Анна Бутенко
Фольклорный досуг «Толоки. Что одному не под силу, то все вместе осилим. Казачество» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Вступление. Наши земляки из станицы Вёшенской уже не первый год проводят фольклорные праздники для гостей Донской земли. Ими было предложено в осенние дни проводить праздник сбора урожая «Толоки», чтобы наглядно познакомить с обычаями и традициями казаков. Мы поддержали их идею, провели в детском саду фольклорный праздник сбора урожая «Толоки», чтобы наглядно продемонстрировать обычай взаимопомощи и взаимовыручки у казаков: «Что одному не под силу, то все вместе осилим».
Цель: воспитание детей в духе национальных традиций и культурного наследия донских казаков.
Задачи:
Темочки:
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Подготовительная группа
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор кубанских и донских казаков
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
1. Закрепить представления детей о труде казаков осенью, сборе урожая, укладе жизни людей в старину.
2. Учить разгадывать русские народные загадки, выделяя главные признаки и сверяя со второстепенными.
3. Познакомить с образцами устного народного творчества – сказкой «Репка», игровым хороводом «Капуста», русскими народными загадками по теме «Овощи. Огород», казачьей песней «Пчёлочка златая», русскими народными поговорками и пословицами про пчел.
4. Познакомить детей с образцами прикладного искусства – куклами- стригушками.
5. Воспитывать интерес к фольклору, уважение и интерес к самобытности казачьей культуры.
Ход мероприятия:
Под казачью песню «Ой, сад во дворе» дети входят в зал. На скамейке корзина с овощами. Стена стилизована под казачью горницу.
Хозяюшка: Здорово дневали, казаче!
В добрый день и в добрый час
Рада я всех видеть вас…
Всех вас в хату приглашаем, душевно встречаем.
Не смущайтесь. Не стесняйтесь. Удобно располагайтесь!
Вот и Осень. В огород
Собирается народ.
Зрел всё лето урожай,
Очень уж богат наш край!
Сегодня я предлагаю снова побывать в казачей станице, разузнать какие традиции были у казаков, связанные со сбором урожая.
(Презентация).
Слайд 1,2. Все знают, что казаки –доблестные воины, но ведь в старину, в мирное время, они занимались сельским хозяйством в своих больших подворьях. Большой птичий двор, кони, коровы, овцы, козы….Огромный огород, богатый сад да ещё большие поля, засеянные пшеницей. Как со всем управиться?
Слайд 3. На помощь приходили соседи-казаки. Спасала взаимовыручка.
Слайд 4. Толоками казаки называли коллективную товарищескую помощь. Пошел к соседу, помог ему собрать урожай, а он в ответ тебя угостит чем-то вкусным, да разудалую песню споет. Так собирались казаки всем хутором на сельхоз работы, а затем отмечали их окончание народными гуляниями.
Слайд 5,6,7,8. Как вы понимаете поговорку: «Что одному не под силу, то все вместе осилим»?
«Толоки»— это когда любую работу делают «всем миром».
Хозяюшка: так вот я и пригласила вас, дорогие гости-соседи, чтобы вы помогли мне убрать мой богатый урожай, на толоки.
Окажите помощь?
А урожай на Донской земле богатый. Хотите узнать, что у меня уродилось?
Тогда слушайте внимательно русские народные загадки. Будьте внимательны, они, ох, какие трудные… (достает отгадки из корзинки)
Русские народные загадки:
1. Курочка-пустодом,
Свила гнездо за двором.
Яйца несёт-
В землю кладёт.
Под землёй
птица гнездо свила,
Яиц нанесла. (Картофель)
(Подсказка: сажали много, в поле- за двором, по форме овальные, как яйца, в в земле, в одном месте- ямке много.)
2. Кину катком-
Оборотится бордовым сахарным клубком,
Под зелёным под дубком. (Свёкла или бурак).
3. Лежит барыня на полатях,
Вся в платьях,
Кто ни глянет-
Тот заплачет.
или
Сидит Марфутка
В четырёх шубках, Кто поцелует-
Тот и сморщится. (Луковица)
(Словарная работа : полати- сухое место под потолком, между печью и стеной, лук раскладывали там просушить)
4. Красна, да не девка,
Хвостовата, да не мышь.
