Ольга Соловьёва
Фольклорный музыкально-образовательный проект «Знакомство с народными традициями» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклорный музыкально-образовательный проект «Знакомство с народными традициями» для старшего дошкольного возраста
“ Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор”
Темочки:
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Музыка. Проекты
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Проекты, проектная деятельность
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Старшая группа
- Фольклор. Проекты
- Темочки
Г. С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.
Вид проекта : творческий, групповой, комплексный.
Участники: дети старшего дошкольного возраста
Возраст детей : 5-7 лет
Продукт совместной деятельности: творческие гостиные, народные праздники, вокальное пение и сочинительство, изготовление афиш, программ, приглашений, игры – этюды.

Продукт детской деятельности:
1. Создание альбомов детских работ.
2. Выставка детских рисунков.
3. Выставка детских музыкальных инструментов, изготовленных своими руками.
4. Конкурс лоскутных одеял для Матрешки.
5. Конкурс детских работ по росписи пасхальных яиц.

Постановка проблемы
В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных “шедеврах”, единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости, и не способствует гармоничному и нравственному развитию личности.

Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребёнка.

Краткое описание проекта
Целью данного проекта является освоение детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

Данный проект является необходимым, т. к. дети нашего сада проявляют активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором, с удовольствием принимают участие в театрализованных представлениях и фольклорных праздниках, проявляют навыки актерского мастерства в инсценировках, играх, плясках, хороводах, что доставляет им большую радость.

В результате реализации проекта у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества.

Педагоги получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

Проект будет реализовываться через систему групповых и игровых занятий с детьми, через презентацию для родителей, через участие детей в театрализованном представлении.

Всего в проекте будут вовлечены дети старшего дошкольного возраста и их родители, музыкальный руководитель и воспитатели.

Цель проекта Приобщать детей к истокам русской культуры, воспитывать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности.

Процесс познания и усвоения духовной культуры должен начинаться как можно раньше. «С молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры – забавы, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративного народного искусства. Только в этом случае народное творчество оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Задачи:
1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

2. Развивать умение разыгрывать театральные представления, основанные на русском фольклоре.
3. Создавать необходимую предметно–развивающую среду.
4. Развивать творческие способности дошкольника.
5. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

Предполагаемый результат:
В результате реализации проекта :
1. Дети познакомятся : с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками, с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.

2. У детей будут сформировано умение свободно и непринуждённо общаться, умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету, выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии, умение сочинять этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам.
3. Разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность.
4. Будет сформирована выразительная, красочная, полная ярких сравнений, речь.

