Ватутина Наталия
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Роботёнок металлический, мозг электрический»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Тема проекта : «Роботёнок металлический, мозг электрический»
Вид проекта : творческий, исследовательский.
Продолжительность проекта : 3 месяца (15.01.2018г-15.04.2018г0
Участники проекта : дети старшей группы, педагоги, родители.
Актуальность проекта :
Публикация «Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста „Роботёнок металлический, мозг электрический“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Проекты, планы
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин.
Мы выбрали эту тему, чтобы познакомить детей с роботами, робототехникой.
Новизна проекта заключается в изменении подхода к обучению обучающихся, а именно – внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий, который реализуется в двигательных играх, побуждающих обучающихся решать самые разнообразные познавательно-продуктивные, логические, эвристические и манипулятивно - конструкторские проблемы.
Педагогическая целесообразность проекта заключается в том, что работа с образовательными конструкторами Lego и техноконструктором, позволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи конструирования, проектирования и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Лего - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
Цель: Выявить значимость робота и человека, приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству.
Проблема:
Дома дети смотрят мультфильмы, играют в компьютерные игры, главными героями которых, зачастую являются роботы – терминаторы, роботы – завоеватели и т. д. А о существовании роботов помощников для человека у детей очень мало представлений.
Задачи проекта :
Воспитательные:
1. Воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей.
2. Воспитание культуры умственного труда, умения работать в коллективе.
Образовательные :
1. Выяснить значимость труда для окружающих близких взрослых. Создать для них (в рисунке) роботов – помощников.
2. Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.
3. Формировать умения и навыки конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач.
4. Освоить элементарные приемы исследовательской деятельности.
5. Изучить и сравнить предназначение роботов и человека
Развивающие:
1. Развитие интереса к робототехнике.
2. Развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях.
3. Формирование внимания, оперативной памяти, воображения, мышления;
4. Развитие мелкой моторики рук, эстетического вкуса, конструктивных навыков и умения пользоваться схемами, инструкциями, чертежами.
Гипотеза: Робот более совершенен, чем человек, но без человека существовать не может.
Содержание проекта :
I этап – мотивация.
В группу воспитатель внесла новые игрушки, среди которых были конструкторы: Лего и механические по сборке разнообразной техники.
Дети стали рассматривать конструкторы. Один ребенок спросил: «Что можно сделать из этих деталей?». Посыпались ответы: машину, самолеты, роботов.
Мы с детьми побеседовали о роботах. В ходе беседы выяснилось, что многие дети знают роботов из мультфильмов и из компьютерных игр. Наводящими вопросами, мы вызвали интерес у детей к роботам- помощникам людей.
Детям была показана презентация «Роботы в жизни человека». которая еще больше привлекла детей к теме проекта.
Дети с удовольствием стали выдумывать роботов-помощников для своих родных.
Для своей мамы Максим Ц. захотел сконструировать робота, который бы делал уборку в доме.
Марк захотел свою маму порадовать роботом, который бы закупал продукты и приносил их домой.
Аня С. захотела освободить маму от приготовления пищи и для этого ей понадобится робот-повар.
Но тут завязался спор, а сможет ли робот приготовить вкусный борщ, выбрать качественные продукты, разложить вещи на свои места и т. д.
Так возникла проблема: «Кто сильнее, умнее, совершенней, робот или
человек».
В ходе обсуждения проблемы выяснилось, что у каждого из нас роботы являются самыми любимыми игрушками.
II этап – разработка совместного плана работы над проектом.
Для составления плана была использована модель трёх вопросов Л. В. Михайловой-Свирской.
Что мы знаем о роботах?
• роботы помогают человеку (Иван Б.)
• изготовлены из металла (Иван Ц.)
• можно придумать (Полина Г.)
• они электрические (Борис Ц.)
• облегчают жизнь людей (Максим Ц.)
• спасают людей (Аня Р.)
• Могут трансформироваться в транспорт (Марк Я.)
Что мы хотим узнать?
