взрослый показывает игрушку (картинку, например, кот и предлагает определить, какой звук в конце слова. Для этого - проговаривать чё тко слово и последний звук голосом выделять громче: коТ, соМ, трактоР, малыШ… Затем показываем игрушки (картинки) животных, игрушек и т. д. и просим «Назови последний звук в слове».
6 «Придумай имя (слово»).
например, звук С – Слава, София, Света, Сергей; сок, сумка, слон, салат…
7 «Отвечай, не торопясь».
Задания на сообразительность, проверить, как ребёнок научился слышать и выделять определённые звуки в словах.
- Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук К. (кукла, кубики, карандаши, книга.);
- Подбери слово, чтобы первый звук был М… (Маша, муха, машина);
- Придумай слово, которое начинается на последний звук в слове - самолёт.
8 «Собери слово».
Взрослый: Я назову звуки по очереди, а ты соберите слово: О, С, А – оса, Ж, У, К – жук,
К, О,З, А- коза, К, О, Ш, К, А – кошка…
9 Разбери слово.
Взрослый предлагает ребё нку разобрать слово на звуки: бык – Б-Ы-К, роза – Р-О-З-А, машина – М-А-Ш-И-Н-А…
Уважаемые родители! Вскоре Вы заметите, что Ваш ребёнок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию, исправить дефектное произношение.
Развивая фонематический слух, Вы облегчите ребёнку процесс освоения чтения и письма.