Оценка результатов:
Оценка эффективности по итогам работы будет проводиться по трем направлениям: дети, педагоги и родители.
Определение продвижения детей будет отслеживаться через проведение диагностики на начало и конец учебного года, через наблюдение и анализ работы по музыкальной деятельности, через просмотр театрализованного представления, видеоматериалов.
По окончании проекта будет проведено анкетирование всех участков с целью подведения итогов работы, определения роста профессионального мастерства педагогов.
План реализации проекта
Реализация данного проекта рассчитана на 4 месяца и будет проходить в 3 этапа:
1 этап – подготовительный (1 месяц – февраль). На этапе создается информационная база необходимая для реализации проекта, осуществляется рекламно-информационная кампания.
2 этап – основной (2 месяца – март, апрель). Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
3 этап – заключительный (1 месяц – май). Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.
Взаимодействие педагогов и родителей
1. Музыкальный руководитель - Соловьёва Ольга Борисовна.
2. Воспитатель группы
3. Родители детей
Взаимодействие с семьей
1. Беседа с родителями на тему «Фольклор – как средство патриотического воспитания ребенка».
2. Изготовление родителями книжек – малышек «Моя первая колыбельная».
3. Совместное творчество бабушек, мам и детей: «Лоскутное одеяльце для Матрешки».
4. Изготовление родителями дидактического материала к музыкальным занятиям.
5. Создание мини-музея «Русская изба».
5. Консультация для родителей «Музыкотерапия»
6. Проведение фольклорного праздника «Масленица»
7. Проведение фольклорного праздника «Весна-красна»
8. Проведение фольклорного праздника «ПАСХА»
Консультация для педагогов
1. Проведение мастер-класса по итогам проведенного цикла нод по музыке по теме : «Бабье лето»
2. Консультация «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные голосовые упражнения – основа для закрепления произношения звуков у дошкольника».
Оборудование и оснащение педагогического процесса
1. Организовать в педагогическом коллективе тематическую выставку «Пасхальное яйцо»
2. Разработать планы бесед по народному творчеству.
3. Подобрать иллюстрированный материал.
4. Игровая деятельность: народные игры – хороводные и подвижные.
5. Создать в группах фонотеку фольклорных произведений для прослушивания в свободной деятельности детей.
Праздник «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»
для детей старшего дошкольного возраста
1 Ведущий: Здравствуйте, ребята дорогие маленькие и большие!
2 Ведущий: Здравствуйте, гости, милости просим!
Мы зовём к себе всех тех,
Кто любит веселье и смех.
1 Ведущий: Мы зиму провожаем, весну встречаем!
Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!
Мы по кругу все пойдём.
Дружно спляшем и споём.
Песня «Веснянка»
2 Ведущий: Поднимайся, настроение-
К нам Масленица идёт без промедления!
Иди сюда, Масленица- кривошейка,
Встретим тебя хорошенько!
(Под музыку вносят чучело Масленицы)
1 Ведущий: Масленица! Масленица!
В гости к нам пришла!
Масленица! Масленица!
Счастья принесла!
Масленица! Масленица!
Зиму унеси!
Масленица! Масленица!
К нам весна приди!
2 Ведущий: Каждый день на Масленицу имел
своё определённое название.
А вы знаете, как называются дни Масленичной недели?
1 Ведущий: Веселись и радуйся
Утро, день и вечер!
Наступает первый день —
Понедельник (встреча)
2 Ведущий: А у меня ещё вопрос…
Понедельник пролетел,
Вот и вторник зашумел.
Звучит весёлый наигрыш,
А вторник у нас (заигрыш)
1 Ведущий: Разгулялись, господа,
А на дворе уже среда.
Сладкая маковка
Под названием (лакомка)
2 Ведущий: Он и чистый, и широкий –
То четверг уж на пороге.
В этот день ты не зевай,
Он зовётся… (разгуляй)
1 Ведущий: Вот и пятница пришла,
Зятя в гости привела –
Есть блины, кататься с горки.
Это – (тёщины вечёрки)
2 Ведущий:
А теперь пришла суббота.
Сидеть девчатам дома неохота,
И резвятся, словно белки,
Это… (золовкины посиделки)
Ещё одна из традиций на Масленицу