• Что обозначает слово «робот»? (Рома Ч.)
• Где можно использовать роботов? (Катя Ш.)
• Из чего сделан робот? (Маша Р.)
• Где собирают роботов. (Л. Е.)
• Что нужно делать, чтобы создавать робототехнику. (Н. Б.)
Что нужно сделать, чтобы узнать?
• Побеседовать с умными людьми
(воспитателями, сотрудником библиотеки, родителями); (Н. Б.)
• побеседовать со сверстниками; (Л. Е.)
• посетить детскую библиотеку; (Аня Р.)
• прочитать в книгах о роботах; (Макар)
• изучить информацию в Интернете; (Полина Б.)
• посмотреть передачу о роботах; (Таня С.)
• посетить выставку игрушек роботов в группе;
• конструирование роботов из разного материала (Н. Б.)
• рисование роботов – помощников (Иван Ц.)
• просмотреть энциклопедии (Славик М.)
На основе этой модели был создан совместный план работы над проектом для каждого центра. Свои предложения вносили дети, педагоги и родители.
Центр «Научная лаборатория» :
Узнать из энциклопедии что обозначает слово «робот» (Аня С.)
Узнать, какие бывают роботы. Что умеют делать, для чего нужны. (Таня С.)
Рассмотреть схемы, по которым можно изготовить роботов из разных материалов (Л. Е.)
Узнать из чего можно сделать. (Л. Е.)
Посмотреть презентации о роботах и как можно создать игрушку робота из конструктора (Н. Б.)
Придумать варианты роботов-помощников (Славик М.)
Создать совместно с детьми каталог моделей роботов (Н. Б.)
Исследовать детали конструкторов (из чего сделан, магнитится или нет, тонет - не тонет) (Л. Е.)
Провести исследование чем отличается робот от человека, кто важнее, кто умнее, что нужно для того чтобы придумывать сложные конструкции техники и т. д. (Родители Маши Р.)
Центр «Математика и логика» :
Из блоков Дьенеша, палочек Кюизенера создать схему Робота, сосчитать количество деталей, которые необходимо взять (Марк)
Исследовать детали конструктора (сравнить по длине, ширине, количеству деталей. (Н. Б.)
Отобрать количество деталей, соответствующих схеме (Л. Е.)
Сосчитать сколько необходимо взять гаек и болтов (Катя).
Графический диктант «Робот» (Л. Е.)
Выложить Роботенка из геометрических фигур (Таня).
Начертить лабиринт для Роботенка «Найди дорогу к своим друзьям» (Н. Б.)
Подобрать детали для изготовления Роботенка при помощи условной мерки. (Л. Е.)
Решение логических задач с роботом. (родители Кати Ш.)
Поиграть в игру «Найди где находится» (Таня Б.)
Найти детали по схеме (Аня С.)
Найди различия между двумя роботами. (Максим Ц.)
Используя пособие «Ларчик Воскобовича» изобразить роботов (Н. Б.)
Центр книги и общения «Читайка»
Найти стихи и рассказы о роботах. (Ваня)
Придумать рассказы о роботах-помощниках. (Катя)
Провести игру-пантомиму «Что делает робот» (Л. Е.)
Собрать загадки о домашних роботах. (Родители Таня Б.)
Сочинить сказку по технологии ТРИЗ на новый лад (с участием робота) (Н. Б.)
Побеседовать по теме «Кто важнее человек или робот?» (Н. Б.)
Игра ТРИЗ «Хорошо-плохо» (Л. Е.)
Придумать рассказ по мнемотаблице (Н. Б.)
Придумать предложение со словом «робот» (длинные и короткие) (Аня Р.)
Придумать рифмы к слову «робот» (Л. Е.)
Сюжетно-ролевая игра «Мы роботы» (Иван Б.)
Режиссерская игра «Роботы в космосе» (Иван П.)
Центр «Творческая мастерская»
Нарисовать робота. (Полина Б.)
Начертить схему, по которой можно приступить к сборке робота (Марк Я.)