или
Сидит девица (красавица)
В тёмной темнице-
Коса- на улице. (Морковь).
Хозяюшка: А знаете ли вы, что если бы не помощь соседей, то сбор урожая мог затянуться до морковиного заговенья. Это шуточное выражение обозначает- очень долго. То есть одна семья практически сама не могла бы справиться с этим нелёгким делом.
5. Лежат у матки
Телятки гладки.
Лежат рядками-
Зелёные сами…. или
Телятки- гладки привязаны к грядке. (Огурцы)
6. Вертится Антошка,
На одной ножке.
Посреди двора
Золотая голова.
Где солнце стоит,
Туда он и глядит… (Подсолнух)
7. Сквозь землю прошёл –красну шапку нашёл.
Шапку снял- детей спать уклал. (Мак)
8. Сидит Ермошка
На одной ножке.
На нем сто одежек:
Не шиты, не кроены,
А весь в рубцах. (Капуста)
В народе говорили: «Октябрь капустник – пропах капустой», «Сентябрь пахнет яблоками – октябрь капустой».
Какие блюда готовят из капусты или с капустой? (высказывания детей)
«На столе не будет пусто, если на столе- капуста».
В старину выращивали много капусты: она хорошо хранилась, её солили, квасили, в щи добавляли. В честь неё называли даже игры-хороводы.
Игра-хоровод «Вейся, вейся, капустка» (фонограмма)
Правила: Хозяюшка начинает хоровод, она выбирает любого из стоящих, проводит по кругу, тот выбирает следующего, проходят по кругу, последний выбирает нового и так до тех пор, пока все не будут вовлечены в хоровод:
«Вейся, вейся, капустка,
Вейся белая!
Как же мне капустке не виться белою,
Белою-белою не завиваться….».
После того, как хоровод завился в спираль, раскрутить в другую сторону.
Хозяюшка: вот такие хороводы водили уже после того, как собрали урожай.
Итак, сегодня мы отправляемся в поле собирать арбузы,дыни и тыкву. Они большие и тяжелые. Есть два способа передавать тяжёлые круглые предметы: катить по земле по- одному, сосед катит другой и так, кто быстрее перекатит весь урожай?
Игра №1.
Второй способ: выстроиться в шеренгу и передавать из рук в руки.
Чье казачье подворье справиться быстрее со сбором урожая?
Игра №2.
Хозяюшка: Спасибо, дорогие соседи, за помощь. Теперь самое время весёлую песню спеть. Например, про «Пчёлочку златую»
Этой труженице- казаки посвятили много поговорок,пословиц и даже песню.
• Маленькая пчела человека большому уму учит.
• Пчела трудится — для Бога свеча пригодится.
• Муравей не по себе ношу тащит, да никто спасибо ему не молвит, а пчела по искорке носит, да Богу и людям угождает.
• Пчела и на себя и на людей и на Бога трудится.
• Доброго человека и пчела не жалит.
• Пчёл держать – не в холодке лежать.
Песня «Пчелочка златая» (разучивание, пианино)
Хозяюшка: Ребята, а скажите, какая русская народная сказка тоже призывает к взаимопомощи, к какой сказке подходит поговорка «Что одному не под силу, то все вместе осилим». (Репка)
Инсценировка сказки «Репка»
Знакомство с прикладным казачьим искусством- «Куклы-стригушки»
Хозяюшка: В старину, пока взрослые убирали урожай, детям тоже было, чем заняться. Из соломы делали ребятишки вот таких кукол (показ)-кукол-стригушек. Стригушками их называли потому, что приходилось подстригать им юбочки так, чтобы они могли стоять на ровной поверхности. Эти куколки непростые, они умели танцевать.
(Рассматривание кукол)
Рефлексия: Наша встреча подошла к концу. Скажите, чем вам запомнилась наша беседа? Хотели бы вы оказать помощь соседям? Как бы сами отблагодарили своих помощников?
А в завершении предлагаю посмотреть мультипликационный фильм «Пирожок».
Итог: Просмотрев мультфильм «Пирожок», дети сделали вывод, что кот и собачка были плохими соседями, лентяями, не помогли соседям выращивать урожай, поэтому и не заслужили угощение.