Было принято кататься на лошадях.
Эй, мальчишки и девчонки,
Молодёжь и детвора!
Поиграем мы в лошадки-
Нынче самая пора!
Игра «Катание на лошадях»
1 Ведущий: Рассыпься ты, горох,
Рассыпься по дороженьке!
Закружат карусель
Наши резвы ноженьки!
Игра «Карусель»
2 Ведущий: Веселилась детвора – отдохнуть пришла пора.
Ребята, сундучок мой не видали?
Сундучок тот не простой, на нём замочек золотой.
Кто слово волшебное угадает, что в ларце лежит узнает.
(Ходит ищет сундучок)
Ну, ребята, вот дела, сундучок я свой нашла!
На Руси законом было щедро зиму провожать,
Всех блинами угощать,
Непременно всю неделю Масленицу величать,
Не грустить и не скучать!
Вас хочу я удивить – всех блинами угостить,
Ах, совсем забыла я, сундучок-то не простой,
Здесь замочек золотой.
Волшебное слово откроет замок,
И каждый отведает вкусный блинок.
Хотите смекалку свою проявить,
Петь, играть, танцевать, хороводы водить?
(Дети отвечают)
Ну, тогда детвора, объявляется игра.
Тень-тень, потетень, заплетай скорей плетень!
Игра «Плетень»
Наши песни, хороводы почитаемы народом,
И поэтому для вас буква нужная нашлась.
(Достаёт красочно оформленную букву «С» и отдаёт её детям)
1 Ведущий: Вместе с музыкой весёлой праздник легче отмечать.
Мы хотим увидеть, как танцуют крошки –русские матрёшки.
Танец «Матрёшки»
Вы, матрёшки, молодцы, танцевали от души!
И по этому, явилась к нам сюда и буква «О».
(Отдаёт букву.)
2 Ведущий: Подходи скорей народ, Масленица всех вас ждёт!
Какая же Масленица без блинов горячих, да румяных? На Масленицу угощали вкусными блинами друг друга. Ведь румяный блин считается символом солнца. Блин испечёшь - Солнышко в гости позовёшь. Так люди хотели приблизить наступление весны, солнечных тёплых дней. Мы с вами тоже полакомимся сегодня блинами, но чуть позже.
А сейчас, крепче за руки беритесь
И в два круга становитесь
Испечём большой мы блин.
Раз, два, три, начинаем печь блины!
Песня «Блины»
2 Ведущий: Кто нам песню спеть сумел, получает букву «Л»
(Отдаёт букву «Л».)
1 Ведущий: Песню спели громко, дружно,
Поиграть теперь нам нужно!
Ой, блины, блины, блины, поиграем с вами мы!
Игра «Перенеси блины»
За вкуснейшие блины получайте букву «Н».(Отдаёт букву «Н».)
2 Ведущий: В нашем доме смех и песни, хоровода пёстрый круг!
Тише…кажется, к нам гостья…Сказку пустим на порог?
На ширме разыгрывается спектакль
«Про голосистого петушка и родное солнышко».
1 Ведущий: Жил в деревне Петушок.
В ярки перья разряжен, красным гребешком украшен, и красив был, и речист, а главное - голосист. Все его в деревне знали, все, конечно, уважали. Да и как не уважать, никому не даст проспать. Однажды ранним утром проснулся Петя и стал ждать, пока Солнышко выйдет. Горлышко прополоскал, пёрышки расчесал, а Солнышка всё нет! Вот и задумался Петя-петушок: «А что это я каждый день Солнышко встречаю, ему песню распеваю? Кто в деревне главный - Солнышко или я, голосистый Петушок? А если я не запою, Солнышко не засветит! Вдруг видит Петя идёт мужик по деревне, что-то на дорогу льёт.
Петя: Ты зачем снег топчешь, да ещё чем- то поливаешь?
Валес:(один из богов древнего мира).
А ты кто такой есть?
Петя: Я? Да я самый главный в нашей деревне!
Голосистый Петушок!
Если Петя утром не споёт,
Даже Солнце не взойдёт!
Валес: А я- Велес, проще-Влас,
Отдаю зиме приказ:
Не упорствовать, не злиться,
А тихонько удалиться.
А чтобы нег поторопить,
Надо маслицем полить…
Петя: А, понятно: чтобы снег быстрее растаял, и Весна пришла,
Ты его маслом поливаешь.
А скажи, Велес, маслице-то у тебя свежее?
Велес: Свежее.
Петя: А душистое?
Велес: Душистое
Петя: А дай-ка мне его попробовать, от маслица голосок звонче.
Велес: Куда тебе ещё звонче-то?
Петя: Как это куда?
Тогда ко мне все люди приходить будут на поклон,
Просить будут жалобно: «Пропой, пропой, Петенька,
Чтобы Солнышко взошло, а то без Солнца пропадём!»
Зёрнышек вкусненьких принесут.
Велес: Ну раз так, пей маслице.
(Петя пьёт, а в это время появляется Солнце.)
Петя: Ой, ой, ой, Солнышко восходит!
Постой, постой, я ещё не прокукарекал!
