Анна Бутенко
Фольклорный досуг «Толоки. Что одному не под силу, то все вместе осилим. Казачество» для детей подготовительной группы
Вступление. Наши земляки из станицы Вёшенской уже не первый год проводят фольклорные праздники для гостей Донской земли. Ими было предложено в осенние дни проводить праздник сбора урожая «Толоки», чтобы наглядно познакомить с обычаями и традициями казаков. Мы поддержали их идею, провели в детском саду фольклорный праздник сбора урожая «Толоки», чтобы наглядно продемонстрировать обычай взаимопомощи и взаимовыручки у казаков: «Что одному не под силу, то все вместе осилим».
Цель: воспитание детей в духе национальных традиций и культурного наследия донских казаков.
Задачи:
Публикация «Фольклорный досуг „Толоки, Что одному не под силу, то все вместе осилим, Казачество“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
1. Закрепить представления детей о труде казаков осенью, сборе урожая, укладе жизни людей в старину.
2. Учить разгадывать русские народные загадки, выделяя главные признаки и сверяя со второстепенными.
3. Познакомить с образцами устного народного творчества – сказкой «Репка», игровым хороводом «Капуста», русскими народными загадками по теме «Овощи. Огород», казачьей песней «Пчёлочка златая», русскими народными поговорками и пословицами про пчел.
4. Познакомить детей с образцами прикладного искусства – куклами- стригушками.
5. Воспитывать интерес к фольклору, уважение и интерес к самобытности казачьей культуры.
Ход мероприятия:
Под казачью песню «Ой, сад во дворе» дети входят в зал. На скамейке корзина с овощами. Стена стилизована под казачью горницу.
Хозяюшка: Здорово дневали, казаче!
В добрый день и в добрый час
Рада я всех видеть вас…
Всех вас в хату приглашаем, душевно встречаем.
Не смущайтесь. Не стесняйтесь. Удобно располагайтесь!
Вот и Осень. В огород
Собирается народ.
Зрел всё лето урожай,
Очень уж богат наш край!
Сегодня я предлагаю снова побывать в казачей станице, разузнать какие традиции были у казаков, связанные со сбором урожая.
(Презентация).
Слайд 1,2. Все знают, что казаки –доблестные воины, но ведь в старину, в мирное время, они занимались сельским хозяйством в своих больших подворьях. Большой птичий двор, кони, коровы, овцы, козы….Огромный огород, богатый сад да ещё большие поля, засеянные пшеницей. Как со всем управиться?
Слайд 3. На помощь приходили соседи-казаки. Спасала взаимовыручка.
Слайд 4. Толоками казаки называли коллективную товарищескую помощь. Пошел к соседу, помог ему собрать урожай, а он в ответ тебя угостит чем-то вкусным, да разудалую песню споет. Так собирались казаки всем хутором на сельхоз работы, а затем отмечали их окончание народными гуляниями.
Слайд 5,6,7,8. Как вы понимаете поговорку: «Что одному не под силу, то все вместе осилим»?
«Толоки»— это когда любую работу делают «всем миром».
Хозяюшка: так вот я и пригласила вас, дорогие гости-соседи, чтобы вы помогли мне убрать мой богатый урожай, на толоки.
Окажите помощь?
А урожай на Донской земле богатый. Хотите узнать, что у меня уродилось?
Тогда слушайте внимательно русские народные загадки. Будьте внимательны, они, ох, какие трудные… (достает отгадки из корзинки)
Русские народные загадки:
1. Курочка-пустодом,
Свила гнездо за двором.
Яйца несёт-
В землю кладёт.
Под землёй
птица гнездо свила,
Яиц нанесла. (Картофель)
(Подсказка: сажали много, в поле- за двором, по форме овальные, как яйца, в в земле, в одном месте- ямке много.)
2. Кину катком-
Оборотится бордовым сахарным клубком,
Под зелёным под дубком. (Свёкла или бурак).
3. Лежит барыня на полатях,
Вся в платьях,
Кто ни глянет-
Тот заплачет.
или
Сидит Марфутка
В четырёх шубках, Кто поцелует-
Тот и сморщится. (Луковица)
(Словарная работа : полати- сухое место под потолком, между печью и стеной, лук раскладывали там просушить)
4. Красна, да не девка,
Хвостовата, да не мышь.
