Важная Надежда
Формы занятий по экологии в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Главная Занятия с детьми Экологическое воспитание дошкольников в детском саду.
Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи.
Содержание
1 Теоретические аспекты экологического воспитания в ДОУ
Публикация «Формы занятий по экологии в детском саду» размещена в разделах
1.1 Формы занятий по экологии
1.2 Дидактические и наглядные материалы для занятий по экологии
1.2. 1 Видео: потешка «У оленя дом большой»
2. Как провести занятие по экологии в детском саду
.1 Экологическая тропа
.2 Проектная деятельность по экологии в детском саду
.2.1 Пример проекта для второй младшей группы
.3 Примерный план занятия на тему «Как делается хлеб» в средней группе
3. 1 Видео: мультфильм «Колосок»
2 Занятие во второй младшей группе на тему: «Делаем ёжика»
3. Проведение открытых мероприятий на экологическую тему
4. Примеры конспектов для проведения открытых занятий по экологии в разных группах
Основы экологического образования входят в программы для детских дошкольных учреждений, начиная с 60-х годов прошлого века. Но если тогда основной упор делался на привитие детям элементарных основ экологической грамотности, то сейчас — на формирование экологической культуры с самого раннего детства.
«Программе воспитания и обучения в детском саду», формулирующей две главные задачи :
воспитание любви к природе родного края, умения понимать и чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным;
создание условий для получения воспитанниками элементарных знаний о природе и формирование у них ряда представлений о явлениях живой и неживой природы.
Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.
Ребёнок в дошкольном возрасте ощущает себя частью природы, и задача педагога — укрепить эту связь
Формы занятий по экологии
На занятиях по экологии используются различные формы обучения. Основные направления деятельности:
Специально подготовленные занятия. Здесь главную роль играет воспитатель. Это могут быть:
экскурсии,
беседы с воспитателем о природе, животных, растениях,
чтение художественной литературы,
рассказы об особенностях ухода за животными.
Совместная деятельность дошкольников и воспитателя. Дети принимают активное участие во всём происходящем на занятиях. Сюда относятся:
различные тематические игры,
викторины,
рисование и конструирование,
наблюдение,
ответы на вопросы детей,
обсуждение прочитанных книг, просмотренных диафильмов и мультфильмов,
работа в живом уголке,
подготовка экологических праздников и т. д.
Самостоятельная работа детей. Применение полученных дошкольниками экологических знаний на практике. Например, они могут самостоятельно (но под присмотром воспитателя) поливать цветы, кормить животных в живом уголке, собирать гербарии или коллекции.
Три девочки и мальчик в группе ухаживают за растениями
Экологическое воспитание начинается с заботы детей о растениях и животных
Дидактические и наглядные материалы для занятий по экологии
Подготовка к занятиям по экологии в детском саду предусматривает широкое применение разнообразных дидактических и наглядных материалов. Причём часть из них можно готовить совместно с детьми. Так, в подготовительной и старшей группах можно приготовить наглядные пособия для малышей. Например, на занятиях по конструированию в средней группе ребята могут сделать наглядный материал по теме «Огород». Только в начале занятия обязательно надо предупредить, что их поделки будут использоваться как наглядный материал для малышей. Это очень важно! Дети (да и вообще люди) любят, когда их труд нужен кому-то, а не пропадает даром.
Наглядное пособие по теме «Огород»
начале занятий можно просматривать диафильмы и мультфильмы («Рыжая кошка», «Паровозик из Ромашкова», «Клад», «Бабочка», «Сказка о белой льдинке», «На лесной тропе», «Шапокляк», а затем обсуждать просмотренное. Так, на примере мультфильма «Клад» можно обсудить значение и ценность обыкновенной питьевой воды, а после просмотра мультика «Паровозик из Ромашкова» — порассуждать о том, как важно время от времени останавливаться и наблюдать за природой, наслаждаться удивительным окружающим миром.
Рассматривание картинок и картин — один из приёмов, используемых на занятиях. В первой и второй младших группах используются простые картинки, изображающие растения, животных, овощи, фрукты. В средней, старшей и подготовительной группах можно рассматривать репродукции картин известных художников («Грачи прилетели» А. Саврасова, «Утро в сосновом бору» И. Шишкина, «Жук» И. Кабакова, «Золотая осень» И. Левитана) и просить ребят рассказать, что они видят на них.
Элементы экологического лото «Растительный мир»
Экологическое лото позволяет обощить представления детей о различных видах растений и животных
Игры также можно применять на занятиях по экологическому воспитанию, причём как настольные (например, различные лото, «Найди пару», «Где кто живёт», «Вершки и корешки», так и подвижные (например, «Спасительное дерево», «Гномики в лесу», «В зоопарке» и любимая от мала до велика потешка «У оленя дом большой»). В качестве дидактических материалов и пособий можно использовать плакаты, модели, схемы, календари природы, оформленные на экологические и живые уголки, выставки рисунков, комнаты природы.