Куда же ты, Солнышко?
Велес: Видать, без тебя Солнышко на небо подняться может!
Петя: Не может! Не может! Как же так?
Велес: Да вот так… Родное Солнышко любить да почетать надобно.
Оно матушку- Землю согревает, нас лучами освещает.
А мы все дети его: тихие, весёлые, скучные, бедовые-
Всех нас Солнце любит, бережёт, замерзать не даёт.
По окончании сказки задают вопросы по её содержанию: кто главнее- Солнышко или Петушок; почему Солнышко почитают на Руси? И др.
2 Ведущая: Кто этой сказки мудрость узнает,
Букву пятую в слове найдёт! (Отдаёт детям букву «Ц».)
Солнышко землю лучами согреет,
Солнышко людям радость несёт.
Танец «Солнечные лучики»
1 Ведущая: А теперь пришла пора, поиграть нам детвора.
Игра «Солнышко»
2 Ведущая: А наш Петя-Петушок отморозил гребешок.
Если будет он зевать, хвостик может потерять!
Игра «Петушки»
Ох и ловкие петушки заслужили букву они.
(Отдаёт букву «Е».)
1 Ведущая: Волшебное слово откроет ларец.
Слово дружно прочитаем, сундучок наш открываем.
(Дети складывают буквы в слово «солнце».)
Не случайно это слово в сундучке заключено.
Ведь волшебное оно!
Солнце — это символ света, и тепла, и доброты,
А на Масленице Солнце — это вкусные блины!
А теперь настал черёд положить блины нам в рот.
Подходите, не стесняйтесь, да блинами угощайтесь!
2 Ведущая: Уж ты Масленица годовая
Гостья наша дорогая
Накормила нас блинами
Угощала всех подряд
Всех мальчишек и девчат!
1 Ведущая: Масленица прощай!
А на тот год приезжай!
Масленица, воротись!
В новый год покажись
Прощай Масленица!
Прощай Красная!
Праздник «Пасха» для детей старшего дошкольного возраста
Ведущая: Здравствуйте, добры молодцы! Здравствуйте, красны девицы!
Поздравляю вас с праздником, со Светлым Христовым Воскресеньем!
Это самый большой праздник у христиан.
А вы знаете, как ещё называется праздник? (Ответы детей)
Правильно, Пасха.
Скажите, ребята, какие угощения традиционно готовятся
для пасхального стола? (Пасха, куличи, крашенные яйца.)
Ребё нок: Прилетели птицы,
Радостно блистая:
Светлая седмица,
Праздничная стая…
А у нас куличик –
Золотая корка!
(Обращает внимание детей на пасхальный стол)
Крашеных яичек
На подносе горка!
Молоко в крынке!
Пир – как в сказке.
В доме не пылинки,
Убирались к Пасхе!
Ведущая: Этот день богат не только вкусным угощеньем – богат он обычаями и обрядами. Существует поверье, что на Пасху солнце играет. И многие люди раньше старались подкараулить это мгновение: ранним утром взбирались на крыши домов посмотреть, как солнце «заиграет». Если небо чистое, голубое – значит, день будет хороший. В Пасхальное Воскресение во всех церквях звонят колокола. Звонят по – особому, торжественно. Этот звон зовётся «Пасхальный благовест».
(Звон колоколов)
Ребё нок: Колокольный звон церквей
Над Россией раздаётся,
А в канавке все живей
Ручеёк весёлый вьётся.
Ярче утренний восток,
Как тепло в весенний праздник!
К свету тянется росток,
Славит радость светлой пасхи.
Солнца лучик – словно нить
Между небом и землёю,
Буду верить – буду жить
Люди дружною семью.
Ведущая: На праздник Пасхи на Руси красили яйца, расписывали их всеми цветами радуги. «Крашенки» так называли окрашенные в один цвет яйца. Яйца, расписанные узорами, - «писанки». А яйца, расписанные пятнами, - «крапинками». Крашенные яйца и пасху освещали в церкви и съедали в первую очередь – «разговлялись». Всю пасхальную неделю люди дарили друг другу яйца, чтобы только добро и свет приставали к душам нашим. Чтобы всё худое, всё плохое, под стать скорлупе, в этот день отстало, и наружу смогло бы проклюнуться всё хорошее, что есть в человеке. И при дарении люди обязательно целуются три раза.
(Все участники обмениваются яйцами и желают друг другу здоровья и чистоты)
Ребё нок: Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу-
Бабушка яички красит,
Я ей тоже помогу.
На скорлупке хрупкой, тонкой
Для людей, для красоты
Крашу кисточкой тихонько:
Крестик, солнышко, цветы.
В светлый праздник Воскресенья
Подарю своим друзьям
По яичку, с поздравленьем,
И скажу: «Раскрасил сам!»