Из геометрических фигур выполнить аппликацию роботов (Полина Г.)
Собрать альбом иллюстраций роботов (Н. Б.)
Изготовить элементы костюма робота (родители)
Вылепить модель робота (Борис Ц.)
Изготовить модель робота из природного и бросового материала (Ярослав Ж.)
Пантомима «Мамины помощники» (изображение электроприборов) (Л. Е.).
Изобразить роботов, используя ниткографию (Н. Б.)
Изготовить из мягкой проволоки человечков – роботов для игры (Н. Б.)
Центр «Физкультурник»
Выучить физминутки «Робот-танцор», «Умный робот», «Дружелюбный робот» (Н. Б.)
Придумать пальчиковую гимнастику, упражнения (Наташа Г.)
Провести подвижные игры «Робот», «Пылесос» (Л. Е.)
Провести игры-эстафеты «Выложи дом для робота» (Рома Ч.)
Центр «Конструкторское бюро»
Сконструировать роботов из конструктора Лего и техноконструктора (Славик М.)
Собрать технику для робота (летательный аппарат, машину и т. д) (Маша Р.)
Из бросового и природного материала изготовить различных роботов и составить инструкцию назначения (Л. Е.)
Центр музыки «До-ми-соль-ка»
Придумать танцевальные движения для робота (родители Наташи Г.)
Послушать механическую музыку (Л. Е.)
Озвучить (оживить, используя музыкальные игрушки Роботенка (Н. Б.).
Взаимодействие с семьей
Организовать выставку совместного творчества «Робот – друг и помощник», составить инструкцию назначения для каждой модели.
Провести консультацию для родителей по робототехнике.
Привлечь родителей к изготовлению элементов костюма робота для детей.
Собрать коллекцию игрушек-роботов.
Выпустить стенную газету по результатам социального опроса среди родителей и работников детского сада.
Наполнение развивающей предметно-пространственной среды в группе
Центр «Научная лаборатория» :
• Подборка энциклопедий «Техника», журналов.
• Иллюстрации с изображением роботов.
• Клавиатура от компьютера, наушники, старые выключатели. Калькуляторы, телефоны, фены.
• Оборудование для экспериментирования: лупа, магнит, пластмассовые емкости, весы, линейки, сантиметры.
Центр «Творческая мастерская»
• Трафареты геометрических фигур
• Раскраски – роботы.
• Цветная бумага.
• Калька.
• Трубочки от коктейля.
• Пуговицы.
• Проволока
• Скотч
• Репродукции художников по теме «Космос»
Центр «Математика и логика» :
• Блоки Дьенеша.
• Палочки Кьюизенера.
• Ларчик Воскобовича
• Схемы, цифры, логические задачи
Центр музыки «До-ми-соль-ка» .
• Аудиозаписи фантастической (космической) музыки
• Музыкальные физминутки
Центр игры «Игралия».
• Элементы костюма робота.
• Игрушки-роботы.
Центр «Конструкторское бюро»
• Коробки, пластиковые бутылки, веревочки, цветная бумага, картон, ножницы.
• Конструкторы Лего, техноконструктор.
III этап – практический.
Совместно с детьми посмотрели презентацию «Робототехника», изучали энциклопедии с воспитателем, журналы, учили стихи, отгадывали загадки.
Ежедневно утром воспитатели напоминали детям о том, какие материалы и пособия по теме проекта приготовлены в каждом центре.
Удивила вышивальная машинка с программным управлением. (Показана презентация
Как оказалось: у нас в детском саду такой вышивальной машинкой управляет наша кастелянша Юлия Николаевна.
Детей поразила красота вышитых салфеток
Совместно с родителями дети изготавливали роботов для выставки в детском саду. Интересны получились рассказы-инструкции о роботах.
Вот как это получилось.
Совместная выставка родителей и детей «Робот на службе у людей» показала заинтересованность и творчество к теме проекта.
Фантазии детей воплотились в работах «Каким я вижу городской парк», которые представлены на муниципальном конкурсе рисунков «Городской парк культуры и отдыха глазами детей», который проходил 22.03.2018г.