или
Сидит девица (красавица)
В тёмной темнице-
Коса- на улице. (Морковь).
Хозяюшка: А знаете ли вы, что если бы не помощь соседей, то сбор урожая мог затянуться до морковиного заговенья. Это шуточное выражение обозначает- очень долго. То есть одна семья практически сама не могла бы справиться с этим нелёгким делом.
5. Лежат у матки
Телятки гладки.
Лежат рядками-
Зелёные сами…. или
Телятки- гладки привязаны к грядке. (Огурцы)
6. Вертится Антошка,
На одной ножке.
Посреди двора
Золотая голова.
Где солнце стоит,
Туда он и глядит… (Подсолнух)
7. Сквозь землю прошёл –красну шапку нашёл.
Шапку снял- детей спать уклал. (Мак)
8. Сидит Ермошка
На одной ножке.
На нем сто одежек:
Не шиты, не кроены,
А весь в рубцах. (Капуста)
В народе говорили: «Октябрь капустник – пропах капустой», «Сентябрь пахнет яблоками – октябрь капустой».
Какие блюда готовят из капусты или с капустой? (высказывания детей)
«На столе не будет пусто, если на столе- капуста».
В старину выращивали много капусты: она хорошо хранилась, её солили, квасили, в щи добавляли. В честь неё называли даже игры-хороводы.
Игра-хоровод «Вейся, вейся, капустка» (фонограмма)
Правила: Хозяюшка начинает хоровод, она выбирает любого из стоящих, проводит по кругу, тот выбирает следующего, проходят по кругу, последний выбирает нового и так до тех пор, пока все не будут вовлечены в хоровод:
«Вейся, вейся, капустка,
Вейся белая!
Как же мне капустке не виться белою,
Белою-белою не завиваться….».
После того, как хоровод завился в спираль, раскрутить в другую сторону.
Хозяюшка: вот такие хороводы водили уже после того, как собрали урожай.
Итак, сегодня мы отправляемся в поле собирать арбузы,дыни и тыкву. Они большие и тяжелые. Есть два способа передавать тяжёлые круглые предметы: катить по земле по- одному, сосед катит другой и так, кто быстрее перекатит весь урожай?
Игра №1.
Второй способ: выстроиться в шеренгу и передавать из рук в руки.
Чье казачье подворье справиться быстрее со сбором урожая?
Игра №2.
Хозяюшка: Спасибо, дорогие соседи, за помощь. Теперь самое время весёлую песню спеть. Например, про «Пчёлочку златую»
Этой труженице- казаки посвятили много поговорок,пословиц и даже песню.
• Маленькая пчела человека большому уму учит.
• Пчела трудится — для Бога свеча пригодится.
• Муравей не по себе ношу тащит, да никто спасибо ему не молвит, а пчела по искорке носит, да Богу и людям угождает.
• Пчела и на себя и на людей и на Бога трудится.
• Доброго человека и пчела не жалит.
• Пчёл держать – не в холодке лежать.
Песня «Пчелочка златая» (разучивание, пианино)
Хозяюшка: Ребята, а скажите, какая русская народная сказка тоже призывает к взаимопомощи, к какой сказке подходит поговорка «Что одному не под силу, то все вместе осилим». (Репка)
Инсценировка сказки «Репка»
Знакомство с прикладным казачьим искусством- «Куклы-стригушки»
Хозяюшка: В старину, пока взрослые убирали урожай, детям тоже было, чем заняться. Из соломы делали ребятишки вот таких кукол (показ)-кукол-стригушек. Стригушками их называли потому, что приходилось подстригать им юбочки так, чтобы они могли стоять на ровной поверхности. Эти куколки непростые, они умели танцевать.
(Рассматривание кукол)
Рефлексия: Наша встреча подошла к концу. Скажите, чем вам запомнилась наша беседа? Хотели бы вы оказать помощь соседям? Как бы сами отблагодарили своих помощников?
А в завершении предлагаю посмотреть мультипликационный фильм «Пирожок».
Итог: Просмотрев мультфильм «Пирожок», дети сделали вывод, что кот и собачка были плохими соседями, лентяями, не помогли соседям выращивать урожай, поэтому и не заслужили угощение.