Ведущая: Пасха самый любимый праздник на Руси! Русские люди одевались во всё светлое, старики расчёсывали волосы и приговаривали, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. Умывались с золотой и серебряной посуды, чтобы разбогатеть. А как у вас дома готовятся к этому празднику?
(Дома мамы везде убирали, вымели сор из каждого уголка, вымыли окна, постирали шторы, почистили посуду, приготовили вкусную еду и освятили в церкви крашеные яйца, пасху, куличи).
Все люди, взрослые и дети, верят в добро, все ждут только хорошего. «Христос Воскресе!». Так приветствуют друг друга в день светлой Пасхи! И отвечают: «Воистину Воскресе!».
Ребё нок: В лужах солнышко искрится,
Верба пухом зацвела,
«Живы, жить!» - щебечут птицы
И поют колокола.
На столе кулич душистый,
Горка крашеных яиц.
В этот праздник светлый, чистый
Не увидишь хмурых лиц.
Говорят: «Христос воскресе!»,
«Да, воистину воскрес!»
Разрывая тьмы завесу,
К людям он сошёл с небес.
Жив Христос, и верят люди:
Коль расстанемся со злом,
Жизнь продлится. Вечным будет
Мир с любовью и добром!
Ведущая: Тётка Матрёна
И дядька Григорий
Держали в деревне
Большое подворье:
Три поросёнка,
Корова, лошадка.
У курочки Рябы
Детки – цыплятки,
И петушок-золотой гребешок,
И рыжий щенок
По кличке «Вершок» …
Детей в семье было много,
(Дети хором)
Пост соблюдали строго!
Ведущая: Жили – не тужили,
Зиму пережили.
Дождались дней весенних
Светлого Христова Воскресенья!
(Под пасхальный звон колоколов (в записи) дети выстраиваются полукругом.)
Ребё нок: Стол пасхальный накрываем,
Веткой вербы украшаем.
Из печей несём куличики,
А от курочки – яички.
Ребё нок: Дай нам, курочка, яичко простое.
(Берёт в руки курочку-игрушку с декоративного забора).
Ребё нок: Мы его распишем,
Будет золотое!
(Дети берут в руки заранее приготовленные яйца-открытки.)
Ребё нок: Яйцо – символ солнца,
Любви и надежды!
Ребё нок: Нарядим яйцо
В пасхальные одежды!
Ребё нок: Ну, а я подружке Оле
Разрисую всё фасолью.
Будет ей жених богатый,
Симпатичный, конопатый.
Ребё нок: А соседским близнецам
Нарисуем солнце.
(Мальчик выносит корзинку с зелёной травкой.)
Ребё нок: В зиму зёрнышко посеял,
Получилась травка.
Ребё нок: (по секрету, шёпотом).
Травка очень даже кстати.
Мы в неё яички спрячем!
(Все, кто держит в руках яички, прячут в корзинку с травкой.)
Ребё нок: (обращается к детям)
Ну-ка, братцы, собирайтесь в кучку-пойдём в село
Поздравим всех с праздником!
Ребё нок: С Христовым днём!
С Красным яйцом!
Песня «Ласточка» (Дети подходят к гостям.)
Девочка: Ой, как много добрых лиц-
От соседей вам сюрприз!
Мальчик: Нам на радость,
Вам на удивление.
С Пасхой вас,
С Христовым Воскресеньем!
(Под музыку ребята преподносят корзинку с открытками гостям, обмениваются пасхальными сувенирами с друзьями.)
Дети: Примите за пенье
И от нас угощенье!
С Пасхой Вас,
С Христовым Воскресеньем!
Ведущая: С Пасхи на Руси начинались весё лые развлечения: и стар и млад катались на каруселях. Водили хороводы, на улицах пели песни. Играли в народные игры. Вот и мы сейчас будем петь, танцевать и играть.
Выставка пасхальных поделок
Танец «Барыня»
Ребё нок: Звенят, поют колокола!
Лучами греет всех весна.
Всё небо синее, как море,
И верба в белом вся уборе.
Весна надела украшения,
И в честь Святого Воскресенья.
Весь, пеньем птиц наполнен лес,
Христос воскрес! Христос воскрес!
Песня «Цап, цапик».
Игра 1: Катание яиц с горки.
Игра 2: Чьё яйцо дольше прокручивается?
Игра 3: Битки.
Ребё нок: Праздник Пасхи - светлый, чистый,
День, когда Христос воскрес.
Радость солнышком лучистым
Улыбается с небес.
«Танец с кувшинами»
Ребё нок: Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла.
Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон
Светлым гимном Воскресенья
Зазвучал со всех сторон.
Песня «Мама»
«Армянский танец»
Ведущая:
Посмотрите в окно: всё вокруг оживает, цветёт.
Пасха в гости пришла
праздник в дом принесла!
С праздником вас, детвора.
«Общий танец»
Все фотоматериалы воспитанников использованы с согласия родителей (законных представителей)