Детей увлекла тема о роботах, ими было предложено создать в парке культуры и отдыха игротеку с Лего конструктором, где можно было заниматься робототехникой.
В свободное время дети выбирали понравившихся роботов и рассказывали о том, какие преимущества они имеют перед человеком.
Беседа о роботах перерастала в споры, кто важнее: робот или человек. Чтобы сделать окончательный вывод совместно с детьми взяли интервью у родителей, воспитателей, музыкального руководителя, заведующей. Каждый высказывал свою точку зрения. Вместе приходили к единому мнению, что роботы хорошие помощники человеку, но человек важнее, потому что человек придумал роботов и может ими управлять, а не наоборот. Дети определили, что необходимо много знать и уметь, чтобы придумывать сложные конструкции.
В центре изобразительной деятельности у детей, занимаясь раскрасками роботов, возникла идея изготовить пазлы (разрезные картинки) «Роботы», которые дети сами изготовили и стали собирать с большим удовольствием.
Картинки разрезали с разным уровнем сложности, оказалось интерено как мальчикам так и девочкам.
IV этап – итоговый.
Педагоги проанализировали результаты проекта :
Полученные результаты проекта• Чтение энциклопедии с воспитателем, изучение информации в Интернете, посещение библиотеки позволили нам выяснить, что слово «робот» произошло от словацкого «robota», что обозначает главную задачу роботов : помогать человеку делать тяжелую и опасную для здоровья работу.
• Узнали, что роботы бывают : механические, биороботы, нанороботы.
• Роботы–помощники выполняют домашнюю роботу, помогают делать операции врачам, ухаживать за больными, исследуют планету Марс и Луну. Созданы роботы, которые умеют смеяться, играть на музыкальных инструментах, петь.
• Научились работать по схеме используя конструкторы Лего и техноконструктор.
• У педагогов возникло желание организовать кружковую работу по направлению «Робототехника».
• Родители приняли активное участие в совместных мероприятиях: выставке, коллекционировании, в соцопросе, выпуск стенной газеты.
• Изготовлены игры –пазлы по теме «Роботы».
• Участие в муниципальном конкурсе «Городской парк культуры и отдыха глазами детей».
В завершении проекта педагоги вместе с детьми проанализировали выполнение совместного плана работы, отметив при этом заслуги каждого и ответив на вопросы.
Вопросы детям:
Что нового вы узнали, чему научились?
Как вы можете использовать свои знания?
В каком центре вам больше всего понравилось работать? Почему?
Кто же важнее человек или робот?
Вопросы родителям:
Как вы считаете, чему научились дети?
Какое из мероприятий плана вам понравилось больше всего?
Чтобы вы хотели предложить сделать в следующий раз?
Вопросы педагогам:-
Соответствуют ли полученные результаты проекта ожидаемым?
Что удалось, а что не удалось в ходе проекта и почему?
Как Вы считаете, какие мероприятия оказались наиболее эффективными для решения задач проекта?
Что помогло включить детей в общий проект?
Что нужно будет учесть в следующий раз?
Какое продолжение у проекта?
Получится ли разработать программу для кружковой работы? Нужно ли этим заниматься ли нет?
Таким образом, наша гипотеза о том, что робот совершенней человека в ходе исследования не нашла подтверждения.
Вывод: У человека больше ресурсов, он делает машины под себя. Но и без роботов, без робототехники в настоящее время людям трудно прожить.
Дети решили, что когда вырастут, то пойдут учиться и, может, быть кто-нибудь из них станет ученым, профессором и тогда сможет придумать роботов лучше. А может быть кто-то придумает суперроботов!
Хотя возникает другая проблема: «Не скучно ли, будет жить взрослым, когда за них все будут делать роботы», но это уже тема нашего следующего проекта.
Список использованной литературы:
Михайлова-Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. – М. : Просвещение, 2015.
Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
Е. В. Фешина Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие-М. :ТЦ Сфера,2017г